I. Введение

Владислав Одегов
2006 год по инициативе президента Таджикистана Эмомали Рахмонова назван Годом арийской цивилизации. Эта инициатива руководителя республики имеет логические обоснования. Во-первых,  арийская цивилизация как  одна из древнейших на земле внесла весомый вклад в историю развития всего человечества. Достаточно сказать, что именно там родилась первая мировая религия – зороастризм и  слово Бог имеет иранское происхождение.  Арии дали миру первую энциклопедию древности — книгу "Авеста" и первого пророка — сторонника единобожия Заратустру. Арии, куда бы они ни приходили, несли с собой свет просвещения, достижения науки и культуры. Отличительной чертой самосознания ариев было представление о своем особом происхождении и принципиальном отличии от народов, на земли которых они пришли…Древнегреческие авторы знали, что персы и мидийцы были ариями, о чем и упоминали в своих сочинениях. Очень хорошо сказал о влиянии арийской цивилизации Д. Дудко: «Не всегда можно проследить, когда и от какого из иранских народов переняли славяне то или иное верование или миф. Но бесспорно огромное иранское влияние на многое из того, что нам сейчас представляется исконно славянским и русским. И это не унижает наших предков. Чтобы усвоить достижения чужой куьтуры, нужно самому достичь определенного культурного уровня, Унизительно не учиться, а обезьянничать, бездумно и поверхностно перенимать чужое. Этим древние иранцы и славяне не грешили».1  Добавим, что не грешили этим и жители Древнего Прикамья. 


Во-вторых, арийская  цивилизация сложилась несколько тысячелетий назад на землях сегодняшних Таджикистана, Ирана, Афганистана, Индии… И современные таджики, стало быть, имеют все основания считать себя ее наследниками. "Почва, в которой нужно искать корни таджикского генезиса, была иной, не скифской. Такой являлась, несомненно, этническая среда древнего населения земледельческих оазисов. Эта среда характеризовалась вполне выраженным этническим единством на протяжении почти всего I тысячелетия до н.э., по крайней мере, до массовых вторжений тохаров, саков и других кочевых скифских племен в последних веках этого тысячелетия. Единство это отражается в общих названиях, которые даются в источниках того времени странам древней земледельческой культуры на будущей таджикской территории: "Ариана" (причем подчеркивается, что название это объединяет причисляемые к ней страны именно в силу их племенного единства), "страны арьев", "обиталище арьев", "страны, созданной Ахурамаздой"2. 


Таджики, наследники ариев, внесли большой  вклад в мировую культуру и науку. Таджики дали миру Рудаки, ученых — Авиценну, Фирдоуси, Саади, Гафиза, Джалолиддина Балхи, Носира Хисрава, Омара Хайяма, Ал-Беруни, Ал-Хоразми, Имома Тирмизи, Закария Рози, Фороби и многих других. Имена этих славных сынов таджикского народа, которые стоят в одном ряду с другими гениями человечества,  знакомы любому мало-мальски образованному человеку. Они, как и другие арии, жившие за много веков до них, несли миру свет.
         
Однако, кто же такие арии? Ученые древней Греции и Рима, о чем мы пишем в своей работе, легко отвечают на этот вопрос. Однако наши современники, особенно не искушенные в вопросах истории, попытавшись ответить на этот же самый вопрос, столкнутся с рядом трудностей. И почерпнуть информацию откуда-либо – сложно. Даже «большие» энциклопедические словари дают мало информации об ариях, а то и вовсе "молчат" на их счет. Как, например, Советский Энциклопедический Словарь (год издания – 1981). Нет в этом словаре и статьи про родину ариев – Ариану. Не найдешь этой страны на картах Древнего мира, в том числе изданных совсем недавно. Например, в Атласе истории Древнего мира ("Дрофа", 2002 год) вы обнаружите и Бактрию, и Согдиану, и другие составные части Арианы, но не ее саму. Такое замалчивание объяснимо.

Еще живы в памяти нашего народа злодеяния гитлеровской Германии годы Великой Отечественной войны, которые называли себя арийцами. И, к великому сожалению, негативные ассоциации еще, очевидно, долго будут вызываться этим словом у рядового человека. И большая задача ученых, вообще всех просвещенных людей – показать, что потомками арийцев  могут с полным основанием называть себя многие народы мира. Не случайно ведь языки славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и ряд других вместе с индоарийским, или арийским, составляют большую единую индоевропейскую семью языков. "Близость этих языков, проявляющаяся в ряде моментов и теперь, - пишет Б.Г. Гафуров, - но значительно большая в древности, указывает на их генетическое родство".3  В своей работе мы также расскажем вам, кто же такие арии и что за страна – Ариана.

Главная же задача нашего исследования - выявить следы арийской цивилизации в Прикамье, общие родственные черты у ариев и народов, населяющих Пермский край в древности и сейчас, и  показать, что история их взаимоотношений имеет глубочайшие корни. В своей работе мы использовали публикации на эту тему историков, археологов, лингвистов и других ученых, а также собственные исследования. Например, нами предложена имеющая под собой серьезные основания гипотеза о том, что ряд топонимов Прикамья (Кунгур, Аспа, Ирень и другие) имеют иранское происхождение. Уникальным также является выявление следов древнего арийского языка в именах современных ираноязычных народов, а также исследование влияния русского языка на именаречение в Таджикистане. Мы понимаем, что нами сделаны всего лишь первые шаги по выявлению следов арийской цивилизации на Прикамской земле которые сохранились  в археологии, топонимике, лингвистике, в этнографии, фольклоре, нумизматике, мифологии, религии, торговле…
 
1.Д. Дудко. Свет из иранского мира. //Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. Москва. ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 342-343.
 2. Пьянков И.В.  "Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии", //"Восток",
1995, № 6, с 27.
  3. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн.I. Душанбе: Ирфон, 1989. С. 28.