Золото, гл. 22

Альф Омегин
Глава двадцать вторая
Июнь 1988 года

     Уже неделю экспедиция Наумова работала на предполагаемом месторождении. Сколько километров прошел он с коллекторами по водоразделу? Разве станешь считать их, если на каждом шагу почти — в россыпях под корнями вывернутых ветром деревьев и прямо под ногами, даже не прикрытую мхом, — видел красную, насыщенную железом землю? В глубоких промоинах — руслах недолговечных потоков талой воды — он находил черную щебенку магнетита, покрытую ржавой корочкой.
     Наумов делал затеси на деревьях, нумеровал их и все кроки наносил на карту. Он уже представлял себе размеры залежи, – они были просто огромны, и мог прикинуть содержание железа в породе. Но и этого было вполне достаточно для празднования победы.
     — Победы?..
     Горькая усмешка искривила его запекшиеся губы.
     В лагерь притащились поздно вечером, вместе с потемками, измотанные до предела. Геологам удалось определить примерное простирание пласта к северу от того места, где неделю назад Наумов поднял утром первый осколок руды. Завтра он предполагал проследить геологию участка между двумя водоразделами на юго-юго-восток, чтобы разведать площадь месторождения, форму, характер покрывающей свиты, и примерно определить мощность.
     - Ну что, Марк Вениаминович, удачно сходили? – спросил Моргунов, который оставался в лагере.
     - Удачно?! – Наумов был угрюм и зол. – Что ж, можно сказать, удачно, Михаил.  Да, мы наткнулись на месторождение, но месторождение не золота – железа! Крупное, промышленного значения. Не так далеко от водораздела мы обнаружили уголь. Это значит, что тут выгодно не золото добывать, а строить металлургический комбинат. Страна, конечно, нуждается в металле! Но с этими новыми веяниями… Всякими там приватизациями… Я не думаю, что в данный момент государство способно осилить строительство металлургического гиганта в этих местах. А значит, вся наша работа – насмарку! От нас требовали одного - золота! А мы…
     - Может, не нужно вам делать столь скорых выводов? – включился в разговор Найденов. – Я ведь был уже здесь, как вы помните, и своими глазами видел, что люди из партии Колесникова золото находили. Причем, самородное! И эти самородки я тоже видел, как сейчас вижу вас. Мне кажется, вам не нужно торопиться, только и всего. А вы, Марк Вениаминович, поторопились и увлеклись исследованием залежей железа, понимая их промышленное значение, вместо того, чтобы до снега искать здесь золото.
     - Что, все так думают? – Наумов тяжелым взглядом обвел геологов. – Я поторопился?
     - Любой начальник экспедиции, окажись на вашем месте, обнаружив такие мощные залежи руды, делал бы то же самое! – сказал Приходько. – Нельзя бросать работы по железу, не окончив полностью изыскания! Будут его разрабатывать, не будут, - это уже не наша забота. Но изыскательские работы мы просто обязаны выполнить в полном объеме. У нас шесть коллекторов и четверо рабочих. Плюс врач. Так почему бы нам не разделиться на две партии и не заниматься параллельно двумя разработками? Ведь людей для этого достаточно!
     - Вот ты, Приходько и возглавишь с завтрашнего дня работы по золоту! – сказал Наумов. – С тобою – Зайцев, Мартынов, Дзюба, Смирнов и Логунов. Остальные пойдут со мной. Моей группе придется трудиться ударными темпами и за пару-тройку дней завершить начатое исследование по железу. Приходько, что касается твоей группы… Нам придется поверить проводнику, поскольку нет никаких оснований не доверять его словам, и принять на веру  то, что золото в самородном виде здесь присутствует. Но помни, что в отличие от мелких золотинок, самородки уходят сравнительно недалеко от своих коренных источников. Поэтому они несравненно информативнее мелкого золота. Размер самородков, их форма, окатанность, включения пород в комплексе с детальной характеристикой места находки — прекрасная информация для локального прогноза коренного месторождения. Еще, имей в виду вот что - образцы с кристаллами, нитевидные и листовидные сростки золота являются огромной ценностью. Их стоимость столь велика, что продажа одного экземпляра порой окупает все затраты на геологоразведочные и горные работы. Да, еще… Используй наш металлоискатель. Обязательно!  