Знаки судьбы

Вера Авдеева 2
Решила поделиться  короткими биографическими  заметками. Заметок будет несколько или даже много(?),как повезёт,но все они говорят обо мне и обстоятельствах моей  жизни  лучше, чем длинные  романы.
  Недостаток  родительской  любви (мой отец ушёл  из  семьи, когда  мне  было около  года)  был  компенсирован в моей  судьбе  любовью  и  вниманием  Вселенной. Вселенная  рассыпала знаки,подсказывая  мне,  смогу  ли  я  пройти  выбранной  дорогой...Конечно, это  не  исключало  трудностей. Обстоятельства  моей  жизни были  обострены  тем,  что  часто  не  хватало  материальных средств на  воплощение  моих  желаний.
  О  некоторых  периодах  своей  жизни,  я  пока  не  решаюсь  писать. Драматизм  обстоятельств  потребовал  бы  деталей,  которые  касаются  других  людей. Да  и  читатель  не  всегда  готов  к  невесёлому  повествованию.

   Прививка  свободы
   
  Моя  мама  была  педагогом. Работа была её страстью. Она всю жизнь (с 1947 года по 2002) проработала в одной Московской школе,сначала учителем начальных  классов, а затем  учителем  математики.  Преподавание  математики  стало  главным  делом  её  жизни. В её кабинете  математики  висело 3  доски. Для  работы  у  доски  выходило одновременно  5-6  учеников, в  это же время остальной  класс  работал  по  индивидуальным  карточкам. Мама  приходила  из  школы  поздно.  Да  и дома ей нужно  было  проверять  тетради, готовить  дидактические  материалы  для  следующего  учебного  дня. Большинство  её  выпускников поступали в  ВУЗЫ  без  репетиторов.
   Отец  ушёл  из  семьи,  когда  мне  было  около  года.
Бабушка  работала  ткачихой. Сидеть  со  мной  было  некому. Поэтому я сначала  посещала  ясли,  потом  детский  сад,  а  потом  школу  с  продлёнкой.
  Школа была  замечательная. И это была первая школа  с  продлёнкой  в нашей стране (630  школа.Директор  Карклина  Светлана  Эдуардовна.  На  уроках  пения  мы  пели  бардовские  песни,  а  ведь  это  были  1962-1965  год. Известная  в
КСП-ных  кругах  Ирина  Олтаржевская  была  тогда  совсем  молоденькой  и  вела  уроки  географии.
 Поскольку  я  стараюсь  быть  краткой, то  делаю  акценты  только  на  самом  важном. В  5-ом  классе  я  начала  посещать  детскую  киностудию  "ЮНФИЛЬМ",  работавшую  в  стенах  нашей  школы.  Её  руководителем  был  Базылев  Валерий  Петрович - выпускник  ВГИКА, позднее снявший, как  оператор, "Остров сокровищ", "Полчаса на чудеса", "Тренер" (1971)  и  другие фильмы.  Три  года  занятий  в  студии  навсегда  переменили  мой  взгляд  на  взаимоотношения  людей, дали  понимание своих  проблем.  Валерий  Петрович  стал  для  меня  моим  первым  учителем.  В  "ЮНФИЛЬМЕ" я осознала,  что  каждый  человек - творец.  Я  снялась  в  нескольких  фильмах  нашей  студии,  принимала  участие  в  озвучивании  фильмов.  А  в 7-ом  классе  дважды  участвовала  в  телепередачах  о  нашей  студии.  В прямом! эфире на  Первом  канале я  читала  закадровый  текст  к 20-минутному  документальному  фильму,  снятому  на  нашей студии "Юнфильм".
  Второй  прививкой  свободы  стали  спортивные  путешествия.  В  туристскую  секцию  в  Доме  пионеров  на  Полянке,45 отвела  меня  мама в  мае  1965 года.  В  то  время  она сама уже  получила  звание  "Инструктора  школьного  туризма"  и проводила  походы со школьниками  в  своей  школе. Мой руководитель - мастер  спорта СССР  по  туризму  Виталий  Владимирович Ярошенко сделал многое, чтобы путешествия  навсегда  стали  важнейшей  стороной  моей  жизни. 
Строгий, требовательный педагог- Виталий  Владимирович- водил  нас  в  походы,  сложность  которых  была  на  пределе  наших  возможностей. (Пример, лыжный поход  в январе 1966  года  по  Южному  Уралу  проходил  в  экстремальных  условиях. Мы  вышли  на  маршрут в тайгу при  температуре  воздуха - 33 С, но далее морозы  только  усиливались.  Часть  маршрута  мы  прошли  при  температуре  ниже  -40 С. Десять  ночлегов  в  тайге при  таких  температурах -  это  большой  риск  для  группы  школьников. Но  все  участники  прошли  маршрут  без  обморожений  и  простуд).
  Жизнь  в  походах  проходила  в замкнутом  коллективе,  вдали  от  городов, среди  дикой  природы.
  Это  была  настоящая  прививка  свободы.  На скудном походном пайке, с грузом  за плечами,  среди  стихий, я  годами  приучалась  к  тому, что  кроме ограничений,  создаваемых  природой, не существует  других  препятствий  при  движении к цели. А  целью  были  белые  пятна  на карте, невообразимые  красоты  дикой природы, познание  мира!!!!  (Понимание  слова  "Аскеза"  пришло  ко  мне  в эти  годы).
  Конечно, эта  часть  заметки спорная.  Кто более свободен: тот, кто терпелив,  занят своим делом  и  принимает существование  государства, как  данность?  Или  тот, кто  активно  нарушает законы государства в борьбе за свои права? 
"Каждый  выбирает  для  себя",- написал  Ю. Левитанский.
 Прививка  свободы  -  это  жизнь с определённым  количеством ограничений  свободы  в  условиях, когда  ты сам принимаешь это, как способ существования.
Когда мы сами ограничиваем себя, выбирая что-то определённое в жизни, мы становимся по-настоящему свободными.
    Сравните все  "нельзя", которые  необходимо учитывать в  обыденной  жизни, и  все "нельзя" в обстановке дикой  природы, и Вы поймёте мою тягу к путешествиям.


