Пряхина Зоя Кузьминична. Передать всё сполна

Сергей Цух
  Воспоминания о Пряхиной Зое Кузьминичне(1927-1994) – учителе Мокроусской средней школы №1 Фёдоровского района Саратовской области, Герое Социалистического Труда.
               
                ГЛАВА -1.
               
               
                История дня рождения

  С датой дня рождения З.К. Пряхиной есть тайна, известная по семейным рассказам и основанная на бюрократической ошибке. Несмотря на то, что в главном документе и указана дата 4 ноября 1927 года, в реальности сложилось следующее.

  Лето 1927 года, полевая страда, появление на свет ребенка пришлось на религиозный праздник «Иконы Казанской Божьей Матери». Когда же закончились основные работы и в конце года в сельском Совете спросили о том, какую дату записать, ответ прозвучал так:  “На Казанскую”.

  Вдаваться в подробности и уточнять, о каком из двух существующих в календаре с подобным названием празднике идет речь, не стали. И хотя рождение произошло в летний период, 21 июля, запись приурочили к осеннему торжеству, 4 ноября. Данная история уже ничего не меняет, оставаясь маленькой легендой.
 
                Дом и семья

  Старый, фамильный дом, в котором родилась и провела детство З.К. Пряхина и сейчас стоит в центре с. Романовка Федоровского района Саратовской области на улице Советской, 22. Известно, что его строительство связано с 1906 годом. Более века здесь жили различные представители данной семьи. Лишь в 2009 году по завещанию Пряхиной Марии Михайловны он перешел к местному фельдшеру, ухаживающей за хозяйкой в последние годы жизни.

  Это строение помнит всю историю, происходившую в семье: войны, революции, опустошения; и знает гораздо больше, чем воспоминания, оставшиеся в хронике, передававшиеся из одного поколения к другому.

  Мать, Пряхина (Морковина) Мария Максимовна (1890-1979), родилась в предверии страшного голода, охватившего Поволжье. Из 14 детей от смерти спаслась только она, самая младшая. Карма голода и лишений будет постоянно преследовать все поколение большой семьи, генетически закладывая сопротивляемость и оттачивая волю к жизни. Окончила церковно-приходскую школу, оставаясь   верующим человеком до конца своих дней. В 14 лет выдана замуж, таковые были нравы и порядки. В Романовке находилась до 1956 года. Оставила много воспоминаний по истории села эпохи революции и гражданской войны, НЭПа и коллективизации. Похоронена на старом кладбище Мокроуса.

  Отец, Пряхин Кузьма Егорович (1888-1937), родом из соседнего села Тамбовка. По бедности его взяли в «примаки», что во все времена считалось дном социального статуса. Для молодых тесть Максим Терентьевич помог со строительством дома, бревна для которого привозили из Баронска (сейчас г . Маркс). Крестьянин, единоличник, середняк. Участник 1-й Мировой войны (курс молодого бойца проходил в лагерях Татищево под Саратовом). В колхозный период – рационализатор, работал над усовершенствованием сельскохозяйственной техники. О нем сохранились публикации в кантонной газете «Вперед к победе» (ст. Мокроус) и республиканской «Большевик» (г.Энгельс). Умер от туберкулеза, похоронен в с. Романовка.

  Из хроники событий. Газета “Большевик”(г.Энгельс)- №211 от 11.09.1936 г. Статья «Ценное изобретение колхозника Пряхина»: «47-летний колхозник колхоза «Победа» тов. Пряхин изобрел конный прополочный культиватор. Культиватор имеет 6 сошников, прикрепленных винтами на хомутиках к раме. Сошники свободно передвигаются по раме, это дает возможность пропалывать подсолнух, кукурузу и другие культуры с междурядьями от 60-90 см. Ширина захвата прополочных культур - 2  метра. Производительность культиватора на двух лошадях в день 10 га. В настоящее время тов. Пряхин заканчивает изобретение прополочно-тракторного культиватора и зерноочистительного аппарата к молотилке. Установка зерноочистительного аппарата к молотилке заменит 5-6 человек рабочих. Изобретение тов. Пряхина (конный прополочный культиватор) испытано на работе в Ерусланском совхозе и одобрено на слете стахановцев кантона. Федоровский кантисполком премировал тов. Пряхина 175 рублями.- Сар. ТАСС

