В мутной воде можно наловить много рыбы

Галина Рязанова
     "Русский славянский этнос это всего лишь питательный гумус для проращивания благодатных семян других наций".    Троцкий Л.Д.

    «Единое образовательное пространство любой страны есть органичная часть ее социокультурного пространства, и до тех пор, пока школа видит свою миссию в воспитании юного человека в отечественной культуре, за целость образовательного пространства можно быть спокойным»- министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева .

      Пифагор (570/540-500 гг. до н.э.)-“Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика”, всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно”.


      Ассимиляция это процесс утраты национальной идентичности путём перенятия культуры другого народа с постепенным утрачиванием или смешением своих.

      Насилие — последнее убежище некомпетентности.

      Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.Цицерон Марк Туллий .

      Насилие — суть войны.Томас Бабингтон Маколей.

      Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него. Лев Николаевич Толстой.

     Насилие — это последнее прибежище людей, не умеющих мыслить.


Родной язык не выбирают,
Какой бы не был генотип.
Его с рождения внедряют
Твои родители как чип.

Но часто вносит коррективы
Судьбою данная среда.
И никакие директивы
Помочь не смогут никогда.

Любой язык – необходимость,
Когда потребность в знание есть.
Искусственная применимость
За парты не заставит сесть.

И только личное желанье,
Культура и менталитет,
Спасут его от вымирания
И восстановят паритет.

И будут тщетными потуги
Язык чужой учить силком.
Нельзя так вылечить недуги,
Которых в обществе битком.

Должны условия создаваться,
Чтоб был и стимул и мотив,
А не пиаром увлекаться
Бесплодных инициатив.




     Осенние каникулы в татарстанских школах оказались окрашены в мрачные тона. Под угрозу увольнения попал каждый из 1 500 словесников, четверть века преподававших татарский язык в школах республики на паритетных началах с русским. Педагогическое сообщество в шоке, Минобрнауки РТ хранит молчание, депутаты Госсовета РТ отложили рассмотрение этого вопроса на неопределенное время, а Рустам Минниханов ушел в краткосрочный отпуск. Затишье перед бурей?


     Недавно Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации
 и  недавнее заявление президента Путина, адресованное главам субъектов, что недопустимо заставлять людей изучать язык, который не является для них родным, вызвало у родителей школьников в национальных республиках  резонный вопрос — хотел ли президент сказать, что изучение языков титульных народов не может быть обязательным?

     20 июля президент России на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил:    «Русский язык для нас - естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый.    Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России.    Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное.

     Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».    Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации.

    В Татарстане среди родителей школьников также немало недовольных тем, что дети независимо от национальности в обязательном порядке изучают татарский язык в равных объемах с русским.    А русский язык в Татарстане даже русские дети изучают как «неродной» по сокращенной программе национальных школ.  На территории России русский язык , по умолчанию, считается родным для всех. А вот в национальных республиках   не русскоязычные   родители должны требовать изучения своих национальных языков, писать заявления, что  их ребенок должен учить свой родной язык.

     В Татарстане есть своя Конституция, в которой говорится о двух государственных языках — татарском и русском.   Другое дело, что методика преподавания татарского в школах крайне убогая, учебники примитивные.    Если бы не это, то дети могли бы выучить татарский, имея всего два урока в неделю.   Проблема изучения татарского языка - как старая незаживающая рана.

   

    Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций) , осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.  Государство имеет свою территорию, граждан, армию,   валюту .

     Вопрос о признании государства возникал в случае его образова­ния на бывшей зависимой территории в результате деколонизации. О признании государств речь также идет в случаях образования но­вых государств в результате объединения двух или нескольких госу­дарств либо разделения государства на два или несколько независи­мых государств.Признание нового государства осуществляется обычно путем заяв­ления признающего государства, адресованного признаваемому госу­дарству, о намерении вступить с ним во взаимоотношения как с суве­ренным государством, в частности установить с ним дипломатические сношения.

    Мы живем в России, федеральным законодательством регламентированы равные права для всех, где четко указано, что русский язык государственный, язык межнационального общения внутри страны, позволяющий жить и работать в любом регионе большой страны, второй обязательный любой иностранный, позволяющий общаться на международном уровне вне России и СНГ, дополнительно гарантирована возможность изучения любого регионального языка для поддержания идентичности и культуры всех народов России.