       
   Семья первая.
   
   С  моим  первым  мужем  мы  познакомились в  Красной  Пахре,  куда в бывший  лагерь "Юность  Москворечья" собрались  выпускники  туристской секции, в которой  я  занималась  в  школьные годы. Толя был  для  нас  чужаком.  Кто-то  притащил  его на  нашу  встречу  в  Пахру. В  свои  22  года он  успел  совершить  несколько сложных  путешествий. Он  был  самым  младшим   участником в команде  мастеров  спорта  по  туризму СТК "Спартак". Эта  команда уже  прославила  себя  своими маршрутами на весь Союз. Вместе с этой командой мой будущий  муж  прошёл  пеший  маршрут  по  неисследованной части  Якутии. Этот  поход  чуть  не  стоил  всем  его  участникам  жизни.  С  этой  же  командой  в  условиях  зимы  позднее  был  пройден  900 - км   маршрут  по  островам Северной Земли (Арктика).
Были в   биографии Толи и  другие  выдающиеся  путешествия. 
   Мне  было 18  лет. В походы выходного дня я  начала ходить с этой командой  мастеров. Так  я  познакомилась с  самыми  известными  туристами Москвы. А  потом  мы  начали  ходить  вдвоём  с  Толей.
   Своему  жениху  на  день  рождения за  полгода  до  свадьбы  я  подарила  изящный  керамический  сосуд,  купленный  в  художественном  салоне  на  Никольской  улице.  Это  была  ваза. У  вазы  была  фигурка  юной  девушки, очень худой и высокой...  Уже  потом,  после  всей  этой  истории  я  стала  думать  о  том, что  у  меня  самой  имелось с  этой  фигуркой  некоторое  сходство. Лет  мне  было  18,  рост  176  см,  вес  61  кг.
  До свадьбы оставалось ещё полгода, когда я случайно узнала, что ваза разбилась. Подробности этой  маленькой катастрофы остались для  меня  неизвестными.
  Сейчас, уже  имея  большой  жизненный  опыт,  я  бы  подумала  о  том,  что   мой  жених  способен (вольно  или  невольно) разбить мою  жизнь, при  этом  ничего  не  объясняя.  А тогда я даже  ничего не  сказала  по  поводу  разбитой  вазы...
  Свадьба  состоялась... Гости  собрались  в  большой  квартире  свёкра  у  метро
Аэропорт. Столы  были  накрыты.  Мой  свёкр  Виктор  Фёдорович  Авдеев, как старший  мужчина, решил  поднять  первый  тост  за  молодых, и начал  открывать  бутылку  шампанского...
  Горлышко  бутылки  отлетело  вместе  с  пробкой  и  попало  в  переносицу  свёкру...  Виктор  Фёдорович  откинулся  на  стул...  Положили  полотенце  на  место  удара... Все  молчали.
  А  дальше, не  считаясь  с  происшествием, всё пошло своим  чередом. Свадьба пела  и  плясала....
Мой свёкр Виктор  Фёдорович  Авдеев - литератор, лауреат  Сталинской  премии  был  заядлым  картёжником. В  молодости  он  отбывал  срок  в  колонии. Чтобы  облегчить  свою  судьбу  он  уменьшил  свой  возраст на 5  лет, и  отбыл  срок  в  колонии  для  малолетних  преступников. Позже  при  оформлении  им  пенсии  у  него  возникли  серьёзные  трудности, ведь  надо  было выправить  новые  документы, в  которых  годом  рождения  значился  год  1908,  а  не  1913. Это  ему  удалось  с  помощью  записи  в  церковной  книге,  сделанной  при  его  рождении.
Виктор  Фёдорович хорошо  знал  тюремный  фольклор. Кое-какие  песенки  из  его  репертуара  помню  и  я. Он часто  исполнял  их  во  время  семейных  застолий.
  Моя  свекровь  Лидия  Александровна  была  на  20  лет  моложе  мужа. Она  была  настоящая  красавица. Никогда  не  работала. Занималась домом.  Но  со  временем,  как  это  часто  бывает в  писательской  среде,  пристрастилась  выпивать  с  утра "по  рюмочке".  Свёкр взял под контроль  все  домашние  расходы.  Держал  и себя  в  строгой  дисциплине.  Он  ежедневно  работал  за  пишущей  машинкой по 4  часа.
  Вся  семья  мужа:  его  отец,  мать,  брат Борис и  мой супруг Толя обожали  карточную  игру. В субботу мы приезжали  в  гости  к  Толиным  родителям. Вечером открывалась новая  колода  карт. Семья  собиралась  вокруг  стола. Я  засыпала  с  книгой.  А  когда  я  просыпалась  утром,  игра  была  в  самом  разгаре.
В  карты  играют,  как  утверждает  писатель Дм. Быков, из-за  фарта, то  есть,  чтобы  почувствовать  любовь  к  себе  судьбы, Бога. Такие  тонкости я  не  понимала.
К  сожалению,  я  не  обучилась  играть  в  карты.  Может  быть,  моя  жизнь  сложилась  бы  легче, может быть я  научилась бы дружеским отношениям  с  деньгами. Даже  притянула  бы  к  себе  удачу,  которой  в  жизни  мне  часто  не  хватало! 
  Жизнь  проходила  под  знаком  странствий. Наша  с  Толей домашняя  библиотека  состояла  из  книг  о  путешествиях  по  Северу  и  Сибири. Мы побывали  с  Толиком (Авдюшей) в  разных частях  Союза, а однажды даже  совершили  путешествие  вдвоём  по  Полярному  Уралу. 
  Если  я  отправлялась  в  путешествие  со  школьниками,  часто Толя  был  со  мной  рядом. 
Мы  прожили с  моим  первым  мужем почти 11  лет  и  развелись,  когда  у  него  родился  сын  от  другой  женщины.

  Семья  вторая.
   
