Книжкины секреты

Надежда Чепижко
      В детстве ребёнок учится. Всему. В том числе  – развитию добрых чувств в своей душе. Ему помогают взрослые люди и книги. Чтение способно сделать из человека личность, умеющую чувствовать, сопереживать и мыслить. Заинтересовать детей чтением желательно в самом раннем возрасте. Библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть малышам чудесную силу чтения, сделать его для маленького читателя увлекательным и радостным. Именно с целью развить у детей 5-6 лет уважение и любовь к книге библиотека им. А. П. Чехова в 2015-2016 годах реализовала культурно-просветительский проект «Интересные книжки – для подготовишки».
      Работа велась в сотрудничестве с тремя детскими садами, территориально близкими к библиотеке. Занятия проводились и в библиотеке, и в форме «библиогастролей» – в детских садах.  Формы работы отличались многообразием: громкие чтения с обсуждением, литературно-игровые программы, беседы, часы творческого чтения, литературные слайд-путешествия, книжные выставки, библиографические пособия малых форм. Мероприятия проекта были разной тематики, но все их объединяло обязательное присутствие книги. Дошколят знакомили с современными детскими поэтами, проводили урок вежливости «Весёлый этикет», литературно-игровую программу к международному Дню птиц «Вестники радости и весны»,  устраивали комментированные чтения, мастер-классы и заботились о воспитании любви и уважения к малой родине – городу Омску.
     Игра-путешествие «Прогулки по родному городу» проходила в форме виртуальной экскурсии, и дети активно включались в разговор,  искренне делились своими впечатлениями и открытиями. Показ достопримечательностей сопровождался поэтическими строчками Ольги Григорьевой из книги «Омская азбука». Успех у детей имела игра-кричалка по стихотворению «Омск», когда они хором подсказывали словечко, хлопая в ладоши:
      «Здесь фонтаны, скверы, парки –   
      Это Омск!
      Летом здесь бывает жарко –
      Это Омск!
      …Мы живём у речки Омки –
      Это Омск!
      Он красивый, светлый, звонкий –
      Город Омск!»
      С интересом и вниманием все смотрели мультфильм об Омске, правда, он быстро заканчивался, а всем хотелось продолжения.
Практическое задание дети тоже выполняли – собирали картинку. Каждая команда получала фотографию омского памятника, называла его, а потом складывала пазлы – такую же картинку. Это неизменно вызывало бурный восторг и гордость от полученного результата. В конце встреч все участники получали подготовленные библиотекой красочные закладки со списком тех самых книг об Омске, о которых шёл разговор. Игра была наполнена живым, позитивным общением библиотекаря и детей. Результат – многие ребята взяли в библиотеке книги об Омске.
      Продолжением краеведческих встреч стала познавательно-поэтическая программа «Литературные тропинки Омска». Мы рассказывали ребятам о наших земляках – детских поэтах. Звучали их стихи, загадки. По стихотворению Тимофея Белозёрова «На радуге» даже провели игру.
      «Не во сне, а наяву –
      Что же здесь такого?
      Я на радуге живу
      В домике лиловом.
      Выбегаю поутру
      В бежевых сапожках,
      Ем в сиреневом бору
      Алую морошку…»
Дети с удовольствием загибали пальчики, считая цвета во время громкого чтения этих стихов. Всем хотелось оказаться самым внимательным!
      Любить свою малую родину – значит и гордиться знаменитыми земляками. Беседа «Чудо-книги Анатолия Коненко» началась словами: «В городе Омске живёт замечательный человек – Анатолий Коненко. Чем же он замечателен? А тем, что вручную создаёт совершенно необыкновенные вещи! Первым в Сибири этот человек начал заниматься искусством микроминиатюры». И далее – рассказ об уникальных его работах, о миниатюрных книгах и даже супермикрокнигах размером меньше 1 мм. С помощью электронной презентации детям на экране были показаны произведения искусства знаменитого мастера из Омска. А для наглядности библиотекарь вынула из нарядного мешочка грецкий орех, напёрсток и квадратики из картона по размеру книг Анатолия Коненко.
      Узнав о самом маленьком в мире аквариуме, ребята обомлели. Посмотрев на чайную ложечку, появившуюся из того же мешочка, представив, сколько в неё поместится воды, дети затаили дыхание и не шелохнувшись смотрели  видеосюжет о крошечном настоящем аквариуме – ещё одной работе Анатолия Коненко. Дети восхищались и радовались тому, что живут в одном городе с удивительным человеком.
      Весёлое занятие по книге Ольги Колпаковой «Жил-был Зелёненький» получилось ярким, добрым и разноцветным. Всё в этой литературной встрече подчинено цвету. Сначала ведущая прочитала вслух сказку, а дальше началась игра. Для разминки малыши с удовольствием сделали пальчиковую гимнастику «Цветок». Каждый ребёнок придумал, каким цветком он будет, и вместе с библиотекарем под задорные стихи выполнил упражнения для пальчиков. Следующая игра перенесла внимание детей на экран. Менялись разноцветные картинки, на которых дети видели овощи, фрукты и ягоды. Надо было решить, какого героя прочитанной книжки этим продуктом можно угостить. Дружно малыши отгадывали «Цветные загадки», где в каждом четверостишии «скрывался» какой-то цвет.
     Игра-задание «Найди свой цвет» тоже увлекла малышей. Ведущая называла цвета, а ребёнок искал их в своей одежде и загибал пальчик. Победителем считался тот, кто насчитал у себя больше всего цветов. Собрать радугу захотелось всем! Повторили только что выученную напоминалку «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и принялись складывать радугу из разноцветных полосок бумаги.
      Ведущая предложила присмотреться и заметить, какой разноцветный мир вокруг нас: «Им можно любоваться, а ещё можно его нарисовать! Какие специальные предметы нам в этом помогут? Давайте их назовём». Дети хором называли карандаши, краски, цветные мелки, гуашь и фломастеры, а на экране появлялись соответствующие ответам картинки. «Пусть разноцветный мир дарит вам всегда радость и хорошее настроение!» – такими словами завершалась встреча.
      Все занятия с дошколятами были интерактивными, включали громкие чтения, стихи, загадки. Обязательно проводились подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, причём подбирались они по соответствующей теме. Часто звучала подходящая музыка и были показаны мультфильмы. Все мероприятия сопровождались электронной презентацией.
      Работа с детьми предполагает смену действий и впечатлений. Поэтому задания были разные, весёлые и динамичные. Ребята  складывали радугу, рисовали еду для питомцев зоопарка, собирали пазлы. А в декабре для подготовишек проводился новогодний мастер-класс по вырезанию снежинок. Свои работы они торжественно подарили библиотеке им. А. П. Чехова для украшения интерьера.
      После мероприятий дети получали подготовленные библиографом закладки со списками книг, а их родителям передавались буклеты-подсказки: «Новые книги нового века», «Любящим родителям: как вырастить книгочея», «Вежливое слово на выручку готово».
      Любая тема проекта раскрывалась при помощи книги. Дошкольники приходили в библиотеку и убеждались, что здесь много  увлекательного. А потом многие дети привели сюда своих родителей, записались, и теперь берут книги на абонементе и читают всей семьёй.
      Интерес, активность, любопытство – всё это было заметно в поведении детей на занятиях. Ребята в игре закрепляют полученные знания, радуются, правильно отвечая на вопросы. Самое главное для нас – библиотекарей – малыши знакомятся с книгой и приобщаются к чтению. Они открывают «книжкины секреты», думают, познают, учатся. А мы легко и весело направляем их по дороге книжных открытий. Для того и работаем!