Остановленные поколения

Леонид Хандурин
   "Наш паровоз, вперёд лети - в Коммуне остановка!"

   Я хорошо помню, что было 70 лет тому назад. Могу анализировать то, что произошло за предыдущие семьдесят лет. Меня этому научили. Но значит ли это, что я смогу сделать прогноз на предыдущие семьдесят лет, до 2087 года включительно? Нет, речь идёт не об официальном прогнозе, а о локальном прогнозе для узкого круга специалистов, руководствуясь принципом: - Не поняв прошлого нельзя понять настоящее, как и будущее невозможно понять, не поняв настоящее. Это перефразированная восточная мудрость.

   Приведу такой пример. В 1960 году, изучая историю КПСС в одном из учебных заведений, я своим вопросом озадачил педагога. Мы изучали революционные ситуации. Прозвучала такая мысль, что от строя к строю переход осуществляется посредством революций. Я задал вопрос: - Значит ли это, что от социализма к коммунизму наше общество может перейти только через революцию и как она будет называться?

   Педагог внимательно выслушал, немного подумал и сказал, что вопрос сложный и на него он ответит после занятий. После занятий он сказал, что такие вопросы не всегда и не всем можно задавать. Почему, я узнал значительно позже. А на мой вопрос он ответил, что от социализма к коммунизму будет постепенный переход. Если же созреет революционная ситуация, то это будет контрреволюция. И сказал, что лучше бы я забыл о своём вопросе. Что я и сделал.

   Но после событий 90-х годов прошлого века этот вопрос возник у меня снова. Как педагог за 30-40 лет до происшедшего спрогнозировал  такие сложные перемены в обществе и точно их охарактеризовал? Да, возможно определение он дал не совсем академическое, но по сути совершенно точное.

   По сути, события 90-х годов остановили бегущее поколение и остановленное поколение растерялось. Растерялось, потому что двигалось к коммунизму, а оказалось, что впереди капитализм. И передовой отряд, коим считали коммунистов, остановился, а остальные разбежались, поскольку привыкли за семьдесят лет, что «руководящая и направляющая сила» всем подсказывала и за всё отвечала. А вот не стало пятой статьи в Конституции и оказалось, что управлять никто не умеет, да и не хочет. А до этого смеялись с того, что «...каждая кухарка*) должна уметь управлять государством». Кухарка может и умеет, а вот выпускникам элитарных ВУЗов это оказалось «не по зубам», развалили государство «бухгалтерское отродье», как сказал бы Пётр I. Так вот, и кухарку не научили и сами не смогли. Вот уже почти тридцать лет все умники, которые смеялись «над кухаркой» не могут свести концы с концами. А может всё-таки научить кухарку, дешевле обойдётся. Она ведь умеет готовить завтраки, обеды, ужины, а там, глядишь, научится бюджет не только для домашнего обеда составлять, но и для государства. Как показали наши миллиардеры «с двумя классами образования» пилить бюджет много ума не надо. А если этой кухарке в московском переходе купить вузовский диплом с отличием, то наши проблемы разрешатся сами собой.

     Примечание. Не надо путать "ленинскую кухарку", которая должна уметь управлять государством вместе со всеми, с "лукашенковской кухаркой", которая хочет одна управлять государством.

                Фото автора.