  После  развода  прошло 4  года.  Замуж  я  не  собиралась...Много работала, много путешествовала...Совершила сложный зимний высокогорный  поход в чисто  мужской компании. Это был лыжный  траверс  восточной  части  Главного  Кавказского хребта,  проходивший преимущественно на высоте  более  3500 м.
  В  Москве  меня  пригласил  на свой день  рождения  один  из  участников  похода -  Миша. Этот  праздник группа  решила  объединить  с  походным  гусятником. Миша был моложе  меня.  Мыслей  о  каких-нибудь серьёзных отношениях  с ним у меня не  было. Я искала, что бы подарить ему на день рождения?  Хотелось сделать оригинальный  подарок.  Хотелось, чтобы подарок вызвал у Миши улыбку. 
   Я  нашла  на  рынке  необычную  копилку...Большая  деревянная,  расписанная 
вручную, кубышка  на  четырёх  ножках  была  стилизована  под  свинью.  Денег  в  неё  должно  было  войти  много, и я сочла,  что  это  будет  намёк  на  будущее   материальное  благополучие  именинника.
   На дне рождения Миши его мама  интуитивно почувствовала настроение своего сына. Она смотрела  на  меня,  как смотрят на незваного  гостя, хотя я  пришла  в  гости  вместе  с  другими  участниками  похода.
   Вскоре Миша  достал два билета на балет  и пригласил  меня  в  театр. Чудесный  спектакль  закончился  проводами до подъезда.
   Я  решила не  сближаться  с  Мишей, считая, что можно  попасть  в  ловушку собственных  чувств. Для  поддержания  этой  линии  поведения  я  всё  время  вспоминала  взгляды его  мамы, которые она  бросала  на  меня  в  день  рождения  Миши. Конечно, его  мать  думала  о  своём  сыне, как о самом  замечательном!  Её  Миша красавец и умница, ведь он окончил ФИЗТЕХ! Он  был  мастером  спорта  по  плаванию  и  имел  чёрный  пояс  в  каратэ.
   Летний горный поход в Джунгарию, в котором  мы  оба  участвовали, заканчивался  сплавом по реке Коре 5  к.с.  Я  не  могла  участвовать в сплаве, поскольку  у  меня дома в  Москве  моя  бабушка  была  прикована  к  постели  болезнью (она  уже  не  вставала). Я обещала  маме, что  сменю  её  в  этом  тяжёлом  деле  в середине  августа. Хотелось дать маме отдохнуть хотя бы две недели перед учебным  годом. 
   Надо было ехать в  Москву. Я не  знаю  о  причинах его поступка, но  Миша  отправился  в Москву  вместе  со  мной, отказавшись от  участия  в  сплаве  по  Коре.
   Дорога  из  верховьев  Коры  в  Москву  длинная:  сначала  на  лесовозе по горной  дороге около 12 часов. Страшная горная  дорога  с  перевалами. Лесовоз, груженый тяжёлыми  брёвнами, то еле ползёт  вверх, то, ужасно скрипя  тормозами, спускается в очередную долину. Меня посадили в кабину с водителем. Мише  места  в  кабине не хватило, и  водитель  разрешил  ему  пристегнуться грудной  альпинистской обвязкой к бревну  в  кузове. Он всю  дорогу сидел верхом на брёвнах. Дорога  стала  представляться  от этого ещё  опаснее. 
   Не так-то  просто  добраться  из  не населённой  местности  в  горах (практически с Китайской  границы) до посёлка, откуда  ходит  автобус до Алма-Аты!
