Экология души

Марина Степанова 4
     «Утоли моя печали…»
Один из современных философов сравнил Жизнь, как процесс, с поездкой в поезде, в котором мы занимаем места, «согласно купленным билетам», при рождении, и в котором путешествуем, встречаясь и прощаясь с теми, кому с нами по пути, наблюдая мир за окном, развлекаясь и скучая, – день за днем; а конечная станция этого путешествия у всех одна – Смерть.
Может быть, поэтому во все века мыслящий человек часто был мучим вопросом о смысле бытия, о смысле собственной жизни, – ведь если все заканчивается одинаково, - зачем же человеку дан Разум, почему столь трепетно относимся мы к собственной индивидуальности, коль, как писал Есенин, «все в этом мире тленно»?
Ответ напрашивается сам собой: не все в этом мире тленно и не все измеряется только временем одной жизни отдельно взятого человека. И столь «расточительное», на первый взгляд, отношение со стороны матушки-Природы к созданию Разума для мимолетного, ничтожно-короткого по меркам Вселенной, времени пользования им, уже не покажется ошибкой, если изменить концепцию восприятия жизни как существования и взаимодействия различных типов энергий (плотное, материальное тело – тоже совокупность энергетических потоков)
Освоение этой информации, принятие ее, – первый шаг в разрешении проблемы страха смерти, как основного аспекта проблематики жизни и судьбы человека.
Помощь себе в этом вопросе – залог долгой и светлой жизни; помощь другим – основной критерий вашей духовности.
«Духовным может считаться человек,…сознательно утяжеляющий свой крест помощью и поддержкой несчастным, кои сами себе помочь не могут »(П.Успенский, русский философ начала ХХ в, богослов)
Обратите внимание: «утяжеляющий» свою жизнь помощью в чужих несчастьях.
Прежде, чем вы решитесь принять на себя часть  чужой беды (хотя довольно часто жизнь ставит нас перед фактом, и нам приходится, как в омут головой, «нырять» в проблемы наших близких или даже посторонних людей), необходимо точно знать, насколько вы в состоянии помочь и какими средствами вы располагаете.
Шаг 1- саморевизия и оценка ресурсов. Если у вас есть  собственный опыт работы со страхом смерти, коррекции боли утраты близкого человека (не обязательно умершего), или диагноза тяжелой болезни – это неоценимый по значимости внутренний потенциал. Он позволит произвести быструю и качественную подстройку под эмоциональное состояние того, кто в данный момент является объектом вашей заботы (обозначим его «пациент»- от греч. «беспомощный», для краткости и впредь будем называть именно этим словом). Если вам повезло в жизни, и боль перечисленных выше событий еще не коснулась вашего сердца, для вас это хорошо, для работы с пациентом – не особенно: в любой момент на ваши даже выверенные с точки зрения методологии речи, вы можете услышать произнесенное с высоты горестной гордыни (да-да. бывает!):«Вам не понять». Поэтому несколько советов по профилактике возможного краха ваших усилий:
Не дожидайтесь, пока вам это скажут, обязательно в начале беседы (если работа начинается с беседы) дайте это понять пациенту иносказательно (например, в виде притчи) или открытым текстом, применяя технику «Я-высказывания», произнесите: «Мне даже представить невозможно всю глубину вашего страдания (горечь потери, отчаяние и пр.)»;
Можете озвучить сенситивные переживания, опять же с позиции «Я-высказывания»: «Я чувствую, насколько глубоко  вы переживаете»;
Позиционируйте переживания пациента как эксклюзивный опыт подобного рода: «Мне не приходилось встречать такой искренней и глубокой реакции».
Применяя подобный ход, вы транслируете пациенту то, что вы с ним «в одной команде» («Мы с тобой одной крови» Киплинг Р.). Ведь «счастье – это когда тебя понимают», - а пациент часто не в состоянии озвучить собственные переживания, особенно в момент «острого горя».
Шаг 2. «Поглаживание». Если вспомнить Э.Берна:«основа трансактного анализа – три ипостаси личности, составляющие целостность поведенческого ответа на взаимодействие с другой личностью…Родитель, Дитя, Взрослый», то на фоне горя любой человек – это ярко активизированный Ребенок (Дитя). Нуждающийся, естественно, в том, что является основной потребностью детства, – безопасности, защите, любви. И как действенное выражение этой потребности – в том, что называется «поглаживание» (В.Сатир).
• Не вербальные (прикосновения, объятия, поглаживания рук и т.п.)
Не вербальные способы «поглаживаний» типа объятий, предпочтительны при работе с детьми до 12 лет (подросток может посчитать эти приемы вмешательством в «интимную зону» -40-45см до поверхности тела - и ограничением его личного пространства и свободы, что снизит эффективность контакта); с людьми старше 60 лет, с пациентами своего пола. С теми, кого нельзя  считать относящимися к этим категориям, можно ограничиться легким прикосновением к предплечью или приемом «поймать воробышка» - накрыть своей ладонью руку пациента, слегка похлопывая ее, или поглаживая.