  Иван, брат (1911-1944) В 30-е годы работал в колхозе родного села. В самом начале войны (22 июля 1941 г.) дивизия, в которой он служил, попала в «котел» под Могилевом. Далее плен. Более 50 лет числился как  “пропавший без вести”. Лишь спустя десятки лет архивы ФСБ приоткрыли тайну судьбы: концлагерь «Шталаг 4-ц» - тяжелые, изнурительные работы. Умер от язвы желудка, предположительно похоронен в с. Требушице Устецкого края Чешской республики. Вдова Ивана, Пряхина (Афанаско) Екатерина Павловна (1910-1994), искренне поддерживала связь с большой семьей Пряхиных. С благословения свекрови повторно вышла замуж за односельчанина – фронтовика Григория Афанаско, ставшего со временем ближайшим родственником.

  Клавдия, сестра (1909-1987), жила и работала в с. Романовка. Трагически умерла от ожогов после пожара.

  Василий, брат (1915-2002), в своей судьбе остался предан родному селу и колхозу. Участник сражения на Курской дуге (танковая битва под Прохоровкой).
Павел, брат (1919-2008), спасался от голода 1933 г., уехал к родственникам в г. Ленинград. Затем оказался в Крыму, в Качинском летном училище, где общался со служившим там сыном вождя – Василием Сталиным. После передислокации училища в г. Красный Кут поселился в этом городе. Человек рабочей профессии, похоронен в г. Саратов.

  Александр, брат (1920-1999), кадровый военный, участник битвы под Москвой, получил там тяжелое ранение. В годы войны и в послевоенные годы во время учебы  сестры в институте материально помогал семье. Жил и работал в г. Астрахань.
Петр, брат (1924-1938), мальчик с трагической историей. В семейном фотоальбоме осталась только одна его фотография, с грустными глазами. Страдал серьезным заболеванием – порок сердца. Виртуозно играл на мандолине. Похоронен в с. Романовка, в одной могиле с отцом.

  Оля (1929), сестра, умерла в младенческом возрасте.

                Коллективизация

  В эпоху НЭПа Романовка экономически стала чувствовать себя увереннее после разрухи революции и Гражданской войны. Сплоченные большой семьей, при собственной земле, Пряхины производили пшеницу, держали скот, возле речки находился большой огород. Конечно, это не богатство, но жили уверенно в «сытости и достатке». В селе работало несколько мельниц, домашние амбары заполнялись своей мукой.
 
  Кузьма Егорович по тем временам слыл человеком образованным: имел 7 классов образования, выписывал и читал газету. В период массовой политической кампании по коллективизации  он уже понимал последствия сопротивления колхозной системе. И тогда, когда пришли сельские активисты изымать лошадей и другую «живность», передача прошла без эксцессов. Те ближайшие родственники, которые не приняли новую политику страны, в феврале 1930 г. были отправлены как кулаки в Караганду. Чтобы увидеться с родными, из тех высланных, в конце 60-х гг. впервые приехала в село В. Фарышева, двоюродная сестра Марии Максимовны Пряхиной. Волнения оказались настолько сильными, что сердце просто не выдержало, гостью похоронили на кладбище с. Кушум.

  И пришлось людям после своего хозяйства идти работать за трудодни в колхоз, на первых порах испытывая различного рода лишения. Мария Максимовна стала дояркой, Кузьма Егорович учетчиком.

                Голод 1933 года

  Все представители большой семьи регулярно возвращались к этому трагическому периоду 1933 года в  своих воспоминаниях. Неурожай, в колхозе нет хлеба, купить его не на что, опухшие от голода люди. В окрестных прудах и реке выловлена вся рыба и раки. Чем спасались - лебеда, суслики, ракушки, лягушки, корневища растений.
 
  Бабушка З.К. Пряхиной Прасковья Даниловна Морковина (в девичестве Хохлова) будучи в почтенном возрасте видела, как страдают маленькие дети от недоедания, отказалась от своей пайки в пользу внуков. Умерла от голода 14.07.1933 в возрасте 80 лет.

                Домашние радости и печали
 
  Небольшой дом, переполненный людьми, жил своей особой судьбой. Вечерами кто-то лежал на печке, отец шорничал, мать вязала носки, Петя играл на купленном в Энгельсе инструменте. В горнице, в правом углу, дети сидели за столом, на котором горела керосиновая лампа или «коптюшка». Одни готовили уроки, другие читали книги. Во всей этой незамысловатой картине виделся сокровенный смысл человеческого существования.