   С  Мишей мы сутки  добирались до столицы Казахстана, а потом ехали ещё трое суток в поезде  до  Москвы.
   Через  два  года  мы  поженились.
   Жили  мы  в моей коммуналке на  улице Королёва. Соседи по коммуналке были не  очень благополучные люди.  Когда  мы  однажды  уехали  на  месяц  в  отпуск, наш сосед Володя опустошил наш стенной  шкаф  в  коридоре  и  пропил оттуда все  вещи. Не очень жаль было шерстяного ковра, но  жаль было отличных  горных  ботинок, палатки, капроновой верёвки и ещё кое-какого снаряжения.
Володю  не  посадили.  И  наш  пьющий  сосед  прожил  с  нами  в  квартире  ещё  пять  лет.
   Мишина мама полагала, что наша семья всё равно распадётся. А  Мишин отец, наоборот, всегда поддерживал меня и Мишу, старательно помогал внукам (у  нас  родились два  сына). Свёкр  часто  приговаривал: "Что ты, Люся, они прекрасная  пара! У них столько общих  интересов!"
  И  действительно, мы  оба  любили  литературу, фотографию  и  путешествия. Всей  семьёй  мы  путешествовали  на байдарке (а позднее на автомобиле), круглый  год  выходили в походы с ночлегами по Подмосковью. Но это  были  семейные  вылазки.  Мне не  хотелось, чтобы  Миша выпал из обычной для себя среды серьёзных мужчин-путешественников. Когда  зашёл  разговор  о  зимнем  походе  6  к.с. на  Памир, я не отговаривала  мужа.
   Маршрут на Памир оказался очень тяжёлым. Кроме высокой  лавинной опасности на  маршруте,  группа под  рук.  Сергея  Стрыгина  не  сумела  вернуться  к  контрольному  сроку  в  конечный  пункт  путешествия. Сроки  похода  истекли  и
в группе начался  настоящий  голод (на высоте 4000-5800  при низких  температурах  воздуха). Прошла неделя, как группа должна  была  вернуться в  Москву, а никаких известий с Памира  не было.
   Мишина  мама  не выдержала  стресса и приехала  ко  мне.  За  эту  неделю  у  неё сильно  пошатнулась  вера в то, что  Миша  жив. Я  и сама не спала уже  несколько  ночей  и  тайно  плакала,  уткнувшись  в  свитер  мужа. Как могла,  я  успокаивала свекровь: "Всё  будет хорошо,  Людмила  Ивановна!"  И  действительно  через  некоторое время пришла  телеграмма: "Маршрут  закончили".
    Был  очень  весёлый  солнечный  денёк, когда я случайно выглянув в окно,  увидела  своего  бородатого загорелого  Мишу, шагающего  через  двор  с лыжами  и  рюкзаком!
    После  этого  случая  Миша не бросил  спортивные  путешествия, но ходить в походы зимой  перестал.
    Шли  90-е годы.  Жизнь была не лёгкой. Научная работа мужа в АН СССР мало  оплачивалась. Он подрабатывал по вечерам  курьером, развозя  лекарства  по аптекам. Я  тянула  на  работе  полторы  ставки. Сказать  правду,  я  была  замучена большой  нагрузкой,  а  старалась  всё  успеть! У  нас было  двое  детей, жизнь в  коммуналке накладывала свой  отпечаток, я  старалась  быть  творческим  человеком,  много  занималась  с сыновьями,продолжала водить  спортивные  группы  в  горы. Денег не  хватало  на  самое  элементарное.