• Вербальные поглаживания – это словесные одобрения, подбадривания, успокаивающие слова и фразы, выбор которых будет тем эффективнее, чем скорее окажется конгруэнтным общему настрою и текущей задаче в беседе. Ориентироваться в степени конгруэнтности вам может помочь технология ведения беседы по принципу «Звезда магов».
Этот метафорический прием позволяет освоить психологический «слалом» (слалом – вид спорта, суть которого – скоростной, зигзагообразный спуск по снежному покрову с вершины горы) при организации сбора анамнеза (истории проблемы), управление когнитивной рефлексией пациента (аналитическое рассуждение по результатам чувствования и пережитых эмоций), да и просто в общении. Манипулирование ли это? Безусловно, только не стоит относиться к этому слову соответственно тому негативному оттенку, которое оно приобрело после знакомства широкой публики с трудами Д. Карнеги, величайшего манипулятора «времен и народов». «Манипулирование («Этимологический словарь иностранных слов и выражений »М., 2001) –осознанное применение технологий и апробированных методов, действенных в схожей ситуации»
Итак, метод «Звезда магов».Представьте пятиконечную звезду, по лучам которой располагаются названия стихий (энергий), которые широко в ходу в лексиконе и практике восточной медицины – Огонь, Земля, Металл (Воздух), Вода, Дерево. Энергетика речи – манипулирование этими видами энергий. Как вы думаете, что важнее – смысл слов или тон речи? Ответ очевиден – разумеется, эмоциональная тональная окраска!
Упражнение 1.Попробуйте одно и то же высказывание (например, «Я тебя так люблю») произнести по-разному, тонируя его, при этом ударным словом может оказаться любое:
• как вербальный удар -  оскорбление, обвинение, возмущение (я тебя так ЛЮБЛЮ!…)- Огонь;
• как спокойное, констатирующее, аргументирующее выражение (Я ТЕБЯ ТАК ЛЮБЛЮ)- Земля
• как приказ (Я тебя ТАК люблю!)- Металл
• мягко, «журчаще», лаская голосом (Я-а…те-ебя-я…т-а-ак … лю-ю-юблю-ююю…)-Вода
• как нестандартное, изменяющееся, непостоянное со скачками интонации (Я! Тебя-а? так-так-так…лю? Или не лю? – блю-у-у!)-Дерево
Казалось бы, информация, по крайней мере, смысловая, зашифрованная в этом выражении, вполне однозначна. Но даже такой простой прием, который только что был продемонстрирован, намного расширяет смысловой подтекст словесной формулировки.
Учитывая тот факт, что работать в рамках обсуждаемой проблематики вам придется с человеком, у которого «ссадина во всю душу», и он, естественно, сверх - чувствителен и раним –  в первую очередь, к смыслу, заданному интонацией. Систематизируем полученный в процессе эксперимента материал:
1. в первом случае эмоциональная окраска скандала, угрозы, агрессии – назовем это словом «Огонь», имея в виду характер универсальной стихии-символа, используемой учением фэн-шуй; Это речь, максимально окрашенная эмоционально: пламенная тирада оратора, гневная отповедь и т.д.
2. четкие, лишенные эмоциональной окраски речевые обороты – это, естественно, «Земля», так говорит диктор, зачитывая информационное сообщение. С «земляными» интонациями сообщают факты, ничем не выдавая собственного отношения к предмету разговора. Именно так классическая психология предлагает специалисту вести беседу с пациентом - вопрос в том, насколько ментальность российского пациента способна воспринять такое обращение – не расценивается ли подобный классический прием как элементарное равнодушие представителем нашего «душевного» народа? Может оттого и малоэффективны многие усилия того или иного психолога, воспитанного на достижениях западной школы практической психологии?
3. резкий окрик, приказ, четкое скандирование сказанного, нажим в голосе, «металлические» интонации – ясное дело, термин «Металл» - самое удачное определение для подобной манеры разговора, когда говорящий не вступает в обсуждение, а навязывает свою точку зрения тоном, не терпящим возражений. Преимущества этого вида подачи информации - выигрыш во времени, возможность «переломить зацикленность, застрявшей ситуации», смысловая трансляция силы, как атрибутики внутреннего «Родителя»
4. расслабляющие, «журчащие» интонации, тон, напоминающий шелест волн, шепот прибоя – это, конечно, «Вода»: убаюкивает, помогает релаксации, порой вводит в транс, усыпляет бдительность. Вспомните Кота-баюна из русских сказок, того, кто «идет налево – песнь заводит, направо – сказку говорит»
5. интересно, почему налево – с песней, а направо – со сказкой? Если с позиции того же фэн-шуй – левая сторона женская, инь – песнь, соответственно, слова и музыка, т.е. воздействие не только на сознание, но и на подсознание; сказка (направо - Ян) всегда содержит «намек - добрым молодцам урок», т.е. побуждение к размышлению). Собственно говоря, только что сказанное – это иллюстрация к описанию символа «Дерево», как чему-то постоянно меняющемуся, это не столько тон, сколько манера строить разговор. Речь в стиле «Дерева» не лишена интонаций – ее основная черта способность «ветвиться» («растекаться мыслию по древу»).