     Для русских родной русский, для татар татарский, возможность выбора родного языка также должна быть гарантирована в любом регионе страны.   Дополнительно созданы все условия для обучения полностью на национальном языке.   Но татары почему-то считают что Татарстан не Россия и только для татар.   Это глубокое заблуждение, потому что половина коренного населения русскоязычные люди и приволжские земли для них такие же свои и родные.
 
    Практически во всех школах проходят родительские собрания, на которых родителям рассказывают о сложившейся ситуации.    Но пока никто не сделал никаких выводов и ситуация зависла в воздухе.    Директора школ тоже замерли в ожидании результатов прокурорских проверок, но у них не пропадает надежда, что всё останется по - прежнему и вернется на круги своя.   И ждут, когда всё затихнет и успокоится, чтобы не пришлось ничего менять и все учителя татарского языка останутся на своих местах и никого не придется увольнять.

     А учителей татарского языка в Татарстане несколько тысяч и многие из них не имеют профильного образования.    И как жалуются многие родители, обучение языку идет очень некачественное и дети многие так за 11 лет и не научились на нем разговаривать, а в большинстве случаев после школы вообще ничего уже не помнят.   Потому что язык нужно учить в семье и там же на нем разговаривать.

     В Татарстане почему - то считают, что это отдельное государство и поэтому все обязаны изучать и язык этого государства.    Но как такое может быть,  что в центре России  уже 25 лет существует отдельное, независимое государство, которое живёт по своим законам.    Но все молча смирялись с этим и только сейчас, почему - то озадачились этой проблемой и как раз перед выборами президента страны. Странно всё это, но хочется, чтобы   эта проблема разрешилась поскорее и чтобы обе  противоборствующие стороны были довольны и счастливы, а народы в этой республике не дошли до гражданской войны и мирно всё решили.
 
     На сайтах СМИ сейчас можно почитать комментарии  родителей, где каждый отстаивает свою точку зрения.    Порой  высказывания приобретают явно экстремистский характер и ненависть родителей  друг у другу переходит все границы.    Русским людям предлагают покинуть Татарстан и убираться в другой регион только потому что люди не хотят, чтобы дети изучали не нужный им язык.
;
      Комментарии  националистов ;

      " РУССКИЕ СВИНЬИ УЕЗЖАЙТЕ ТОГДА НА *** ИЗ ТАТАРСТАНА РАЗ НЕ ХОТЯТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК УЧИТЬ, СВИНОРЫЛЫЕ УБЛЮДКИ ГНАТЬ ВСЕХ РУССКИХ ИЗ ТАТАРСТАНА ЭТУ АЛКАШНЮ ВОНЮЧУЮ.;" , 
      "если ненужен татарский язык живите тогда в русской россии; ", 
     " Татары, не забывайте свой язык и боритесь за независимость от России! Налаживайте отношения с другими тюрскими народами! Следуйте канонам Ислама! Тогда вы не исчезните с лица земли! Россия - страна глупых, жестоких рабов, которые не терпят умных и независимых. Русские тянут всех в болото ненависти и высокомерия".;
      " Татарам нужно создать независимое государство Татарстан! Я думаю все к этому идет!; "
      "Русские вообще оборзели! Татары единственный выход это создание независимого татарского государства Татарстан! Нужно выгнать русско-фашистских захватчиков и оккупантов с наших земель!; "   

      И таких высказываний много.   Возмущенных комментариев  русских мало,но есть и такие:

     "Речь идет о том, чтобы русских детей оставили в покое и не заставляли учить татарский язык, среди прочих причин - знание татарского языка русскими не даст им равные права с татарами при трудоустройстве на работу, поступлении в вуз, продвижения по карьерной лестнице в коммерческих структурах или росту на госслужбе."

       "В законе об образовании России сказано , что школы оказывают образовательные услуги в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Всего стандартов 4е. ФГОС№1 предусматривает обучение на гос. языке России - русском, ФГОС №4 - обучение на языке нац. меньшинств, ФГОС №3 и №2 - промежуточные варианты. До сих пор в Татарстане обучение проходило в рамках ФГОС №3 и №4 - стандарты обучения для учащихся у которых русский язык не родной. После прокурорских проверок власти Татарстана готовы допустить обучение в рамках ФГОС №2. Но допустить обучение в рамках ФГОС №1 они не хотят категорически ! Право выбора ФГОС - исключительное право родителей учащегося ! Власти республики обязаны создать все условия для обучения согласно выбранному ФГОС. Лишение права получать образование, согласно выбранному ФГОС , влечёт административное ( штраф) и уголовное наказание."