    Видя  наше  бедственное  положение,  одна  из моих бывших учениц Люба предложила Мише стать  её  компаньоном в бизнесе. Бросив  АН СССР,  мой  муж  за  месяц заработал  деньги на машину. Финансовые дела вынудили Любу и Мишу  поехать  в  Грецию... Первая  трещина в  наших  отношениях  с  мужем пришла с  первыми  деньгами, заработанными  Мишей вместе с Любой.
    Мы  прожили  с  моим   вторым   мужем  почти  11  лет  и  развелись,  когда  у  него  родился  сын  от  другой  женщины.
   Я  осталась  после  развода  с  двумя  сыновьями  от этого  брака. Старшему  сыну  было 10  лет, а  младшему  3  года. При  разводе  мой  бывший  муж  повёл  себя  так,  что  я  вспомнила о  глупом первом подарке на его день  рождения.  На  суде  муж  представил  справку о  том,  что  имеет  минимальную зарплату.  Судья  посоветовала  мне  не биться  за  алименты  с  этой  минимальной  зарплаты.  На  сумму  предполагаемых  алиментов  можно  было в  то время  купить только 50  батонов  хлеба!  Так  я  осталась после  развода без  алиментов. Конечно, детям  Миша  помогал,  отремонтировал  квартиру, одевал, оплачивал  их  путешествия.  Но он сделал  всё,  чтобы  хоть  какие-то  блага  не  перепали  мне.   
    После  развода  счастье,  удача, творчество, здоровье,  благополучие  покинули  меня. Я заболела.
Я чувствовала с  Мишиной  стороны  не  поддержку, а ненависть, нежелание  общаться. А ведь  это  я  должна была возненавидеть  его...
   Другая  женщина  взяла  в  свои  руки  Мишину  судьбу  и  судьбу  моих  детей.
Часто  иногородние  молодые  женщины  видят  путь  к  своему  благополучию  в  завоевании  любой  ценой  нужного им  мужчины. Почему-то  именно женщины,  приехавшие  с  юга, с Украины обладают таким  запалом  присвоения  чужого.
  Вспомнилась  копилка  в  виде  свиньи. Что это было, если  не  знак  судьбы?
Поскриптум 1.
В  жизни  всё  хорошо,  как ни странно. Проблема в том, насколько  старательно  мы  мыслим и анализируем последствия происходящего. Получается, что человек (я)  воюет  с  мудрой  судьбой,  сетует  на  неё, видит  в  ней  врага. На самом деле  речь  идёт  о  строгом  учителе строптивого ученика. И только  по  окончании "школы" человек с  грустью  вспоминает, как любили  его "учителя".  И  только  тогда  он  понимает, что  всё, что с ним  происходило,  было  направлено на его собственное развитие.
Поскриптум 2.
Жизнь  иррациональна. Мир непредсказуем. Не хочется добавлять к  тексту  ноту  пессимизма, но временами судьба  - это  птица, а  иногда -  свинья.

  Беременность  первая.