Смотри, если в ручье не найдешь ни одного самородка, значит, нужно сменить место. Иди в другой ручей! Нужно пытаться найти самородковое гнездо, а если уж встретился самородок, самым внимательным образом обследуйте прилегающую площадь и раскопайте все аномалии. Кроме того, самородковые россыпи обычно образуют узлы, в которые входят несколько россыпных месторождений. Наличие крупных самородков свидетельствует о том, что место - самородковое. Значит, здесь, скорее всего, есть несколько россыпей с крупным золотом. Руководствуйся этим!
     - Один момент, товарищи геологи! – сказал Найденов. – Ну, это, скажем, если вы все разбредетесь завтра по тайге, осмелюсь спросить: кто вам будет готовить пищу? Золото и железо – это хорошо! Но есть-то человеку надо! За добычу дичи я отвечаю! Но ежели я тоже уйду на целый день, чтобы добыть зверя? Что тогда?
     - Ничего! – резко ответил Наумов. – Перебьемся сухарями и консервами!
     - Воля ваша! – развел руками проводник.
      На следующий день Приходько ушел со своей группой к подножью крутого склона в самом конце распадка, где ручей низвергался с высоты более трех метров, образуя каскад водопадов.  В яме под нижним водопадом у огромного, овальной формы валуна Дзюба и обнаружил первый самородок весом около трех граммов.  Приходько включил металлоискатель, который на самом деле был обыкновенным армейским миноискателем ИМП-2 образца 1969 года, настроенным при получении со склада Смирновым, который работал с ним в Афгане и отозвался о нем так: «Замечательный миноискатель. Прочный на диво, надежный, как топор, он прост в обращении как ложка. Любой самый малограмотный солдат после одного показа и 15-20 минут тренировки уже может довольно надежно работать с ним. Настройка миноискателя очень проста и практически не сбивается. Пользоваться отверткой для грубой настройки этого прибора обычно приходится один раз — после получения со склада, ну, или уж когда батарейки находятся на полном издыхании».
     С помощью ИМП-2 группа Приходько и обнаружила первое самородковое гнездо. До конца дня геологи подняли из ямы восемнадцать самородков, общий вес которых составил более ста двадцати грамм.  Приходько подробно описал участок находки, который имел размер семь на семь метров, и группа с чувством выполненного долга отправилась в лагерь.
     - Найти такое самородковое гнездо - мечта каждого геолога! – сказал вечером Наумов. – Но  без металлоискателя найти гнездо с самородками было бы практически невозможно, так как размер гнезд невелик - несколько метров, и вы сами в этом убедились.  Дедовским методом, лотковым опробованием, выявить такие гнезда практически невозможно  из-за незначительного объема пробы. Что ж, продолжайте в том же духе!
     - Послушай, Марк Вениаминович, - сказал проводник, - если уж ваш прибор столь эффективен, почему бы вам не проверить отработку группы Колесникова в том же месте. Они промывали песок и галечник в лотках, но ты же сам говоришь, что лоточным методом результата не добиться…
     - Дельная мысль! – сказал Наумов. – Стоит попробовать!
     С помощью металлоискателя на нескольких отработанных полигонах за неделю группой Приходько было найдено сорок девять самородков золота. И хотя образцы еще не подвергались химическому анализу, Наумов после взвешивания сказал: «Общая масса самородков эквивалентна двумстам восьмидесяти четырем граммам  химически чистого золота. Я в этом уверен на девяносто девять процентов. И мы, таким образом, уже покрыли затраты на снаряжение экспедиции и командировочные расходы». 
     При этом не было ни одного полигона, где не было найдено хотя бы несколько самородков… 

Продолжение следует -