Что тебе снится, крейсер Аврора

Виталий Чумаков
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции.

С сентября 2014 года был в Кронштадте на ремонте, после которого 16 июля 2016 года возвращён обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. На ходу крейсер или нет, до сих пор неизвестно.

Крейсер «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Строительство начато: сентябрь 1896 года

Спущен на воду: 11 (24) мая 1900 года

Введён в эксплуатацию: 16 июня 1903 года

Выведен из состава флота: 17 ноября 1948 года


Цусима. Морское сражение русско-японской войны.

Цусимское морское сражение (14—15 мая 1905 г.). Бой у о. Цусима военных кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр в составе 30 боевых кораблей с японским флотом (120 кораблей).

Во время Цусимского боя с японскими отрядами «Аврора» получила первые повреждения: осколки нескольких снарядов, взорвавшихся при ударе о воду, в нескольких местах пробили обшивку у ватерлинии; снаряд небольшого калибра, попавший в помещение нижней лебёдки, сделал пробоину площадью 0,28 м;, что привело к затоплению верхней и нижней ям и крену в 4° на правый борт. Залетевший через орудийный порт осколок вывел из строя 75-миллиметровое орудие. 120-миллиметровый снаряд ударил в верхушку фок-мачты, однако разлетевшиеся осколки никого не задели.

 Шестидюймовый снаряд, попавший в район боевой рубки, окутал всё удушливым дымом; его осколки перебили почти весь расчёт носовой 152-миллиметровой пушки.  Для русских крейсеров, попавших под перекрёстный огонь, начался самый тяжёлый период боя. Огонь японских кораблей, дистанция до которых сократилась до 24 кабельтовых, стал более точным.

«Аврора» получила сразу несколько попаданий: сначала 75-миллиметровым снарядом был выведен из строя элеватор подачи и паровой катер; следующий снаряд того же калибра не разорвался и был выброшен в море комендором А. Н. Кривоносовым[100]. 8-дюймовый снаряд, попавший в стык борта у верхней палубы, уничтожил почти 2 м; обшивки и вывел из строя два 75-миллиметровых орудия.

 От этого попадания загорелись приготовленные к стрельбе патроны; взрыва погреба удалось избежать благодаря самоотверженным действиям стоящих на подаче матросов Тимерева и Репникова. Далее крейсер был поражён сразу двумя 6-дюймовыми снарядами, попавшими в правый борт в районе носового мостика. Осколками этих снарядов были выведены из строя расчёты двух 152-миллиметровых орудий, а взрывы произвели пожар на рострах. При тушении пожара был легко ранен старший офицер корабля капитан 2-го ранга А. К. Небольсин.

75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. На мгновенье потерявший управление крейсер был возвращён на курс рулевым Цапковым. Капитан 1-го ранга Егорьев получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. В командование кораблём вступил сначала старший штурман К. В. Прохоров, затем его сменил старший офицер.

С «Авроры» была замечена торпеда, попадания которой крейсер едва избежал.


За этот период боя «Аврора» получила ещё несколько попаданий, главным образом, в носовую часть. Осколки 203-миллиметрового снаряда перебили якорь-цепь, свернули клюз и сделали две пробоины, через которые вода затопила отделение носового торпедного аппарата. Для выравнивания крена, возникшего из-за множественных попаданий в подводную часть, были затоплены угольные ямы левого борта. Ещё один 203-миллиметровый снаряд, разорвавшийся под полубаком, пронизал крейсер насквозь, пробив 10 лёгких переборок и сделав в правом борту большую пробоину.

В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечён, но продолжал развеваться над крейсером. После небольшой передышки бой возобновился с новой силой, и «Аврора» получила ряд попаданий в кормовую часть. Осколками одного из снарядов были убиты двое и ранены 14 человек прислуги орудий кормового плутонга. Раненый князь А. В. Путятин, находившийся при кормовых орудиях, несмотря на сильнейшую потерю крови, оставался в строю до окончания боя. Когда тяжелораненого мичмана Яковлева проносили мимо орудий, которыми он командовал, молодой офицер повторял: «Братцы, цельтесь хорошенько».

Около 19 часов артиллерийский бой из-за наступающей темноты окончился. На «Авроре» к этому моменту были следующие потери: один офицер и девять матросов убиты (кроме того, пятеро нижних чинов позже умерли от ран); восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. Большинство пострадавших — 57 человек — были комендорами и орудийной прислугой. Врачом В. С. Кравченко впервые в мире был применён рентгеновский аппарат для обследования раненых в корабельных условиях.

 В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику  152-миллиметровых  303, 75-миллиметровых 1282 и 37-миллиметровых 302 снарядов. (Википедия)


1 ноября 1899 году  на воду был спущен крейсер «Варяг», ставший легендой русского флота.

Крейсер строился по заказу царского правительства в американской Филадельфии на судоверфи Крэмпа, со стапелей которой до этого уже сошли крейсеры «Европа», «Азия», «Африка» и «Забияка». Еще только велись корпусные работы, а в Филадельфию уже начали прибывать русские моряки из будущих экипажей кораблей. Их становилось все больше, и тогда община русских эмигрантов решила построить в этом американском городе православную церковь – Андреевский собор.

Полностью строительство корабля было завершено только весной 1901 года, а 10 марта крейсер покинул Филадельфию. Провожать его вышло все русское население города. Когда в 1904 году пришла весть о героической гибели «Варяга» в неравном бою, в Андреевском соборе состоялась торжественная панихида по погибшим. С тех пор каждый год 9 февраля здесь поминальной молитвой чтут память русских моряков.

В церкви был открыт музей легендарного русского крейсера. Прихожане образовали мужской хор имени «Варяга». Всем его участникам сшили русскую морскую форму, на бескозырках было начертано имя корабля. Хор и по сей день выступает перед прихожанами.http://knowhistory.ru/315-1-noyabrya.html

(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/758057)