  У  меня  выдался  короткий  отпуск.  Мы с моей  подругой  Наташей  отправились в  Прибалтику.  Мы  хотели  пройти пешком от  Таллина до Риги по берегу моря,  осматривая  по  пути  достопримечательности.  В Эстонии  и  Латвии  не  принято  строить дома  ближе  200-300  метров  к  воде,  поэтому  везде  можно  пройти  по  тропам  или  по  прибрежной  полосе  вдоль  Балтики.  Десять  ночёвок  в  разных  местах  побережья -  это  захватывающе  красиво.  Наша  палатка  то  стояла  между  обкатанными  морскими  валунами, но  возле  полосы  высоких  тростников,  то  на  песочке  в  сосновом  бору.
  Чтобы  не  испортить  впечатление  излишними  трудностями, мы  с  Наташей  пару  раз  подъехали  на  попутке, позволяли  себе  обеды  в  придорожной  корчме,  купались,  сколько  хотели,  подкреплялись в  лесу  черникой.
  Дня  через  три  пути  мы  заночевали  в  лесу  на  поляне с  довольно  высокой  травой.  На  рассвете  я  почувствовала, что  кто-то  задел  верёвочную оттяжку
нашей палатки. Я  выглянула наружу и  увидела  аиста, который  искал что-то  в  траве, без  опаски  задевая  клювом  нашу  оттяжку.
  Наташа  даже  не  проснулась. Да и я  только через несколько дней догадалась,  что  это  знак  судьбы. Я  беременна.
  Мой старший  сын  Илья доныне сохраняет  страсть  к  путешествиям,  но  не  любит  тяжёлых  рюкзаков, комаров и не эстетичных  пространств. Он любит по  возможности близко подъехать на авто к  горному массиву, не тратя силы  на  изнурительные  подходы.  С удовольствием  перекусит  в  ресторанчике  у  дороги.  Внучка  уже  впитывает  стиль  его  путешествий...Но  провожая  их  в  путь,  я  помню  обо  всех  сложностях, возникающих  в  пути. С нетерпением  жду  весточки с маршрута.

    Беременность  вторая.