    " Русские - коренной народ на территории Татарстана. Во времена Андрея Боголюбского граница между Русью и Булгарией проходила по р. Каме. В 13м веке, татары уничтожили на этой территории и русских и булгар. В 15м веке, татарский хан захватил междуречье р.Волги и р.Камы , на берегу р.Казанки основал свою ставку которая разрослась в г. Казань. Из набегов приводились пленники которым предлагали принять ислам. Те кто соглашался становились татарами. Каждый третий татарин потомок русского пленника, а в основе смесь окружающих финно угорских народов. Казанское ханство жило за счёт набеговой экономики и просуществовало около 100 лет. К моменту создания татарской республики, русские составляли абсолютное большинство, но ни кто их не спрашивал - хотят ли они , что бы на их земле, земле их дедов и прадедов была создана татарская республика.
В октябре 1991г, свезённые со всей республики татарские националисты штурмовали парламент республики. Пользуясь слабостью центра и опираясь на националистов, местная элита добилась принятия националистической конституции, существенно ограничившей права русских. Идёт выдавливание русских из республики - если в 1991г русских было 50% то сейчас только 39%. Язык это инструмент дискриминации русских. На управленческих должностях, практически, одни татары. Навязывая изучение татарского языка власти республики меньше всего заботятся о том что бы русские знали татарский язык. Дети татарской элиты учатся в частных школах в которых татарских язык не преподают. Навязывание татарского языка это способ освоения больших бюджетных денег, которые идут на поддержку татарского национализма и продвижения идей пантюркизма. Сделайте изучение татарского языка добровольным, как это предусмотрено законом, и татарскому национал - сепаратизму будет нанесён тяжёлый удар. Не даром руководство республики так настаивает что бы сохранить обязательное изучение татарского языка, хотя бы в усечённом виде."

     " К русским надо было обращаться сразу - а не делать вид, что в республике живут одни татары. Выдавили нас ото всюду, посадили своих везде - во власти, в руководстве предприятий и т.д. - куда не посмотри везде вы!!! ПОЗДНО - ПОЕЗД УШЁЛ!!!!". 
   
     " С другой стороны начали заходить. К русским обращаться, как язык сохранить свой? Что- то не спрашивали, когда обязательным вводили вместо часов русского. И почему какой- то Шмаков со своим шведско-финским опытом? При чем тут финский опыт? Там в скандинавиях чего только нет , какой только мерзости. Нам что: все это за полезный и ценный опыт сюда тащить?"

      "То, что сжимают - расширяется,
То, что ослабляют - укрепляется,
То, что уничтожают - расцветает. (Лао Цзы)
Это я про русский язык и про русских в Татарстане."


     " Методика преподавания выбрана таковой не случайно. Разве чиновники от образования не видели отсутствие эффекта от такого преподавания? Нет! Отлично все видели, и жалобы родителей слышали. И ничего не меняли. Хотя тот же EF, насколько известно, предлагал внедрять их методику обучения детей татарскому в школах (по примеру английского, методика-то одна!).
     И по имеющемуся количеству часов, это был бы полноценный интенсив, благодаря которому дети уже через год заговорили бы свободно на языке. Но - отказались, как и от других успешных методик. Почему? Потому что местным аулдашам не нужно, чтобы русскоязычные дети знали татарский язык, поскольку этот факт непременно привел бы к созданию мощной конкуренции в ближайшем будущем. А это им надо? Но вот внедрение обязательного "изучения" в таком количестве очень тешит этнократическое самолюбие.
     Мало того, благодаря "мудрости" руководства минобраз. 3 года назад было введено совершено незаконное тестирование по татарскому языку с проставлением оценок в 9 классе. Причем ни один родитель не был предупрежден, что экзамен может быть только на добровольной основе, и мы, родители, могли от него отказаться. Об этом просто умолчали!
     Надбавки учителям татарского языка. За что? За какие заслуги, если они мало того, что находятся в более комфортных рабочих условиях (учат детей в подгруппах, не имеют головной боли в виде экзаменов ит.д.), но и не несут вообще никакой ответственности за качество получаемых детьми знаний! По сути, надбавку получают просто по факту владения своим же родным языком. По такой логике надбавку должны получать преподаватели иностранных языков, поскольку они выучили чужой язык и преподают его детям.
     На всех мало мальских должностях сидят представители татарской нации. И не надо приводить в пример нынешнего премьер-министра, все знают, что получил он эту должность исключительно из-за того, что предыдущий был вынужден уйти в отставку после известных событий в банковском секторе. Если вы откроете список сотрудников любого министерства и республиканского учреждения, то как минимум 2/3 руководителей - татары. Так же и главы районов - 90 процентов - татары. И где здесь толерантность и равноправие этносов?
     Этот пункт - вишенка на торте, ярче всего свидетельствует о тонких настройках всего организма под названием "национализм". Откройте сайт https://edu.tatar.ru/logon. Что вы видите? Правильно- симпатичного школяра в очках, опирающегося на стопку учебников - их там 6. Самый толстый , по размеру как энциклопедия, расположен в основании стопки - татар теле (по замыслу создателей официального (!) сайта, именно татарский язык основа всех основ в учебе?), и пять поменьше - химия и три учебника на английском языке. А где русский язык, где русская литература?    А нет их в стопке милого мальчишки, олицетворяющего собой образование в РТ!"