  Когда отец заболел туберкулезом и слег, его кровать отгородили простыней, чтобы не заразить окружающих. Почти один за другим умирают отец и брат. Пришли бедность и нужда во всем, но члены семьи еще больше объединяются от понимания великой ценности человеческой поддержки.

                Из воспоминаний З.К. Пряхиной

 Рядом с нами поселилась  семья начальника политотдела местной МТС. Работники данной структуры снабжались совсем по-другому, чем обычные колхозники и получали стабильную заработную плату. Дочь руководителя, моя ровесница, была хорошо одета, имела разные игрушки. Для нас же их делал отец из каких-то деревяшек. Иногда мы заходили к соседям в дом и видели хорошую мебель, некий комфорт, явно в силу возраста не понимая причины такого социального расслоения.

                Школа
 
  Самым важным увлечением детства стала литература. Дома в «красном углу» постоянно лежали свежие газеты. А вот книги отсутствовали, разве что у матери религиозные. Увидев подобный интерес, стали помогать учителя, даже давали для домашнего чтения изысканную классику. Так бывает, в важнейший период жизни кто-то окажется рядом с нужными словами, точным советом, с любовью в сердце. Наверняка в судьбе каждого ключевую роль сыграл свой учитель, и у Зои Кузьминичны тоже. Имя его не известно, но то, что из педагогов талантливых - несомненно.

  Однажды случайно удалось узнать, что за одной партой в течение всего школьного периода она сидела с Николаем Гайворонским. В памяти остался этот человек тем, что стал первым водителем автобуса междугороднего рейса Мокроус - Саратов в 1973 году. Дядя Коля «икарусник» – так его звали студенты семидесятых годов.

  Зимой в Романовской школе постоянно стоял ужасающий холод. Идти туда приходилось, закутавшись в шаль, с простой полотняной сумкой, в которой лежали учебники и тетради. А вот с портфелями почему-то существовала проблема, скорее всего, просто не хватало денег на покупку. За партами ученики сидели в верхней одежде, и когда звенел звонок, все бежали к печке греть руки.

  В конце декабря 1938 года к празднованию Нового года установили елку (до этого периода их установка при Советской власти запрещалась). Лесную красавицу украшали ученики всех классов, в основном самодельными игрушками. А привезли дерево из кантонного центра (Мокроус) по разнарядке. Так первая елка и новый 1939 год вспоминались всю жизнь, как праздник сурового довоенного детства.

                Война

  На рубеже 1940-1941 годов среди населения Романовки витало чувство опасности в связи с угрозой большой войны. Всех мужчин села, годных к военной службе, периодически призывали на 45-дневные сборы по переподготовке, в том числе и брата Ивана. О чем-то большом и страшном говорили и в школе, и в колхозе, и в семье.
В те годы школьники летом не отдыхали, работали в меру сил в поле, и 22 июня были там же. Кто-то прибежал на плантации, где находились ученики, с криком: «Война!». Все направились к сельсовету, около него  на столбе висело радио. Стало ясно - беда.

  Круговорот событий понесся в ином измерении, с другими ценностями и задачами. И главные из них – выжить и победить.

  На фронте оказались три брата – Иван, Василий, Александр. Уже в начале августа на Ивана пришло извещение – пропал без вести. Это значит, что пособия для семьи никакого, так как его давали только погибшим воинам. Считалось - сдался врагу. В общем доме продолжала жить его семья: жена Екатерина и сын Володя.

  С начала войны в Романовке водворилась тревожная и бурлящая атмосфера. Часть техники, из находившейся в селе МТС, отправили на передовую. Уменьшилось выделение продуктов на выработанные трудодни. Становились непосильными натуральные налоги: приходилось бесплатно отдавать яйца, молоко и многое другое.   Обыденная практика тех лет - военные денежные займы. А денег не хватало ни на что, отдавали последние.

  Через село пешим ходом на фронт шли подразделения. В доме останавливались на постой солдаты, с ними делились продуктами, зная, что своим  где-то там далеко тоже  нелегко. Кроме того, некоторые части надолго задерживались в Романовке, здесь проводилось обучение молодого пополнения азам боевого искусства.

