Зарисовки из американской жизни. Продолж. след

Магда Кешишева
   11 сентября в Америке - День памяти, патриота, и молитв. В церквах проходят поминальные службы, приспущены флаги, по всей стране проводятся траурные мероприятия и мемориальные концерты.

   В 2014 году был открыт Мемориал 9/11 в память о 2983 жертвах теракта, потрясшего мир. Президент Абама, открывая мемориал, сравнил силу и дух американцев с фундаментами рухнувших башен - близнецов, которые, хоть и пошли трещинами, но устояли.

   С того дня прошло три года, но что - то мешало мне посетить Мемориал. Может быть, тот факт, что в  роковой день среди погибших были знакомые люди, а, может быть, меня останавливали те же чувства, которые испытывали родные и близкие погибших. Не могли многие из них посетить мемориал: это место для них - кладбище, где человек хочет остаться один на один со своим горем, где только птицы и шёпот ветра нарушают тишину. А здесь, в сердце Манхэттена, всегда многолюдно и шумно. Возмущает людей и то, что вход а музей платный - кто же платит за вход на кладбище!

   В этом году я решилась и сказала дочке:
 - Давай, Яночка поедем в музей 9\11.
 - Мама, ты же не хотела.
 - Да, не хотела я. А теперь вот подумала, что надо съездить.
 - Хорошо.
 - Наверное, лучше в будний день, чтобы было не очень многолюдно.
 - Нет, там всегда много людей. Просто надо пораньше поехать, чтобы быть на месте часов в 9 - 9.30.
 - Ладно.

   Приехали, купили билеты, встали в хвост солидной очереди.
   Не хочу я писать о музее: о нём много написано и много ещё напишут. Единственное, что бросилось в глаза - здесь мёртвые улыбаются и смеются  с цветных фотографий, на которых они живые и счастливые, а мы, кто смотрим на них, молчим, и не стесняемся слёз...

   В трёх кварталах от Мемориала 9\11 находится другой музей, Музей Дани благодарности тем, кто не остался равнодушным к чужому горю не только по долгу службы, но и по долгу гражданскому, человеческому - "9\11 TRIBUTE MUSEUM".
   Здесь тоже оживают на больших экранах душераздирающие кадры того страшеого дня: крики, взрывы, выпрыгивающие из окон люди, бегущие пожарники и смог, смог, смог...

   Но я хочу сказать о том, что меня особенно тронуло: фото японской девочки Садако с журавликом в руке. Хочется верить, что вам, дорогие мои, знакомо это имя. И, тем не менее, напомню её печальную историю.
   Садако жила в 1.5 км от Хиросимы и было ей два годика, когда в 1945 году прогремел ТОТ страшный взрыв. Садако осталась жива, но через 10 лет эхо взрыва отозвалось неизлечимой болезнью, лейкимией. Девочка, весёлая и жизнерадостная, очень хотела поправиться, жить и быть счастливой. Она поверила в японскую легенду, согласно которой, если сделать тысячу бумажных журавликов, уйдёт любая болезнь.
   Но болезнь оказалась сильнее. Сделала девочка 644 журавлика и 25 октябрф 1955 года умерла. Недостающие 356 журавликов доделали её друзья, соединили их(нанизав на нить) в сенбазуру и похоронили вместе с Садако.
   
   Рядом с фотографией Садако стоит маленький, последний её журавлик, который передал музею младший брат девочки. И я подумала : девочка, которая лишилась жизни по вине американского лётчика, посылает ЕГО стране Журавлика, как символ надежды, символ веры в свои силы...

   А с потолка, перед фотографией Садако, свешиваются 10 тысяч разноцветных журавликов, соединённых в сенбазуру, присланных японскими школьниками...
   И вспомнились щемящие стихи Вл. Лазарева:
      Вернувшись из Японии, пройдя немало вёрст,
      Бумажного журавлика товарищ мне привёз.
      С ним связана история, история одна -
      Про девочку, которая была облучена...
      -Когда увижу солнышко? - спросила у врача.
      (А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
      И врач ответил девочке: - Когда пройдёт весна,
      И тысячу журавликов ты сделаешь сама.
      Но девочка не выжила и скоро умерла,
      И тысячу журавликов не сделала она.
      Последний журавлёночек упал из мёртвых рук,
      И девочка не выжила, как тысячи вокруг.