     "Похоже в Татарстане забыли что ,они живут в России.   И Русскому либо русскоязычному гражданину Вовсе необязательно учить язык народа который составляет всего около 4% от жителей России.   Не русский язык только по желанию!!! Глядя на татарские учебники создаётся впечатление выдавливание всего русского из региона!    Одно только, что Татарстан независимое гос-во чего стоит!  А сохранять язык насильственно принуждая его учить ,да зачем тогда нужен такой язык!  Одно радует, что В В Путин это вам не Ельцин.   Пора покончить с борзотой правления республикой. 25 лет принуждали учить чужой язык. В В Путин вернёт РТ с небес на землю!!!    Полный бред Русскому учить в России чужой язык!!!!!!!!!! P.S. Татарский народ вы в праве учить свой родной язык но принуждать учить другие народы это великая ошибка!"

     " Проблема в том, что за 25 лет насильственного изучения языка, Татарстан просто спускает по карманам деньги, выделяемые на развитие родного языка. Я как родитель не в состоянии помочь своему ребенку с домашними заданиями. Что бы хоть слово прочитать в учебнике, надо знать татарский язык и это в начальной школе. Как мне понять о чём идёт речь? И как объяснить ребёнку? Может быть задают не много, но каждый день 3-4 часа на выполнение домашнего задания по татарскому это перебор. Мне не удобно обзванивать знакомых с просьбой помочь, а репетиторы слишком дороги. Может быть опасность потерять язык в результате добровольного изучения заставит тратить выделяемые средства на развитие его, а не на обучение детей министра образования за границей."
   
       "Какие все умные, как хорошо рассуждать тем, кто не проживает в нац.республиках!!! Это же не ваши дети с начальной школе 6 раз в неделю изучали татарский язык при том, что русский был 3 раза!!! Это не ваши дети, чтобы получить 5 по татарскому проливали слезы потому-что не могли сделать домашнюю работу и пили успокоительные, а пятерка очень нужна была, т.к. по всем остальным предметам пять и хотелось закончить год на отлично!!! Это не ваших детей запугивали татарским ГИА (кто проживает в РТ поймут что это такое), не вашим детям говорили, что если не сдадите, не допустят к остальным экзаменам!!! И таких примеров уйма!!! Прежде чем давать советы "учите, обязаны, живете на территории и т.д." , почитайте, ознакомьтесь с проблемой, а затем давайте умные советы."

       "Никто, нигде и никогда не запрещал в республиках России учить местные языки ! Более того, для их изучения созданы все условия и выделяются большие деньги. Но местным националистам этого показалось мало и они сделали обязательным изучение местных языков для всех. Для них это очень выгодно - большие деньги на зарплату учителям местного языка, методистам, на учебники, гонорары писателям, чьи книги   никто и читать не будет, если сделать изучение местного языка добровольным. Под это дело осваиваются большие деньги из бюджета. Научить русских местному языку никто и не пытался, методики никуда не годные, но деньги исправно осваивались. Русские были недовольны сложившимся положением. Необходимость тратить деньги ( в том числе личные) и время на предмет, который не нужен ,возмущает учащихся и их родителей. Принудиловка с местным языком это способ выдавливания русских из республик - русским внушают, что они здесь никто , пришельцы, мигранты. Идёт дискриминация русских по национальному и языковому признаку. Требование Президента России соблюдать законы России в области образования в нац. республиках возмутило местных националистов, они расценили это, как покушение на их привилегию устанавливать свои правила. Хотя казалось бы ,какое им дело, будут русские дети учить татарский язык или нет. На право татар учить свой язык никто не покушается."

