У истории нет альтернатив

Владимир Толмачев
4 ноября наше государство отмечается День народного единства. Но большая часть публикаций посвящена совсем другой дате - столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Это может вызвать некое недоумение. Тем более, что в момент учреждения нового праздника его часто трактовали как поиск современной политической элитой России, некой альтернативы ноябрьской годовщине социалистической революции. Действительно, сложно в капиталистическом обществе отмечать день победы сторонников идей социальной справедливости над буржуазными предшественниками современной олигархии. И когда 7 ноября по брусчатке Красной площади в честь памятного парада 1941 года пойдут армейские «коробки», основной упор в освещении этого события (скорее всего) будет сделан на противостоянии России внешнему врагу. А по площади к будущей победе шел тогда не «средний класс», а советский солдат. Боец нового государства, рожденного революцией, отстоявший свое право строить социализм. Не «свечной заводик» он шел защищать, не желание «жрать от пуза». Согласитесь, что участники знаменитого парада с некоторым недоумением смотрят на «выкрутасы» своих внуков. Но кто сказал, что витязи князя Пожарского смотрели бы на нас с меньшим недоумением?

     На мой взгляд, попытка «подчистить» эту историю не принесет нам пользы. Ведь моральная, логическая общность событий 17-го и 20-го веков присутствует. Просто люди в каждой конкретной ситуации действовали согласно принятым тогда обычаям.  И если в 1612 году справедливость народ увязывал с фигурой «доброго царя», то спустя три века, монархия воспринималась уже как рудимент политической системы. Не случайно, на фоне первой мировой войны разом рухнули четыре империи: Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская. Причем, все остальные участники войны, тут же бросились грабить именно Россию (есть такая мировая традиция). И наши предки, объединившись против внешнего и внутреннего врага, вновь сумели спасти Отечество. Громя интервентов, гоня оккупантов, народ России (СССР) всегда жаждал известных свобод, справедливой и понятной власти. И рождал героев, способных вести народ к победе. Если в бой у Китай-города его вели земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, то строить социалистическое государство взялись дворянин Владимир Ленин и сын сапожника Иосиф Сталин.

Первые Романовы поднимали Россию из руин Смуты, десятилетиями сражаясь во враждебном окружении. Чего ждал мордовский крестьянин, донской казак, русский помор или татарский улан от этого противоборства? Воли? Но в Смутное время воля ограничена лишь длиною сабли. Может богатства? Но на ополчение люди деньги собирали, отдавая последнее. Продавая крест нательный с себя. Шли на жертвы, на смерть ради справедливого устройства мира (как его понимали). И победили. А спустя три века, наше государство сумело воплотить новаторские идеи, опять не выходя из боев с внешним агрессором. Дрались с чехами в Сибири. Противостояли английским, американским, французским экспедиционным корпусам. Боролись с турецкими, германскими, австрийскими, финскими, польскими, японскими и китайскими войсками. Выходили на Кронштадтский лед и брусчатку Красной площади правнуки ополченцев Минина и казаков Трубецкого. Ради чего они шли в безнадежные порой, гибельные атаки? Чтобы тут же строить Магнитку, Комсомольск-на-Амуре, осваивать Север и орошать Среднюю Азию. Чтобы накормить голодных, учить неграмотных, чтобы дети и внуки жили лучше чем прадеды.

     Сегодня стоит понять, что герои, это не «две строчки в учебнике». Ради Отечества шли в рубку наши предки и так же беззаветно совершают подвиги наши современники. Это один и тот же народ, одна и та же страна. Это – мы! Просто меняются господствующие идеи. Они тасуют приоритеты, изменяют способы развития, но не должны подменять нашу мораль, основополагающие принципы нашего общества. Фундаментом государства являются не законы им произведенные, а личное мироощущение гражданина, понимание человеком справедливости и законности. А мироощущение обеспечивается воспитанием, положительными примерами и ощущением комфортности. Потому мы можем восхищаться талантами Скопина-Шуйского, мрачными атаками «дроздовцев» или стойкостью червонного казачества Примакова. И не должны забывать об ужасах Мудьюга, «эшелонов смерти» или жестокости Соловецких лагерей. Просто часть нашей истории служит примером для подражания, а  некоторые темы являются уроком. Такая история определяет единство народа. На такое единство стоит опираться государству. И очень великое дело сумели совершить наши предки в 1612 году, очистив Отечество от внутренней смуты, внешнего врага, получив возможность вздохнуть полной грудью. Великий им в том поклон. И в октябре 1917 года они совершили не меньший подвиг.