Медвежьи сюрпризы

Валентина Лызлова
Часть первая
        Весна в том году долго  не радовала теплом. Май был холодным и дождливым. Лишь в начале  июня погода смилостивилась. На поле, начинавшемся сразу за изгородью,   проклюнулась молодая сочная травка, на которую собирались зайчишки.  Ещё не сменив до конца зимний наряд, они выделялись на фоне зеленеющего поля.  Интересно было наблюдать за ними, сидя на крыльце. Похрустят-похрустят листочками, потом поднимут голову, оглядятся вокруг – и снова  за работу. Только ушки торчат. 
        Вот и сегодня супруги Липины, поужинав, вышли на крыльцо и, усевшись на ступеньках, ждали, когда появятся ушастики. Вечер был  тихим и тёплым.  Непоседа-ветер, весь день забавлявшийся тем, что попадёт «под руку», устало прикорнул в  траве. Изредка звучала короткая переливчатая песенка какой-то мелкой птахи. Последние лучи солнца, уходящего за гребень горизонта, доставляли какое-то особое наслаждение. Приятная истома охватила тело и душу. 
 - Что-то долго не идут наши любимцы на кормёжку, - вздохнула Валентина.
- Могут и не прийти. Травка растёт, шубка становится серой, не видной. Скоро это бесплатное кино закончится. Что будем смотреть дальше? – лукаво посмотрел на жену Иван.
- Не волнуйся, дорогой! У природы мно-о-о-го сюжетов про запас…
        Неподалёку от дома где-то в траве  занудно заскрипел коростель. Обычно  этот звук  раздражал охотничьего пса, и тот отзывался на него  ленивым лаем. Но сегодня и Север молчал, вдоволь набегавшись  по лесу в поисках дичи, пока хозяева заготавливали дрова. 
- Ну, что, пора открывать клуб  занятий по интересам? – спустя некоторое время, спросил Иван. 
Именно так, шутя,  назывались  короткие, но удивительно приятные вечерние часы. Когда за день  намотаешься на реке или набегаешься  по лесу, да ещё накрутишь  километры по двору в хозяйственных заботах,  это время становится таким желанным!
         Вскоре сумерки стали окутывать окрестность. Тихо заурчала включённая электростанция. Освещённые окна дома бросали на траву жёлтые  четырёхугольники.  Наступало  благословенное время  долгожданного покоя. Природа медленно погружалась в дрёму.
         Валентина привычно стучала клавишами ноутбука,  записывая  очередной «шедевр» - новый рассказ для детей о животных.  А Иван, с наслаждением вытянувшись на диване, читал  книгу. Благо, литературы в доме водилось много.  Он перечитывал один из любимых детективов Чейза, и  не заметил, как задремал. Усталость брала своё.  Книга легла на живот, очки съехали в сторону.
        Валентина  хотела, как обычно, подойти и предложить ему основательно улечься на ночь. Но  не успела подняться со стула, как раздался громкий лай Севера. Тишина-- рухнула, разрезанная внезапным  эхом, которое тут же стало беспорядочным, потому что  к псу присоединился соседний кобель.
Иван соскочил с дивана и застыл, прислушиваясь к шуму. Он был заядлым  охотником и хорошо понимал причину собачьего недовольства.
- На большого зверя лает, опять волк или медведь гуляет поблизости. Сейчас отойдёт подальше, и собаки  угомонятся. Осмелели лесные  братья наши меньшие.  Народу мало осталось, перестали бояться.
        Деревенька среди тайги и впрямь стала приманкой для разного зверья. Зайцы, белки, бурундучки  и горностаи хозяйничали во дворе, находя себе лакомства на огороде, грядках и даже в кладовке. Это как-то скрашивало жизнь оставшихся жителей деревни.
- Да-а, кто думал, что когда-то совхоз закроют, и деревня обезлюдеет, - печально покачала головой Валентина. – Всё разрушили. Если бы мы не приезжали из города сюда на очередной деревенский сезон, то весь год жилым был бы  только один дом. Спасибо соседям, братьям – близнецам, что не бросают деревню. 
 - Зверьё давно  пересчитало нас, - пошутил Иван. - Понимают, что особой угрозы для них нет. Волк уже заходил в деревню. Пора и  косолапому наведаться сюда.
Лай не прекращался, а наоборот,  становился всё  неистовее.
- Что-то тут не так, - Иван сунул ноги в шлёпанцы и выскочил на крыльцо.
        Услышав его возглас «Ого!», Валентина выбежала следом. Муж молча показал рукой в сторону  поля, куда сегодня не пришли зайцы. Ближе к его верхнему краю, у скальника, в зарослях пышно поднимающегося  борщевика копошились какие-то две фигуры явно не человеческих очертаний. Направив бинокли на гостей, супруги одновременно воскликнули:   
- Медведи!
