Искать жизнеспасительный маневр

Моисей Харитонов
ВВЕДЕНИЕ

В разделе «Обреченность современного Израиля» http://www.proza.ru/2017/08/05/1632 я попытался обоснованно предположить, что в глубоких культурных кодах еврейской ментальности  укоренена определенная схема взаимоотношений – верха обеспечивают для себя выживание тем, что сдают задуренные низы. И что такая схема взаимоотношений в еврейской общине делает общину слабой для географических соседей, а слабость провоцирует то, что названо антисемитизмом.

Еще одну иллюстрацию в подтверждение своей гипотезы я нахожу в предисловии к роману Дер Нистера «Семья Машбер». Написано предисловие профессором Мичиганского университета Михаилом Крутиковым, известным исследователем еврейской литературы («Лехаим», № 10(210), 2009).
 
Цитирую – действие романа происходит во время экономического и социального кризиса, когда «рушатся сложившиеся веками связи между еврейскими торговцами и банкирами и польскими помещиками, падает спрос и усиливается конкуренция со стороны новых промышленных и торговых центров. Этот кризис подрывает также традиционные моральные и религиозные устои еврейской жизни…».
Структуру еврейской общины символически представляет структура городского ландшафта в виде трех концентрических колец. В первом сосредоточена коммерческая жизнь, во втором проживают зажиточные купцы и торговцы, и третье, внешнее, кольцо – район бедноты.

У каждого кольца своя религия: в первом - официальный иудаизм, представленный большой синагогой  рядом с величественным кармелитским монастырем и православным собором в центре города; во втором - множество небольших синагог и молельных домов в соответствии с многообразием хасидских направлений, популярных в средних слоях еврейского общества; в третьем кольце, населенном еврейской беднотой, - нестрогая религиозность соответствует свободным нравам.
Под влиянием российских реалий в среде бедноты вызревает социальный протест. И проявляется - в мессианском браславском хасидизме. Страстное желание уйти от горестной реальности мир счастья и справедливости выливается в религиозный экстаз – сработала укорененная традиционная религиозная форме.

1. ЕЩЕ ЭСКИЗНАЯ ВЕРСИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Выше, над текстом, представлена эскизная системная карта влияний на выживаемость Израиля.

ЦАИ – цель Америки (и ведомой ею Европы) в отношении Израиля:

- длением «регионального» конфликта задерживать нарастание исламистского наката на «мир западной цивилизации».
Предполагаю здесь две задачи:

- притормозить и ослабить накат двумя линиями задержки:
1. Бойцами Израиля + добровольцы и командированные из других стран,
2. Предоставлением под традиционную исламистскую расправу небоевого населения страны;

- не допустить для израильтян возможность «выскользнуть» из этой роли.

ЦИ – цель Израиля:

- изобрести и осуществить такую динамичную систему взаимоотношений внутри себя и с окружающим миром, чтобы не оказаться в эпицентре военной схватки цивилизационных гигантов «западный мир – исламизм» в состоянии неспособности выжить.

Помимо того, что приведено в предыдущих разделах сборника, в последние недели появился новый признак, подтверждающий гипотезу. Низовые религиозные евреи активизировали вызывающие уличные акции под предлогом протеста против обязательного призыва в армию и других гражданских нагрузок. Ответом явилось формирование сообществ борьбы за отделение религии от государства и вывод руководителями сообществ людей на ответные уличные акции. Со стороны религиозных последовали декларации о вынужденности покидать государство Израиль. Эти декларации могут оказаться маневром под легализацию и более явную подготовку своевременной эвакуации иудейских верхов с обреченной территории.

В современных «верхах» еврейской израильской общины д-р Леон  Коварский определил характерную социальную группу, которую обозначил «новые нувориши». Они принципиально отличаются от классических нуворишей. Отличаются тем, что действуют открыто в рамках закона, приспосабливая сам закон для реализации потребностей своей социальной группы. Например, принятый и нужный тогда в 80-х гг. прошлого столетия в условиях гиперинфляции Закон о хозяйственном регулировании в настоящее время стал мощным средством сохранения власти, орудием политической, социальной и экономической коррупции, несправедливого перераспределения материальных благ. Он обеспечивает потребности «новых нуворишей», а они ложно представляют Закон, как соответствующий потребностям всего народа.

2. ЗА БОООЛЬШУЮ ЕВРЕЙСКУЮ ПОБЕДУ!

Леон  Коварский обратил внимание читателей на то, что отвечали многие выдающиеся полководцы на вопрос, какое своё деяние они считают самой большой своей победой. Александр Македонский, Цезарь, Суворов, Фридрих, Эйзенхауэр  и много других, отвечали - «Битву, которую удалось предотвратить». Этот ориентир важен для Государства Израиль (http://haifainfo.com/?p=148869, 13.10.2017).

В период становления Государства Израиль, в трио «военная оснащенность – экономическое обеспечение – моральное состояние» у евреев определяющий вклад в победу обеспечивало именно «моральное состояние». Моральное состояние мстителей, понесших жестокие потери и переживших безмерные страдания.

В последующих войнах Израиль уже обладал солидной «военной оснащенностью и  экономической обеспеченностью». И это были решающие факторы побед.

Маленький Израиль с его военно-политически опасным географическим положением, в случае масштабного военного противоборства цивилизационных гигантов, обречен на, возможно – героическую, но последнюю битву. Поэтому, задача дления существования Государства Израиль – предотвращение такой битвы. Только поведенческие, ментальные качества и их проявления могут сыграть здесь решающую роль – помочь изобрести и осуществить жизнеспасительное маневрирование. 

3. А НАЧИНАТЬ НАДО С СЕБЯ

Уместно обратить внимание на замечание д-ра Леона Коварского – «иногда учёные, специально не занимающиеся исследованием общественных отношений, пытаются применить хорошо им известные по своей профессиональной деятельности законы для объяснения общественных явлений. Они не сомневаются в своём праве давать указания, реализация которых чревата опасными негативными последствиями» (http://haifainfo.com/?p=148869, 13.10.2017).

Анализ системы «Проблема выживания Израиля», весьма эскизно представленной на схеме вверху, должен быть многоаспектным и требует комплексных усилий специалистов разного профиля. Трудно еврейским постсоветским специалистам, прожившим долгую жизнь в условиях тотального бюрократического руководства и вдруг обретшим видимость свободы, подняться над побуждениями самоутверждаться в профессиональном общении.

Напомню, или поясню – тем, кто не обращал внимание на такой элемент «постиндустриальной западной культуры», как командная работа.

Есть групповая работа – когда руководитель группы, хозяин задачи, распределяет задачу на подзадачи среди исполнителей, подчиненных, дисциплинирует исполнение. Происходит согласованная деятельность, обещающая результат.

В командной деятельности каждый член команды имеет собственную цель и мотивирован стремлением её достигнуть, но эти цели совпадают с осознанной или прочувствованной ими общей целью и могут быть реализованы в согласованной общей деятельности.

В предшествующих сборниках представлены живые примеры того, как тяга к самоутверждению приводит ученых к фокусированию усилий на «разоблачении» наработок друг друга. А абсолютная проблематичность выживания маленького Израиля с народом, в котором укоренилось сочетание готовности сдавать своих и самим стараться не замечать надвигающейся неотвратимой гибели, требует именно объемной командной работы.