       "Татарстан-это часть РФ: да или нет? На всей территории России принят русский язык как государственный.А что это значит? А то, что это язык не только межличностного общения , а и гражданский язык, т.е. язык политического, экономического и военного государственных институтов. Это государствообразующий язык, а не только язык русской нации.Владеть русским языком должны АБСОЛЮТНО все граждане РФ.Для русских же владеть местным языком на уровне местного же населения вовсе не обязательно, но желательно. Любой язык на территории России является культурно- историческим наследием, которое надо беречь и развивать.В первую очередь этим должны заниматься именно местные власти.Татарин, чеченец, калмык, башкир и др. должны владеть своим национальным языком лучше, чем русский.Это язык их предков, язык их самобытной культуры.Тут не должно быть никаких ограничений и дискриминации.Язык кроме культурологического и этнического феномена имеет и психологический аспект.А именно: практика и жизненная необходимость.Попробуйте устроиться на хорошо оплачиваемую престижную работу за границей не зная языка или плохо им владея.Шансов почти никаких.Уже не говоря, что-бы заниматься активной общественной жизнью, политикой , бизнесом, спортом и вообще комфортно и полноценно чувствовать в обществе. А это и досуг, семейная жизнь, туризм, дружба, СМИ.Интересно, на каком языке будут общаться татарин и адыгеец, калмык и аварец , тувинец и чуваш, чеченец и мордвин, если им придется иметь общее дело или просто пообщаться. Правильно, на русском.Можно,конечно,и на английском, хоть на испанском, ведь они тоже распространенные мировые языки,впрочем, как и русский.Но это будет абсурд.И печально, что эти малые нации часто скверно владеют русским языком.Тем самым лишая себя масштаба великой обширной страны и замыкаясь сугубо на своей территории, общаясь только на своем языке и вынуждая других изучать их, порой сложный и недоступный говор.Нонсенс."

      "Учить татарский смысла особого нет, т.к. если ты не татарин, то тебе все-равно никуда не прорваться по карьерной лестнице - знаешь ты татарский или нет неважно. Важно - татарин ты или нет. 2. Татарская элита не обучает своих детей татарскому языку, а учит английскому и китайскому. Их дети учатся в международной школе в Казани, где татарского языка нет в обязательной программе. А если элита не занимается сохранением драгоценной нац.культуры - то кто же тогда должен? 3. Сам метод преподавания языка в школах -антигуманный. Например, дети еще русские буквы с трудом пишут в прописях, а по татарских заставляют писать уже изложения. С недавних пор, начали преподавать по некой "сингапурской" методике - без учебников. При этом задают учить наизусть стихи на татарском (2 класс), а тексты не дают. Учитель пишет текст на доске и считает, что этого достаточно, чтобы дети за перемену успели переписать этот текст себе в тетрадь. Понятно, что такое преподавание любви не внушает. 4. Преподавать татарский начинают еще в детских садиках, вместо уроков по лепке и чтению. Соответственно, чтобы к школе подготовиться, приходится дополнительно заниматься с ребенком. Детский сад достаточного уровня не дает. 5. Сами татары не очень рады татарскому. Потому что в розовых мечтах - их дети уезжают отсюда учиться в Москву, Питер, а потом заграницу. Татарского им хватает в семьях, в деревнях у бабушек и дедушек. И поверьте, татарского на улицах - более чем достаточно. 6. Из-за всего этого последние 25 лет из республики активно уезжают лучшие кадры. Специалистов высокого профиля практически нет. Всюду процветает профанация и показуха. Как вам министр образования РТ после сельхозтехникума? А вот... просто земляк президента. 7. И вы все, в России забываете, что такое восточный менталитет - слабый - поневоле добр. Все эти поблажки и реверансы в сторону нац.культур восточные народы воспринимают как проявление слабости, а не высокого уровня сознания."



     Но  никто не запрещает татарам учить свой язык, есть татарские гимназии, школы.    И телевидение тоже может сыграть большую пользу и помочь всем желающим выучить татарский язык.   Можно открыть курсы  и обучать людей по телевизору, благо многие его смотрят постоянно.   Трудно сказать, чем  это противостояние закончится, но если родители русские проиграют и их вынудят смириться с тем, что изучение языка будет обязательным, то им потом придется смириться со всем, что  будет   происходить   дальше.
 