    Мне  уже  исполнился  41  год,  когда  меня  пригласили  поработать  инструктором  в  школе  средней  туристской  подготовки,  которая  проходила  в  районе  Западных  Саян.
    Лето  выдалось  какое-то  сумбурное.  В  июне - байдарочный  поход  с  мужем  и  сыном,  потом  поездка с семьёй  на  неделю на Селигер, где на  острове проходил  фестиваль  Бардовской  песни  туристов Твери  и  Москвы. Метание  между  Москвой  и  дачей тоже делало жизнь довольно дёрганой.
   Группа,  которую  я должна  была  вести  в  Саяны,  состояла  в  основном  из  воспитанников  знаменитого  московского  туриста  А.В.Щербины. Ребята  имели  опыт  походов  по  Хибинам,  Кавказскому  среднегорью. Но  у  меня  складывалось  впечатление, что они  немного  "пижоны".  Конечно, ребята  были  молодые.  Им  было  по  19-20  лет. Но  в  их  разговорах  и  отношении  к  жизни  просматривались житейские  амбиции: у кого  снаряжение круче? Вспоминали,  кто  из  них  больше  заработал  на  продаже  книг. А  у  меня  и  снаряжение  не  крутое,  и  денег  не  густо! И  маршрут у нас (его  разработал  Вадим  Шахнович)  совсем  не  пижонский. 
   Как  на  зло, с погодой  сильно  не  везло. Шли  дожди. И трава на альпийских  лугах, высота  которой  достигала  2-х  метров, собирала  дождевую воду. Шагая  по  узкой тропе, группа  принимала  холодный душ.  Это  было  неприятно  настолько, что через  несколько  дней  пути,  кроме меня (я - инструктор) и  Георгия Матышика (воспитанник  А.В.Щербины) никто не хотел  идти  на  переходе  первым.
   Целую  неделю  во  время  дневных  переходов  я  вымокала  так, что только 10- сантиметровый  кусок  резинки на трусах (и  тот  был  на  спине  под  рюкзаком)  оставался  сухим.  И это при  наличии  хорошего  снаряжения (плаща,  накидки  на  рюкзак  и  т.д.).Температура  воздуха  держалась  в  пределах  +5-13 С.
   Сначала  я  думала, что  задержка у меня  от экстремальных  условий. Но  прошла ещё неделя  и  мысль, что я жду ребёнка, уже не отпускала  меня.
   Поход  в Саянах -  это не  прогулка.  На маршруте  скудное  питание, мой   рюкзак весил 22 кг. Маршрут  длинный, с  элементами  похода 4 категории  сложности (и  даже  есть  участок  перво прохождения  в  этом  районе).  Ежедневно мы шли по 14-18 км с большими перепадами высот. Холодные  броды  и  дожди добавляли напряжения. За  ночь  мокрое  снарячжение  не  высыхало. Дополнительными трудностями для себя я считала то, что ребята из команды А.В. Щербины не очень  шли  на  контакт. Они  скучали по своему руководителю Александру Щербине, который тоже проводил поход в этом же районе, но его маршрут проще и короче нашего. Он вел тех  чвоих  воспитанников, кто был  помоложе....
    В  середине  пути  можно  было сойти с  маршрута, но  тогда бы  пришлось  бросить  группу  в  горах. Тяжесть предстоящих объяснений с участниками  похода о причинах  такого  поступка останавливала  меня.
   Я  никому  не  говорила о  своём  положении. На привалах  старалась  есть  ягоды, так как наш походный  рацион  был  довольно скудным. Засыпала  и  просыпалась  с  мыслью  о  муже  и  старшем  сыне (ему  исполнилось  6  лет). Тогда  не  было  мобильной  связи  и  я  тяготилась  разлукой  с  семьёй.
   Мы  закончили  маршрут  в  полном  составе.
Наконец,  в  Красноярске  встретились  все  отделения  школы  инструкторов. Николай  Костерев - начальник  школы был  немного  удивлён  моей  просьбой  не  участвовать в  общей 25-км  прогулке  по  Красноярским  Столбам.  Он  разрешил  мне  остаться  на  базе.  И в  этот день  я  проспала 14  часов. Так я  устала.
В  Москве  моя  мама  очень  обрадовалась моей  беременности. Свекровь,  напротив,  расстроилась  и  начала  отговаривать  меня  рожать.
   Мой  малыш  родился  в  срок.  На  его  характере  отразились  мои стремления в  период  беременности ставить общественное выше личного. Хорошо ли это? 
Не  знаю. Я продолжала  ходить  в  одно-двухдневные  походы по  Подмосковью до  декрета.
   Теперь  мой  младший  сын  Святослав  сам  водит  группы  в  горы,  сплавляется  с  новичками  по  горным  рекам. 
  Вспоминая  свою  беременность, считываю  знаки судьбы, которая  вынудила  меня  идти  тогда  маршрут  в  экстремальных  обстоятельствах,  Понимаю,  какая  разница получилась в судьбе двух  моих  сыновей.Разные беременности - разные  характеры..
Всегда остро переживаю, когда мои сыновья в походе.
   