  В конце 1941 г. сюда прибывают беженцы из Украины, которых расселяют по домам колхозников. В основном это были жители крупных городов. У Пряхиных оказались харьковчане. Их первые намерения на новом месте оказались: где найти курочку. Работать они особенно не стремились, старались больше греться, лежа на русской печи. Екатерина, сноха, приходя поздно вечером с фермы, с ними не церемонилась, сгоняя их с теплой лежанки. Глава семьи беженцев, Зиновий, с хрипатым выговором почти ежедневно обращался к Володе (племянник Зои Кузьминичны) с такими словами: “Ты хорошо слушай радио, очень хорошо. Как только освободят Харьков, получишь конфеты. Для такого случая они припасены”. Мальчик внимательно слушал сводки с фронтов. Вечером, когда семья готовилась к скромному ужину, лысоватый Зиновий  приговаривал: “Мы будем обязательно писать товарищу Сталину о том, как вы хорошо относитесь к беженцам”, тем самым, видимо, строился расчет на продовольственное снисхождение.

  Зима 1941-1942 гг. оказалась очень холодной, в ночь на 23 января – 37 градусов. Топливом колхозников не снабжали, да и взять его было неоткуда. Для печки использовали солому и кизы. Беженцам тоже вменялось добывать что-то для поддерживания огня. Но частенько они входили в открытый грех: ночью ходили на кладбище воровать кресты, тайно их рубили, а потом приносили в дом измельченные дрова. В ход шли и чужие заборы. Собак в селе почти всех «поизвели», так как накладным стало сторожевое содержание, поэтому на улицах по ночам шла откровенная вольница.

  Чтобы помочь семье, младшая дочь ходила пешком в Мокроус (это около 20 км) на железнодорожную станцию продавать кислое молоко, которое покупали солдаты и пассажиры останавливающихся здесь составов. Иногда удавалось обменять молоко на хлеб. В критических ситуациях на еду менялись вещи, ценились шали. Возвращение домой тоже пешком, уже «заполночь» с разбитыми и опухшими ногами. Все это пустяки – в сумке лежал хлеб и немного денег, а значит, еще можно жить!

  Летом в годы войны она работает учетчицей горюче-смазочных материалов. Ответственность большая – за плечами колоссальные ценности.

  Вечерами традиционное чтение. Среди эвакуированных находилось большинство образованных людей. У многих из них каким-то образом имелись и приличные  книги. Вот их-то всегда не хватало. Иногда за книгами приходилось ходить в библиотеку Мокроуса, а зимой ездить на попутном транспорте. Тяга к чтению оказывалась непреодолимой: открывалось что-то самое важное в сути событий и людей, раздвигались горизонты времени и пространства.

                Из дневника З.К. Пряхиной

  В те годы, обращаясь к книге, мир становился красочным и не таким суровым, каким его приходилось видеть повседневно. Чтение может изменить человека, сделать его творческим и целеустремленным.
  В военный период школа в Романовке хотя и считалась «десятилеткой», но имела массу проблем. Учителя очень часто менялись: свои, эвакуированные, профессионально сильные и слабые, с разными требованиями и подходами. В них виделось одно, самое важное - ответственное отношение к делу. И если учитель много знал, он старался передать все сполна.

                Выбор пути

  По окончании школы в 1945 году, по правилам и инструкциям выпускные экзамены надо было сдавать не у себя в селе, а в Мокроусе, районном центре. На выделенной колхозом полуторке с поставленными в кузове лавками ехали весело, искренне смеялись. Душа обретала радость и счастье – только что закончилась война, ярко светит солнце.

  Реальность оказалась более суровой. Из всего романовского состава выпускников выдержали испытание в полном объеме только двое. Теперь она с аттестатом в руках, есть планы на будущее и мечта стать учителем, учителем словесности.

  Мать, Мария Максимовна, измученная военным лихолетьем, ни о каком дальнейшем продолжении образования и говорить не захотела. «Иди в доярки» - был ее решительный ответ. Расклад был таков: одежды нет, перешитая из гимнастерки юбка, перелицованное старое пальто, отсутствие обуви. Поддержали Екатерина и брат Александр:  “Нет, ты должна учиться, иначе нельзя”.

  Время для принятия решений оказалось упущенным, поездка в учительский институт не состоялась. Быть учителем, это не мечта – призвание, которое не тает от испытаний, а становится призывом к действиям.

  20 августа 1945 года З.К. Пряхину, как способную выпускницу, принимают учителем начальных классов Калдинской школы Федоровского района.

  Так закончилось детство, тяжелое и грустное, и началась новая дорога к познанию и творческому полету.