- Накаркал всё-таки! – засмеялась Валентина.
- Та-а-к, тот, что крупнее и темнее, тянет на самца, - определил Иван. – Значит, вторая – самка, потому как меньше и светлее. Одна пара образовалась. А их, судя по свистуньям,  должно быть больше…
        Весной, как известно, у медведей начинаются брачные игры. Медведица привлекает самцов свистом. Странно. Раньше Валентине думалось, что  это занятие присуще  мужским особям. Звук получается ровным и протяжным, поэтому его легко можно имитировать.  Когда бывали в старице или на озёрах,  не раз переговаривались таким образом с какой-нибудь самкой. Никакого страха при этом  не испытывали: свист на свист   – и только. Самцы разберутся, где приманка будущей подруги, и она выберет самого достойного во всех смыслах. Всё, как у людей. И правильно. Личная жизнь должна быть и у обитателей леса.
        Но этот сезон оказался таким щедрым на «художественный» свист, что жители деревни стали чувствовать себя, как в осадном положении. Свистели  за рекой,  на ближних и дальних полях, в лесу. Казалось, что медведи собрались здесь со всего Приуралья. Постепенно это стало привычным,  люди перестали обращать на это внимание. И вот сегодня медведи дали знать о себе воочию.
- Ишь, как кайфуют, - покачала головой Валентина. – Раньше-то  такого  удовольствия   не было. Поля выкашивались, и лакомству этому негде было расти. А теперь - воля вольная.
- Повезло мишкам: борщевик у нас растёт не  ядовитый, а съедобный. А вот нам, судя по всему, не повезло.
Иван уже не раз сталкивался с косолапыми то на полях,  то в лесу на охоте. Он знал, что сулит такая встреча. Приходилось и стрелять, правда, в воздух.
- Так, дорогуша, неси-ка фотоаппарат, запечатлеем на память новых соседей.
        Первая же фотография показала, что попытка заснять мишек не  удастся. Темно и далековато. Очертания зверей расплывались и воспринимались просто тёмными пятнами.
- Ах, как жаль! Такие кадры пропадают, - расстроилась Валентина.
- Будем надеяться, что завтра придут пораньше. А что придут – это стопроцентно. Видимо, теперь будем дружить не на расстоянии, а вблизи.
- Интересно, чего это они сюда заявились? – недоумевала Валентина. – Неужели на дальних полях всё выели?  Если здесь всё объедят и зайдут в деревню, которая тоже заросла этим деликатесом,  что будем делать?
- Да, перспектива нерадостная, - вздохнул Иван, - ведут себя, как хозяева.
Подошедшие соседи тоже были встревожены:
- Что делать будем? Как-то неприятно жить под надзором косолапых.
Не обращая внимания на истошный лай деревенских блюстителей порядка, медведи, наевшись, ушли по тропинке на верхнее поле. 
        Так продолжалось ещё два вечера. Все собирались во дворе  Липиных  и, вооружившись биноклями,  наблюдали  за гостями.  Фотографировать не пытались. Дни стояли пасмурные, и небо не расцвечивалось закатами.  Хотелось, конечно,  выйти на поле поближе к животным, но это было чревато. Медведи неуклюжие только в сказках. На самом деле при всей своей массе они очень мобильны и практически бесшумны при подходе к жертвам. А стать таковыми  как-то не хотелось…
        И всё-таки был разработан план подхода к ним. Решили  попробовать «пощёлкать» из-за полуразрушенного крайнего дома. Расстояние сократилось бы метров на пятьдесят. Но этой задумке не суждено было осуществиться. В очередной раз, среагировав  на лай псов, Иван с Валентиной  выскочили на свой наблюдательный пункт,  но медведей на обычном месте   не обнаружили. Ясно было одно: они где-то рядом. Может, подошли со стороны Сухой речки и бродят  у затона? Идти на тот край деревни не захотелось, и супруги зашли в дом.
        И вдруг, случайно бросив взгляд в окно, выходящее на реку, Валентина  увидела у самых лодок крупного хозяина тайги, пьющего воду. На этот раз  зверь  хорошо вырисовывался на фоне заката, тонувшего в реке. Это было похоже на наглость. Всего каких-то сто метров до изгороди! Пока Валентина, схватив фотоаппарат, спускалась к калитке, зверь,  напившись, скрылся за деревьями и направился в гору. По свисту в той стороне стало понятно, что это была медведица, до сих пор не нашедшая себе пару. Значит, бродило вокруг деревни таких экземпляров  не меньше трёх. Теперь эта гостья не даст  покоя, пока не  найдёт себе друга. Вопреки  ожиданиям, в следующие два вечера было спокойно и собакам, и людям. Появилась надежда, что  набеги на округу закончились. Но, увы…
       На этот раз  шум  поднялся   за полночь. По реакции собак  поняли, что опять пожаловала самка. Выйти в темень Липины не решились. Все новости узнали утром от соседа. Медведица совершила самый настоящий рейд по деревне. Спустившись с полей, она прошла мимо таксофона и завернула к соседнему дому. Один из братьев, ещё не успевший заснуть, вышел на лай своего беспородного пса с аристократической кличкой Бобби, которого Валентина на русский манер называла Бобиком.
