13
Однажды после уроков Лена подошла к Олесе и сказала ей:
– Олеся, можно мне с тобой поговорить? Я тебя не задержу. Только пять минут.
Олеся мысленно не переставала удивляться, насколько Лена была тактична. Конечно, ребёнок не думал именно такими фразами, у девочки некоторые слова не были сформированы в чёткие мысли, но со свойственной детям вообще и Олесе в особенности проницательностью она уже понимала многое о жизни и чувствовала, что большинство учителей не церемонятся с учениками. А Елена Владимировна была особенной учительницей. Она отличалась даже от англичанки Маргариты Петровны, которая была хоть и неплохим человеком, но всё-таки не было в ней того необъяснимого, что было в Лене.
– Ты присаживайся! – поспешно добавила Лена. – Олеся, я хотела тебя спросить о твоём брате Владе. У него всё хорошо?
– Да, он недавно играл в «Герое нашего времени» Печорина, он очень хорошо сыграл, он потом домой много цветов принёс, а потом выдернул из каждого букета по цветочку и подарил мне.
Лена радостно и немного растерянно улыбнулась, но эта улыбка тут же померкла у неё на губах. С тех пор, как Влад перестал подходить к Лене, когда встречал сестру, перестал звонить учительнице, она стала чувствовать тоску и тревогу. Иногда они говорили только пять минут, но этих кратких мгновений Лене было достаточно, чтобы почувствовать полноту чего-то неведомого и невероятно прекрасного. Когда человеку хорошо, он часто не может объяснить, почему ему хорошо. Когда Влад перестал беседовать с Леной, она почувствовала, что потеряла то, в чём очень нуждалась. Она вынуждена была признаться себе в том, что усиленно гнала от себя. Ей был нужен Влад. Может быть, так нужен, как она даже не предполагала или боялась предположить.
– Я очень рада за Влада! – вновь улыбнулась Лена. – Передай ему мои поздравления!
– Хорошо, Елена Владимировна. Только… – и девочка замялась.
– Что, Олеся?
– Он в последнее время стал очень грустным и молчаливым.
– Может, у него всё-таки что-то случилось… – тревожно произнесла учительница.
– Он не рассказывает, а я боюсь спрашивать, – ответила Олеся.
– А как ты думаешь, Олеся, у него в театре что-то случилось?
– Нет! – ответила девочка с такой уверенностью, которая поразила Лену.
– А что же тогда? – задумчиво произнесла девушка.
– Это здесь, – тихо ответила Олеся и приложила руку к сердцу.
Учительница удивлённо посмотрела на свою ученицу. «Какой необычный ребёнок!» – подумала Лена и, вдруг заторопившись, сказала:
– Ну ладно, давай я тебя провожу. Спасибо, что уделила мне пять минут. Тебя кто сегодня встречает?
– Мама.
Они вместе вышли из школы, и Лена увидела вдалеке старушку с палочкой. Лена подвела к ней Олесю и сказала:
– Здравствуйте! – и тут же смутилась, потому что даже не знала, как зовут эту женщину, но Вика тут же пришла ей на помощь.
– Здравствуйте! Вы та самая учительница, Елена Владимировна?
– Да, это я! – просияв, ответила Лена.
– А меня зовут Виктория Александровна. Вы не обращайте внимания, что я такая старая. Я пережила большое горе…
– Понимаю… – сочувственно произнесла Лена.
– Заходите к нам в гости! – вдруг предложила Вика. – У нас большая квартира, на весь этаж. У нас большая семья, там моя сестра с мужем и с детьми, мы с Олесей. К нам часто Влад приходит с братом. У нас одна большая дружная семья. Но я так давно не беседовала с кем-то ещё. Пойдёмте, Елена Владимировна! Маша всегда готовит вкусные обеды. Маша – это моя сестра. Мы поедим, попьём чаёк, а потом пойдём с вами в мою комнату и побеседуем. Хотите?
– С огромным удовольствием! – радостно откликнулась Лена, которой всё больше и больше нравилась эта старушка.
– Ну и отлично! Пойдёмте, я покажу вам мой дом.
