Собаке пятая нога, кукле пятый палец...

Алесь Черкасов
С самого раннего детства мне очень нравились кукольные спектакли. Когда я был совсем маленьким, родители почти каждый выходной водили меня в кукольный театр, где я мог по десять раз смотреть одну и ту же сказку, и она мне ничуть не надоедала. Ну, а уж если по телевизору показывали какую-нибудь постановку гениального Сергея Владимировича Образцова, пусть даже это была пьеса для взрослых, оттащить меня от экрана было просто невозможно. А поскольку мне, как и всем детям в моем тогдашнем возрасте, было свойственно обостренное любопытство, я очень часто обращал внимание на такие вещи, которых взрослые попросту не замечали. Однажды я спросил своих родителей: «А почему в театре у всех кукол на руках только по четыре пальца?». Этот неожиданный вопрос поставил их в тупик, и они, пожав плечами, растерянно ответили: «Ну, наверное, так надо…». Конечно же, подобный ответ меня ничуть не удовлетворил. Я стал присматриваться и заметил, что по четыре пальца на руках имеют не только куклы, но и подавляющее большинство мультяшных героев, и это еще сильнее озадачило меня. Вопрос накрепко засел в моей голове. Я приставал с ним ко многим взрослым, в том числе и к профессиональным актерам-кукольникам, но никто из них так и не смог сказать мне ничего более вразумительного, чем «Наверное, так надо».
     Ответ на свой вопрос я нашел много лет спустя, когда вырос и окончил институт.Оказалось, что искусство кукольного театра уходит своими корнями в глубочайшую древность. По некоторым сведениям, первые кукольные представления были даны еще в Древнем Египте. Правда, там они предназначались отнюдь не для развлечения, а являлись самым настоящим священнодействием и разыгрывались не для зрителей, а для жрецов, которые верили, что через кукол они могут вступать в контакт с богами. Именно оттуда, из древнеегипетских храмов, пошла гулять по свету четырехпалая кукла. Согласно религиозным представлениям того времени, каждый орган человеческого тела имел, помимо основного, еще и другое, священное значение. Так, например, считалось, что безымянный палец левой руки связан с разумом,  а безымянный палец правой – с душой человека. Недаром ведь с тех пор именно на этих пальцах мы носим обручальные кольца. Что же касается кукол, то они, будучи подобием человеческим, имели все, что было у людей: ноги, руки, голову, глаза, нос и так далее. И были лишь две вещи, которые отличали их от живых людей: у них не было своей души и своего разума. И то, и другое привносил в них актер-кукольник. А раз так, то, стало быть, куклы автоматически лишались права обладать органами, связанными с разумом и душой. Именно поэтому у них на руках и не было безымянных пальцев…
Итак, четырехпалая кукла дожила до наших дней. Древнеегипетской традиции всегда свято придерживались кукольники всех стран, времен и народов. Поначалу каждый из них точно знал, почему именно нельзя допускать пятого пальца на кукольной руке. В средние века, например, пятипалая кукла считалась воплощением нечистой силы и использовалась только для колдовских ритуалов. За обладание пятипалой куклой в те суровые времена можно было запросто угодить на костер. В наши же дни прямой смысл этой традиции давно забыт, и тем не менее практически все кукольники и мультипликаторы продолжают  рисовать и конструировать своих героев с четырьмя пальцами. Можно сказать, что это один из стержней ремесла, примерно то же самое, что хорошая родословная, – то, за что уважают и чем гордятся. И хотя меняются времена и человеческое мировоззрение, и хотя проходят века, но всегда и несмотря ни на что остаются существовать вещи, обеспечивающие преемственность поколений и единство рода людского. Пусть же одной из таких вещей будет добрая, старая четырехпалая кукла.