Структуризация  информации по различным способам (стилям) ведения беседы позволяет выявить основные закономерности управления коммуникативной связью, т.е. возможностью проектировать способы достижения нужной цели.
Никакая программа психотерапии и коррекции, даже четко выверенная с точки зрения классических рекомендаций, не будет эффективной не соответствуя текущему моменту и индивидуальным особенностям пациента. Чаще всего специалист эмоционально сгорает от осознания малой степени эффективности собственных усилий (потому что «грешить» на  идеально работающие технологии совести не хватает), от затянувшихся игр типа «Да, но…», навязанных пациентом, который в момент работы с его проблемой фактически уступает права на ее решение психологу, а сам «упивается страданием», возвышающим его в собственных глазах. Увы, но для многих людей потеря близких, неизлечимая болезнь или фобический синдром – это классная возможность ощутить свою значимость. На консультации такой клиент появляется исключительно «подпитаться» вниманием, сочувствием и горячим желанием специалиста «поучаствовать» в его проблеме. Эрик Берн назвал это стремление «Игра в доктора» - помните, наш отечественный «мультик» про Карлсона, живущего на крыше? «Я самый больной человек в мире» - ключевое слово «самый», возвеличивающее и бонусное. Отними у такого «страдальца» его болезнь, или проблему – весь смысл жизни, его право на подпитку чужими энергиями сострадания, жалости (ой, как гордая русская душа рвется пожалеть! А ведь пожалеть может только более сильный – тешим, тешим внутреннего Родителя!), что останется в жизни? Только серость, обыденность, суета. По данным профессиональной литературы, собственному опыту психолога, могу с полной уверенностью утверждать: самые «застревающие» в проблемах люди – это те, у кого душа ничем не наполнена, кроме материальных, суетных забот. Те, кто «живет для других», не умея жить для себя и считая такой подход к организации собственной жизни, мягко говоря, «неодобряемым». Часто это уже зрелые, стандартно-состоявшиеся в социальном плане люди, которые до сих пор живут так, как будто предъявляют отчет своим родителям или старшей пионервожатой, оставаясь в том времени, когда «общественное выше личного», «жить для себя недостойно».
«В мировоззрении русского человека и особенно христианина страдание возведено в своеобразные культ…Страдание в социуме обросли массой «мусора» и «наворотов», вроде жалости, тоски, страха, как бы необходимых для исполнения, но, на самом деле, уводящих в сторону. И все это в избыточной форме. Предрассудки, мертвый балласт, превратившийся, опять же, силой воображения человека в нечто якобы необходимое и объективное» (В.Лебедько, психотерапевт, С-Петербург) И поэтому Шаг 3: примите как аксиому то, что ни одна проблема при обсуждении ее в кабинете психолога, не может быть предметом уважения или идеализации – это не более чем объект вашей профессиональной деятельности, так же как ее (проблемы) носитель – субъект этой самой деятельности. Четко отдавайте себе отчет, в какой момент вы контролируете ситуацию, а в какой – пациент. Как профессионал, категорически протестую против псевдо запроса типа «мне надо выговориться» (скрытый смысл: психолог, побудь унитазом, в который я солью все, что сам переварить не в состоянии!), «обращаюсь к вам за сочувствием» (смысл: покорми меня своей энергией!), или еще того круче – «пожалейте меня» (Вообще ни в какие ворота! За жалостью – в церковь).
 Причем, далеко не всегда это может звучать именно так – в данном случае важен смысл. Поэтому необходимое условие для продолжения работы в режиме выхода из проблемы – четкое разделение ответственности: чтобы пациент осознал собственную долю участия в ответственности за исход вашей совместной работы и чтобы вы определились в направлении следующего шага, обязателен вопрос с вашей стороны: «Чем я могу вам помочь? Чего вы ждете от работы со мной?». И если открытым текстом звучит один из перечисленных выше псевдо-запросов – в 2 случаях из 10; или неопределенное: «даже не знаю…мне вас посоветовали». Ваша задача в этом случае – совместное формирование четкого запроса или решение о прекращении взаимодействия.
Зрелость человека определяет его успешность в этой жизни: долголетие, самосохранение, умение адаптироваться, социальные достижения. Степень проявления этой успешности  тем выше, чем более способен человек регулировать себя – то есть уметь определиться с тем, что ему необходимо в данный конкретный момент (распознать свои потребности, которые возникают при дефиците какого-либо фактора для комфортного существования) и как обеспечить восполнение этой потребности (либо чем компенсировать, если  приходится отсрочить). Причем, уметь не в крайней точке этого дефицита, когда уже грозит болезнь и уж тем более, не  после того как болезнь что называется «свила гнездо» в вашем организме.
Жизнь человеческая –это события (со-бытие), каждое из которых – звено в цепи, называемом Судьбой.
Судьба (Суд – ба; ба-др.егип.; др.свавянск.; санскрит-душа, выполняющая  определенную задачу на земле – проводник человека на земле). Суд вершит сам человек, в разной степени четко разделяя происходящее по оценке на «хорошо»\ «плохо».