- Представляете, завернул за угол сарая и чуть не поцеловался с медведицей. Слава Богу, что успел заскочить в этот самый сарай!
- Ничего себе! – воскликнул Иван. - А самка – что?
- Она  спокойно спустилась по тропинке мимо нашего дома к реке.
Остальное  установили по следам:
-  Та-а-к, обошла лодки…видать, проверяла наличие, - засмеялся Иван.
- Ой, смотрите, она вернулась на поле прямо вдоль нашей изгороди! – глаза Валентины округлились. - Хорошо, что калитка была заперта!
        Дальше стало  совсем не весело от мысли:  каково будет жить, если подобные   обходы деревни по периметру станут регулярными?
Все, наконец, всерьёз почувствовали ту опасность, которая исходила от таких визитов, и поняли: отныне в лес за природными дарами  без берданы и ходить не моги! Но эти меры предосторожности оказались ненужными, поскольку случился неурожай  грибов и ягод. Ну что ж, и такое бывает…
        А медведица, вдруг, как-то очень резко, прекратила свои походы. Видимо, всё-таки устроила  личную жизнь.  Вплоть до осеннего отъезда в город  деревня  прожила спокойно. Но мысль о том, что медведей расплодилось в этих местах много, и они  чувствуют себя хозяевами  не только в лесу, не покидала  и в городе:
- Спокойной и безопасной жизни в деревне, наверное, уже не будет, - вздыхала Валентина.   
- Возможно, - кивнул Иван. - Медведи обычно обживают какой-то уголок и потом так и живут на этой территории. Посмотрим…
2018

Часть вторая
        В следующем сезоне события стали более интересными. Встречи с медведями начались с середины мая. Но таких опасений и тревог, как в прошлом году, не было. Люди в деревне уже свыклись с мыслью о неминуемом соседстве с косолапыми. Разве что их возросшее количество насторожило. Первыми пришли поздороваться две самки и самец.  Они не спеша двигались из одного конца поля в другой, причём, одна медведица находилась несколько сзади.
- Иди-ка ты, голубушка, восвояси. Мишка уже выбрал себе невесту, - засмеялся Иван.
Медведица, словно послушавшись его совета, развернулась и побрела в сторону Сухой речки.
- Ну, вот, история повторяется, - вздохнула Валентина, - опять будет по деревне бродить, как в прошлом году.
        Но то, случилось потом, было намного интереснее. На следующий день с утра на поле выкатилось маленькое чудо. Маленькое не по массе и размерам, а по возрасту. Это была медведица, родившаяся прошлой весной. Удивил и восхитил её трёхцветный окрас. Хребет был ярко-рыжим, туловище  - коричневым, а ноги – чёрными.
- Экая красавица Настенька пожаловала! – воскликнула Валентина. – Надо её заснять, детям и внукам показать.
Но медведица вдруг насторожилась, огляделась и быстрыми прыжками помчалась к дороге, ведущей на верхнее поле.
- Какую-то опасность почувствовала, не иначе, - определил Иван. – Маленькая ещё. Возможно, взрослые прогоняют её со своей территории.
- Жалко! Не везёт красавице… совсем, как в человеческой жизни, - засмеялась Валентина.
- Думаю, что это всё же не последняя встреча…
        Несколько дней медведица не появлялась.
- Всё, видимо, выжили, - с сожалением констатировала сей факт Валентина.
Но нет, не выжили! Красавица появилась на сей раз в разгаре дня. Иван подошёл к ней за деревьями метров на  шестьдесят. Но… впопыхах схватил не тот фотоаппарат.  Зарядка аккумулятора была на нуле. Настенька опять не попала в кадр. Зато в кадр попал Иван на фоне медведицы. Валентина, стоя у изгороди, фотографировала процесс приближения к ней. Эти снимки получились хорошими, но радости не принесли:  Настенькина красота на таком расстоянии была не различима.
        Медвежья эпопея на этом не закончилась. Однажды утром прибежал сосед Володя:
- За кладбищем на лужайке под скалами появился ещё один косолапый объект!
- Что-то ты не очень расстроился, - улыбнулся Иван.
