Путешествие в несостоявшуюся юность

Ева Малинина
Я.Пулинович «Земля Эльзы». Режиссёр А.Шляпин. Художник Т.Кудрявцева. Березниковский драматический театр.

Уж сколько раз театр и кинематограф предлагали нам историю поздней любви. Вот и пьеса Ярославы Пулинович повествует о встрече двух немолодых и не очень счастливых людей – Эльзы и Василия Игнатьевича. Кажется, судьба даёт им ещё один шанс. Но чудес, как известно, не бывает… Из социально-бытовой  и достаточно вторичной истории  режиссёр Андрей Шляпин сочинил тонкий, нежный, атмосферный спектакль. Атмосфера разлита уже в декорации (художник Татьяна Кудрявцева). В  разных местах сценической площадки (представляющей собой развалившийся дом – картонный – стены висят на ниточках, окно  уже отделилось и существует само по себе, а огромный шкаф упал и лежит горизонтально) мерцают тёплым светом стеклянные сосуды. Если приглядеться – в каждом какой-то пейзаж – девочка на качелях, велосипед, маяк у моря… Это какие-то миры, или мечты, которые не осуществились, и манят, притягивают взгляд и сердце. Когда они светят, жизнь уже не кажется невыносимой. С таким маленьким сосудом (с трёхлитровую банку, покрытую крышей) в руках будет маяться и умерший муж героини Петр - то уходя, то возвращаясь, не в силах прервать пуповину, связывающую его с семьёй и домом. Собственно, Пётр (Вячеслав Беляков-Нестеров) – первый «выдуманный» персонаж спектакля. С молчаливой сцены расставания супругов (до произнесения первых написанных реплик) всё и начинается. Оба (Пётр и Эльза) сидят за столом, на котором традиционный поминальный натюрморт – стакан водки на блюдечке и кусок чёрного хлеба. Рядом – портрет Петра в траурной рамке. Их отношения всё ещё не выяснены до конца, и умерший муж ещё не раз будет появляться в сценах воспоминаний- как будто запоздало вымаливая прощение. Другие придуманные режиссёром персонажи – это юные двойники главных героев (Софья Демидова и Денис Ярыгин), которые соединяются в их фантазиях-воспоминаниях. Молодая пара как бы аккомпанирует отношениям «взрослых», создавая второй план их скоропалительному роману, давая пережить одновременно  прошлое и настоящее. Пока старшие исповедуются, испытывая радость от взаимного соприкосновения душ, их юные двойники  замирают от первого прикосновения рук.  И потому история  любви кажется такой юной, свежей и прозрачной. И на наших глазах произойдёт чудо преображения главной героини. Татьяна Гладенко играет Эльзу как смертельно уставшую женщину – с серым лицом и голосом, звучащим на одной ноте. Но есть в ней какая-то инаковость, отличающая от других. И это чувствуют соседки – «заклятые подруги» Зинаида (Светлана Патраева) и Таисия (Ольга Шимякина), всегда готовые обсудить, осудить,  а то и пожалеть «Элечку». Они смешны и так узнаваемы – с  нелепыми «халами» на головах и поджатыми губками, с нерастраченной бабьей жалостью-любовью, избываемой в общем женском хоре. Кстати, «живой» хор становится полноценным персонажем спектакля, как бы «озвучивая» своими лирическими песнями жизнь человеческой души, комментируя и остраняя сюжет. Именно из этого общего хора и уведёт героиню Василий Игнатьевич (Анатолий Бутор) на свидание. Где она будет постепенно оживать – улыбаться, есть торт (со вкусом и без стеснения) как ребёнок, а в голосе впервые проявятся звенящие ноты. И первый поцелуй, и нелепое розовое платье со шляпкой – всё вызывает восторг. Она пьёт счастье, как воздух. И мягкий, чудаковатый, но такой надёжный, Василий Игнатьевич готов увезти её на край света. Но чудес не бывает. Престарелые Ромео и Джульетта разлучены. Враждующие семейства Малашкиных (в гротескном исполнении Марины Спириной и Андрея Кирпищикова)  и Кравчуков (более сложно прописанных и сыгранных Марией Шлейхер и Алёной Бабиковой) празднуют победу. И даже деятельное участие на стороне «добра» продавщицы Марины (остро сыгранной Натальей Шиловой) лишь оттягивает печальную развязку. Что остаётся влюблённым? Улететь! В финале дом-декорация окончательно падает, и на её развалинах открывается небо, где крутят педали огромного велосипеда юные парень и девушка, соединившиеся навсегда.