Они шли медленно, так как Вика не могла быстро идти. Лена всегда ходила быстрее и иногда по привычке ускоряла шаг, но тут же опоминалась и вновь замедляла его, а по Олесе было видно, что она уже привыкла к медленному шагу, когда ходила вместе с матерью.
Когда они зашли в квартиру, Вика стала водить Лену по комнатам. Она вошла в комнату Шашкиных.
– Знакомьтесь, Леночка, это моя сестра Маша и её муж Артём. Маша у меня художница, а Артём – артист.
– О-о-о! Никогда, никогда я не оставлю актёрское призвание, которое с рождения вручила мне судьба! – воскликнул Шашкин. – Добро пожаловать в наш скромный замок, о Елена! – и Шашкин отвесил учительнице глубокий поклон.
Лена улыбалась и еле сдерживалась от смеха, настолько Артём был эксцентричен.
– Здравствуйте, Лена! – произнесла Маша. – Рада знакомству с вами. Надеюсь, вам у нас понравится. Артём вам точно не даст соскучиться! – и Маша с улыбкой кивнула на мужа, который принял позу человека, который тушил пожар, но внезапно замер, так как увидел в небе стокрылого дракона.
Вика повела Лену по комнатам детей Шашкиных.
– Это Капитолина и Саша, они начинающие актёры, Артём их устроил в театр, – говорила Вика. – Они только что окончили школу. Капитолина, Саша, это Елена Владимировна, учительница Олеси.
– Здравствуйте, Елена Владимировна! – сказала Капитолина, примеряя разные парики.
– Здравствуйте! – произнёс Саша и тут же обратился к сестре: – Нет, лучше возьми посветлее парик, у Джульетты должны быть светлые волосы.
– С чего ты взял, что светлые, Саш? Разве в пьесе говорится об этом?
– Ну ты что, не помнишь? «Джульетта, ты как день! Стань у окна, убей луну соседством; Она и так от зависти больна, Что ты ее затмила белизною».
– Саш, это просто Ромео восхищается её красотой. Он так ослеплён любовью, что Джульетта для него ярче всех звёзд и луны.
В комнату ворвался Артём.
– О Капитолина, дочь моя! Не спорь с братом! Он глубоко прав! У Джульетты белокурые волосы, и я уверен, что сам величайший Шекспир так задумал, просто не уточнил этого, потому что это и так понятно! О-о-о! Выбери светлый парик, заклинаю тебя!
Вика повела Лену дальше.
– А это Петя, младший братишка, он собирается стать архитектором.
– Здравствуй, Петя, – улыбнулась Лена, – ты решил нарушить семейную традицию и не идти в актёры?
– Да не могу я быть актёром, – вздохнул парнишка, – я сцену боюсь!
– Понимаю… – произнесла Лена и с тихим смехом прибавила: – А я учеников боюсь, представляешь! И зачем я только пошла в учителя?
В комнату вошли Артём и Маша и услышали эти слова.
– Да, вы правы, Лена, – сказала Маша, – с учениками надо построже, а если не получается, лучше и не быть учителем, а выбрать что-то другое. Ко мне тоже приходят ученики, я их учу рисованию. Я с ними так разговариваю, что они не смеют плохо выполнять задания. Конечно, кто-то из них отлетает на полдороге, но значит, им просто не дано быть художниками.
– О моя чернокрылая голубица! Излишняя строгость порой играет злую шутку с учителем. Мироздание устроено таким образом, что в нём все страдают, а если кто убежал от страдания, то потом оно с двойной, с тройной силой настигнет его. Что ждёт учителя, который только заставляет учеников страдать, но не страдает сам? О-о-о!!!
– Что ждёт ученика, который только заставляет страдать учителя, но не страдает сам? – произнесла Маша, в упор глядя на Шашкина, который тут же перевёл разговор на другую тему.
Потом все собрались за обеденным столом. Маша налила каждому тарелку супа с фрикадельками, который всегда был у неё по четвергам, а после обеда Вика поманила Лену за собой, они уселись в кресла друг напротив друга и начали беседовать.