     Во многих соц. сетях идёт бурное обсуждение этого вопроса, но я не видела, читая комментарии,   чтобы русскоязычные родители  с такой ненавистью писали что - то, наоборот, в спокойной форме пытаются разъяснить татарам, что никто их язык не запрещает и что он никуда не денется.   Живет много татар за пределами Татарстана , но они же сохраняют свой язык без школ и даже за границей.    Например, в Австралии живет 600 татар, которые оттуда тоже нагнетают истерию и пишут послания.

      Но родители русские озабочены тем, что даже в детских садах вместо рисования и лепки дети учат татарский язык.    Получается, что русскоязычных начинают ассимилировать с детства?    Люди очень недовольны этим. Также некоторые люди пишут, что татарский язык не даёт никаких преимуществ на поступление в госорганы и многие другие места, куда всё равно берут только по национальности и понятно какой.   Люди пишут, что при устройстве на работу требуют свидетельство о рождении, в котором написана национальность.

     Что же теперь, русским и отсюда убегать, как убегали из союзных республик, когда развалился СССР?  Многие приехали в Татарстан на новые стройки, работать на предприятиях, родили здесь детей и внуков.   А многие жили  на этой территории всегда.  Сейчас дают гектар бесплатно на Дальнем  востоке. Но там много китайцев, как пишет подруга из Владивостока. Опять русских и  оттуда погонят. Неужели русским так и придется всю жизнь куда - то убегать? 

     Мы из Казахстана, где прожили 8 лет, уехали как раз перед развалом СССР и бросили квартиру там.  У  нас забрали паспорта и отдали только тогда, когда мы вышли из квартиры и отдали ключи представителю   администрации, отвечающей за жилищный фонд. Тогда квартиры находились в аренде. Нам не дали даже обменять квартиру в Россию, хотя мы нашли желающих переехать в Казахстан.

   
  " В Татарстане на фоне откровенного саботажа поручений президента России Владимира Путина по «языковому вопросу» усиливается разочарование действиями руководства республики, причем недовольны и жители, вполне лояльные федеральному центру, и татарские националисты. Отсутствие адекватной реакции на последние «вызовы Москвы» начинает сказываться и на «элите» — в ней нарастает глухое раздражение, выплескивающееся на страницы контролируемых СМИ."



     Ильшат Аминов, генеральный директор телерадиокомпании «ТНВ»:

- Популяризации татарского языка на нашем телеканале мы всегда уделяем особое внимание. У нас постоянно появляются новые программы на татарском языке и для детей, и для взрослых.    Например, большой популярностью пользуется программа «Учимся вместе».    Ее можно назвать школой татарского языка.   Она полилингвальная и доступна абсолютно для всех.   Обучение построено так, чтобы люди разных возрастов и с разным уровнем подготовки могли изучать татарский.
Меры по развитию татарского языка реализуются в рамках госпрограммы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы».


    " Если в семье не говорят на родном языке, не смотрят телевидение на родном языке, не выписывают газет и журналов на родном языке, детей не водят на спектакли и концерты, которые идут на родном языке, кто в этом виноват? Почему вся ответственность перекладывается на органы власти или общественность?"  -Рустэм Хамитов( глава Башкирии).


     " Ситуация с принуждением школьников к изучению неродного им языка, который при этом не является государственным языком Российской Федерации... Вообще само понятие государственного языка РФ субъекта Федерации — немножко нонсенс. В любом государстве есть один главный государственный язык. Если их больше, они должны распространяться на всю страну, а не на ее участок. А принуждать изучать в обязательном порядке региональные языки, тем более когда это вырождается в совершенно откровенную профанацию, несет вред нормальной подготовке по русскому языку и в общем снижает шансы абитуриентов на поступление в вуз."-Егор Холмогоров — общественный деятель и публицист.



   
     Все остальное сепаратизм и национализм, все выкрики о татарах, как второй национальности упираются в 79% русского населения, что в масштабах страны абсолютное большинство.   Давайте жить в мире и дружбе, где нет места подобной ненависти и разделения.  Бедным людям, которых большинство, делить нечего.А богатые уж пусть сами разбираются, кто из них круче и богаче. 38 миллиардов за 4 года было потрачено на   преподавание татарского языка в школах.   А может эти деньги лучше потратили бы на улучшение питания  детей в школах и дет. садах?    Зарплаты родителей мизерные и как пишут люди, большинство получают до 15 тысяч,  а есть зарплаты - 7 - 10 тысяч.   Дети в таких семьях   не получают полноценного питания.

      РЕБЯТА!    ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!