    Страсть  к  путешествиям

  Моя  жизнь получилась посвящённой  путешествиям.
  Чтобы столько  путешествовать,  мне  пришлось  принести  в  течении  жизни  много  жертв.  Я меняла  работу, если  начальник  не давал вовремя отпуск; закрывала глаза  на собственные недомогания; отправлялась в  дорогостоящие  путешествия, отказывая  себе  в  покупке  новой одежды  или предметов быта.
В 23 года я  уже стала  "Мастером  спорта  СССР" по  туризму, имея  руководство походом (высшей) 5  к.с. в Восточных  Саянах (что  для  женских  нормативов  "Мастера"  не  требуется).
  Жизнь  текла то в  Карпатах,  то  Крыму,то  на  Кавказе,то  Памире  или  в Джунгарском Алатау,на  Алтае, в Саянах, в Туве, на Полярном (Приполярном  и  Южном)  Урале, Хамар-Дабане,  Таймыре, Чукотке,  на  Байкале  и  в  Забайкалье,  Хибинах и  так  далее...
  Эта страсть по освоению  различных условий жизни в разных географических зонах  была во  мне сильнее, чем все другие проявления моих чувств на Земле.
(С  этими  чувствами  могут  поспорить  лишь  мои  материнские  чувства).
Для себя я объясняю мою страсть к  путешествиям "заданием" полученным мною при рождении. Я, видимо, воплощаюсь на Земле  впервые. И  желание  познать различные условия  существования  на нашей планете  в  короткие  сроки, сделало мою  жизнь такой, какой  она состоялась. Этим же я  объясняю относительно  небольшое  количество водных  путешествий в  моей жизни.  Водные  путешествия  требуют  других технических  навыков  от  участника  сплава, в  отличии  от лыжных  и  горных  путешествий. На водные  путешествия  времени  в  моей  жизни  не  хватило!
   С годами я научилась чувствовать  себя "как дома" в  различных  местах: и  зимой  в  тундре, и, ночуя, на  высоте 5000 метров в горах, и во время одиночных  ночлегов в лесу. Страх, который неизбежен  во время путешествий, со временем приобрёл  для  меня  различную эмоциональную окраску, в  зависимости  от  региона моего  пребывания. Я научилась  различать  оттенки моего страха  и  жить  с  ним,  конечно, внутренне  прорабатывая  проблемы  безопасности в  различных  ситуациях.  Мысль при  этом стала  для  меня  объектом  наблюдения. Так  советуют  психологи:"Примите страх и неопределённость, это станет вашей точкой опоры!"
   Параллельно  со  сложными  спортивными  походами,  я  занималась  обучением  школьников  азам  спортивного туризма.  С  1970  по  1999 год  я  работала  педагогом  внешкольного  образования  и  вела  кружки  спортивного  туризма для  детей 12-18  лет.  (По  образованию  я  преподаватель  математики).
   Работа с  детьми  предполагает погружение в  различные области человеческого  знания: педагогику, психологию, медицину, этнографию, историю, культуру. Я  не  ленилась. Достаточно  сказать, что  во  всех  краеведческих  музеях на наших  маршрутах я  проводила  экскурсии для  своих групп сама. Это  сделало  меня  свободным  и  образованным  человеком. 
   Благодарю Вселенную, Бога, Судьбу,  Ангела  хранителя,  Учителей  за  то,  что  в путешествиях, которыми  я  руководила, связанных  со  многими  опасностями  автономного  пребывания  группы  на  маршруте, никто не погиб.
   После рождения  второго  сына, количество  и  качество  путешествий  переменилось.  Вначале  мы  пересели семьёй (вчетвером) в байдарку. А  в  межсезонье  путешествовали на машине. Во  время  этих  поездок в Крым  или  на  Кавказ я  оставалась с младшим сыном в  базовом  лагере, а  муж  и  старший сын  ходили в радиалки.
  После  развода  мне пришлось  трудиться в НИИ, где отправляться в  дальние  путешествия я  могла лишь во  время  отпуска. Но я продолжала активные вылазки по Центральной России, не расставалась с фотоаппаратом, снимая природу и памятники архитектуры.
В  эти  годы  к  обычным  туристским маршрутам  прибавились  и  поездки  за  границу.
***
Ты не  всего коснулась,  жизнь  моя.
Ты  шла  вдали от суеты сует.
Лесные тропы,  дальние  края,
Краса  вершин, - иного в ней и  нет.

Рождает  день предчувствия восторг.
Всё ближе то, что  виделось  вдали.
И  сладок  путь.  И  неотлучен  Бог.
И  башмаки  то  в  глине, то в  пыли.

   Не  случайные  случайности
 
   В  последние  годы  я  путешествую  много  меньше.  Трудно  вырваться  в  далёкие  края, а всё  что  рядом,  давно  исхожено,  изъезжено.
  Вечерами я долгомогу рассматривать  атлас какой-нибудь области. Ищу, где бы хорошо было побывать, чтобы  можно было сделать интересные фотографии.
Выбираю  какой-нибудь заманчивый  объект  на  карте. Так, в  2015  году увидела  в  интернете  фотографию  монастыря  в  Боровенске (Калужская обл).  Глядя  на  фото, я влюбилась в храм, построенный  Дионисием.
  Изображение  этого храма  висело  на  стене  над моим компьютером  около  года. 
И  вот  однажды  мне  звонил  знакомый  фотограф  и  пригласил в  групповую  поездку.  Куда?  В  Боровенск!!!!
  Прямо  какая-то  материализация  желаний.
В  этом (2018) году я просмотрела  карту Московской  области  с  особой  тщательностью (везде  была!)  Всё  же нашла небольшой  район  на  карте,  где  ни разу не  удалось  побродить. 
   Наметила  побывать там (с  палаткой). Это "белое  пятно" оставалось  таким только полтора  месяца. В  июле  2018  года  меня  пригласили   приехать  погостить  в  детский  туристский  лагерь.  И  он оказался  в 2-х  км  от  намеченной  точки  на  карте!
  Я  благодарю  Пространство,  которое  воспылало  ко  мне  любовью  в  ответ  на  мою  любовь к  нему.  Оно  прислушивается  к  моим  желаниям.
 
 
 

Продолжение  следует...