11. Рождение бури

Ольга Кузнечик
Скажу честно и откровенно - в свое время духовная безграмотность довела меня до очень нехорошего, следствием чего стало заочное знакомство с прп. Амвросием Оптинским: попалась как-то на глаза книга с его биографией, оформленной в виде художественного произведения (не жития, не агиография, а - полноценный рассказ о человеке, имеющем две природы - плотскую и духовную). Поскольку книжка была написана простым языком, то и прочиталась - легко и просто, и уже отсюда стала расти любовь к агиографии, то есть - житиям святых в том виде, в котором они есть хотя бы на Православии.ру.
Затем - пошло чтение Священного Писания и Священного Предания, но - увы, до сих пор не дочитала дотудова, откудова можно понять историю о том, как "родился" сатана. Откуда взялись бесы, злые духи, в общем, все то, с чем надо бороться как логический противовес понятию "плоть и кровь".
В принципе, понятно и так: "не убий" означает "да, грешник вызывает омерзение, но убив его - ты родишь зло. Сам, своими руками". Поэтому надо убивать грех. В грешнике. Как-то... Опять же, и инструкция дана: если грешник хочет тебя побить - подставляй самые больные места и радуйся, благословляя и любя этого грешника. Теоретически, это должно как минимум дезориентировать и повергнуть в недоумение: как так-то? Должен плакать, убегать, уклоняться от ударов, а он, идиот, подставляет и - радуется!.. То есть, видно, да? Злоба замещается на что-то другое. Увы, не любовь, но как минимум - злоба отодвигается от грешника. Куда? Ну, в того, кого бьют. Потому что - попробуйте! Махом вызверитесь! Это - то, что можно назвать "общим бассейном", в который каждый приносит свои бактерии (кто-нибудь нынче реально проходит медосмотры "для бассейна"? Да их, поди, и отменили уже). Общая лужа, в которой купаются - все и делятся друг с другом всем, на что надо сдавать анализы.
Но - не все заболевают. У кого-то - иммунитет.
То же самое - со злобой: в себя принял, трансформировал зло в синяки, в материальный урон, так сказать - дал место воплощению злобы, но - не дал размножения, и тем самым - "съел беса", сожрал его, переварил и выделил энергией: "Спаси тя Господь, добрый человек!", а "добрый человек" - он чувствует себя обожранным. Не получившим удовольствия от надругательства над другим. И дальше - по "схеме Апостолов": принимают в городе - ешьте и пейте все, что дают, исцеляйте, благовествуйте, и так далее. Не принимают - отрясите прах с ног, но скажите: "Но приблизилось к вам Царствие Небесное!". Моисеев Закон никто не отменял. Исполнение взял на Себя - Господь. Бог-в-Троице. "Седи одесную Мене дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих": и "око за око" осталось, и "зуб за зуб". Исключили из этой схемы - только людей: "Не вы! Вы - слабые и глупые! Я буду вашим Мстителем! А вы - ко Мне! Моим путем! Подставляйте щеки, благословляйте, как Я это делал, и будет вам от Отца Моего то же, что и Мне - слава и вечная жизнь".

Так рождаются дух любви, мира, терпения кротости - в каждом исполняющем Закон. Рождается - в момент исполнения, а потом надо - кормить, поить, пеленки стирать, вразумлять, социализировать, все по тем же схемам, что и с прочими плодами Господними. То есть - один раз стерпел, жди, что скоро придется десять раз стерпеть - пощечины, плевки, унижение. Стерпел? Потом - в сто раз стерпишь, и так будет до тех пор, пока из терпения не вырастет доброта, из нее любовь - к Богу, пощечинам и бьющим, а как только вот она, Любовь, вырастет - придет Премудрость: "Блин, а били-то меня по моей вине! Надо было вот так и так, а я - идиот!..", и начинается что-то другое. Уже не бьют. Уже - кланяются. Просят помолиться Господу за меня, мол, грешника...
И начинается опять-заново: "Ты грешник, так ты и молись, блин! Господу! Работай Ему со трепетом! И не придется мне кланяться, тем более, что мне это глубоко противно!".
Противно.
Противно молиться за людей, потому что они злы, ленивы и нерадивы. И просишь Господа: "Да ну их, Господи! Не хочу с ними!" - так рождаются отшельники, затворники, пустынники, но и не так - тоже. Бывает, что Любовь превыше всего - сразу, и "сначала затвор, потом - духовный рост", такие жития тоже "не в меньшинстве".

В любом случае, "противно делать что-то для людей" - это рождение духа неприязни, невозможности принять кого-то или что-то.
И вот тут начинает просматриваться - как это могло быть: рождение духов злобы. Говорят, как раз из-за нежелания какого-то ангела поклониться-послужить человеку.  не потому ли Господь говорил Петру: "Иди за Мной, сатано!", когда тот пытался уговорить Его "перестать шляться из города в город и остаться с ними", с Апостолами, то есть. На что Господь пришел в мир? Уж не спасать ли людей? А Апостолы Ему пошто? Уж не спасать ли людей? И не сатано ли противится этому?

Духи злобы рождаются нами. Нашими мыслями, которыми мы не умеем управлять "в нужную сторону" (как? кто бы научил? Это вообще - возможно? управлять собственными мыслями?), нашими чувствами, потому что - это свойство здоровой психики: если мне весело - я смеюсь, если грустно - плачу, а воздержание - это "хи-хи", это когда "гхм-гхм", ну, или, когда кушать скоромное нельзя.
Рождаются - так. И обретают плоть нашими поступками. Иногда достаточно сорвать зло на ребенке, чтобы породить Легион.

Есть правило - не прикасаться мыслями к дьяволу. Абсолютно адекватное правило, ибо гораздо полезнее смотреть в сторону Бога, чем вниз, но - если не знать врага в лицо, то как не перепутать аггела с ангелом?