- А вы выйдите за сарай на чистый обзор – сами увидите…
Это был пестун. То, что ему больше года, Иван, как бывалый охотник,  определил сразу.
- Ну, вот, и брат Настенькин появился, двойняшки, видать. Детский сад прямо какой-то…
- Всё, пошла наниматься в няньки, - схватив фотоаппарат, Валентина начала двигаться к медвежонку, скрываясь то за бугорком, то за молодыми деревцами, которыми зарастало брошенное поле.  Иван, схватив на всякий случай ружьё, пошёл следом. Дойдя до кладбища, Валентина остановилась за раскидистой берёзой и сделала несколько снимков. Мишка вёл себя спокойно: щипал травку то лёжа, то стоя.
- Надо подойти ближе, - решительно сказала «нянька». – В кои веки бог послал возможность познакомиться с пестуном. Да и повоспитывать надо малыша...
- Для этого нужно выйти из-за укрытия. А если он начнёт тебя воспитывать, куда бежать будешь?
- Ну, кладбище-то рядом!
- Да-да, кладбище очень к месту, - улыбнулся Иван. – Тьфу-тьфу! Ну, ладно, пошли потихонечку. Вас, женщин, не переспоришь и не переубедишь…
- А то!
        Медвежонок, увидев людей, не предпринял никаких действий. Посмотрев на них, он продолжил трапезу. До него было метров пятьдесят. Валентина медленно сделала ещё с десяток шагов, без остановки щёлкая фотоаппаратом. Пестун насторожился. Подошедший муж снял с плеча ружьё.
-Чего зря готовишься? Стрелять ведь всё равно не будешь, - тихо произнесла Валентина.
- Но он-то об этом не знает…
- А ты думаешь, он знает, что за игрушка у тебя в руках? Он же пороха ещё не нюхал…
        Так, под шуточки, было сделано ещё несколько шагов. Люди ждали, что предпримет мишка, а он ждал, что будут делать эти непонятные двуногие существа. Не дождавшись ничего угрожающего, он прилёг и продолжил лакомиться молодой сочной травкой.
- Так, пора начинать воспитательный процесс, - Валентина сделала умильное лицо и произнесла:
- Мишенька, не бойся, мой хороший. Мы не причиним тебе зла. Только фотомордочку твою сделаем на память… и всё-ё-ё… хочется покрупнее, понимаешь?
        Разговаривая с медвежонком, «фотографиня» сделала ещё  несколько шагов, делая на ходу бесценные кадры. Потом Иван сказал, что до пестуна оставалось каких-нибудь тридцать метров. А тогда Валентина, оглянувшись на кладбище, и сама поняла, что если медвежонок вдруг проявит свой звериный норов, то обратно надо будет не бежать, а лететь.  На таком расстоянии и продолжился односторонний диалог:
- Вот, молодец, Мишутка! Хоро-о-о-ший  мальчик, воспи-и-танный. Ах, это мама так тебя воспитала? Передай ей, что она то-о-же молодец.
- Смотри, смотри, слушает мой бред и даже не пытается убежать, - Валентина с улыбкой посмотрела на мужа.
- Ему нравится твой голос – хмыкнул Иван.
- Мишенька, он говорит, что я тебе нравлюсь. Конечно,  такая справненькая, сдобная… совсем, как ты…
        Медвежонок, продолжая слушать, вдруг улёгся за травяной кочкой и затих. Видна была только спина.
- Всё, убаюкала ты его, - рассмеялся Иван. – Пойдём домой?
- Давай ещё подождём. Видишь, ничего же страшного нет!
- Но и нового ничего уже не будет.
Пестун неожиданно поднял голову, посмотрел на людей и, видимо, поняв, что покоя ему не дадут, поднялся на ноги и побрёл вверх, в лесок под скальником.
- Пока, Мишутка! – крикнула ему вслед Валентина.
        Медвежонок обернулся на громкие звуки, немного постоял, словно раздумывал: вернуться или нет. Затем скрылся среди берёз. Иван с Валентиной, теперь уже напрямую, пошли к дому.
- А ты чего всё время отставал, не шёл рядом?  Трусил, что ли?–  лукаво взглянула на мужа Валентина.
- Ну, мы же не немцы, чтобы шеренгой идти под пули.
- Понятно. Значит, был готов отдать меня на съедение медведю?
- Глупенькая. Это такая тактика была. Мне нужно было держать в поле зрения вас обоих, чтобы легче было сориентироваться в случае чего. Вы же могли таких дров наломать, особенно ты, храбрая моя!
- Я храбрая только рядом с тобой, мой дорогой защитник!
Супруги весело рассмеялись.
        Больше за пестуном не охотились, хотя он и выходил на травку ещё не раз.  Совесть надо иметь! А то никакого покоя зверью нет!
2019