От Рима первого к Риму третьему

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото автора - бронзовая статуя Святого Петра в Соборе Св. Петра в Ватикане. Из интернета - вид на Ватикан с высоты птичьего полёта.




Говоря о Риме, перед глазами современного человека обязательно возникает образ святая святых христианского мира, грандиозного по своим размерам и красоте, Собора Святого Петра в Ватикане.

С высоты птичьего полёта площадь, на которой одновременно могут разместиться 400 тысяч человек, аллеи и Собор Святого Петра выглядят как ключ. Который завещал Иисус Христос своему ученику апостолу Петру, хранителю ворот в Царствие Небесное.

Почему именно глазами современного человека? Потому что сам Ватикан, как центр и резиденция папства, существует с 15 века. До этого момента резиденция правителей папского государства, пап Римских, располагалась в Латеранской Базилике Рима.

Во времена Великой Римской империи заболоченный Ватиканский холм в Риме находился на правом берегу Тибра, за чертой города. И был летним садом знати, в том числе резиденцией Агриппины, матери императора Калигулы. Нерон построил на этих землях ипподром и цирк, где частенько выступал сам, читая свои бездарные трактаты.

Именно здесь, по преданию, в 64 году был распят апостол Пётр, и здесь же был похоронен. Именно поэтому император Константин, узаконивший христианскую религию в Римской империи в 326 году, воздвиг здесь первую базилику - Святого Петра. Но центр христианского мира был им перенесён в Константинополь.

Кстати, в 1939 году при тщательном изучении церковных хранилищ в базилике, после проведённых раскопок, были обнаружены артефакты, свидетельствующие о бережном хранении священных находок в период 1-2 веков н.э. А в 1968 году папа Павел У1 официально объявил о том, что здесь действительно хранятся мощи апостола Петра.

Это может сегодня показаться странным, но история папского государства, которое в средние века постоянно расширяло свои границы, то становясь вассалом франкских королей и византийских императоров, то отстаивая независимость от лангобардов и неаполитанцев, была скорее борьбой за земли и власть. Ведь в состав папского государства порой входили территории, оторванные друг от друга, даже в Африке и Малой Азии.

Пока же в бывшей Римской империи на Апеннинском полуострове шли войны за землю, центром христианства, как я уже упомянула выше, стал Константинополь, столица Византии. В результате разногласий между папами и патриархами православия в Константинополе в 1054 году произошло окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную.

***

Предпосылки этого события уходят корнями в далёкое прошлое. Когда император Римской империи Константин Великий перенёс официальную столицу Римской империи в город на проливе Босфор, назвав его Новым Римом.

В стенах константинопольского укрепления находится так же семь холмов, как и в Риме. Отстроенный Константином Великим, почти на целую тысячу лет Константинополь становится центром христианства.

Но после захвата Византии турками-сельджуками, а потом и турками-османами, в 1453 году Константинополь становится столицей Османской империи.

Опять начались гонения на христиан, практически все члены императорской семьи погибли. Оставшиеся в живых племянники императора Константина У1 Палеолога, который погиб во время осады Константинополя, были переправлены в Ватикан. Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы).

Опекун малолетних племянников императора, кардинал Виссарион Никейский, был сторонником унии, объединения католиков и православных христиан под властью папы. Заодно и расширить границы. У него и созрел план выдать замуж Зою (Софью) за овдовевшего московского князя Ивана 111.

Но Софья не оправдала надежд папских кардиналов, оставшись верной вере своих греческих предков, православных христиан. Так, сочетавшись браком с Иваном 111 в 1472 году, Софья подарила русскому престолу царей Василия 111 (сына) и Ивана 1У (Грозного - внука), которые внесли огромный вклад в дело укрепления русской государственности и православной веры.

Именно с того момента, женитьбы на наследнице Константинопольского царя Софье Палеолог, после взятия Твери, стояния на Угре и обретения независимости от Орды, Иван 111 стал именовать себя самодержцем, царём. Русь стала считаться оплотом христовой православной веры.

Формулировка "Москва - Третий Рим" впервые была провозглашена Митрополитом Московским Зосимом в 1492 году. Где были такие слова: "И ныне прослави Бог - в Православии просиявшего благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константиню-Москве".

***

Если посмотреть на очертания современной Москвы из окна самолёта, они напоминают ключ. Тот самый, который апостол Пётр крепко держит в своих руках.