Глава 4

Юрий Маркевич
Я проснулся и увидел свой рабочий кабинет в радостных переливах утреннего солнечного света. Почему я спал в кабинете? В дверь постучали, и в комнату заглянула Алиса.

- Марк, вам кофе в постель или в чашку? - шутливо спросила она. - Завтрак будет готов через десять минут, - бросила она и, не дожидаясь ответа, убежала.

Что у меня делает следователь прокуратуры? Неужели между нами что-то было? Спустя несколько минут, я окончательно проснулся, всё вспомнил, оделся и пошёл на звон посуды.

Алиса хозяйничала на моей кухне довольно умело - всё делала ловко и быстро, мгновенно находила нужное, безошибочно ориентируясь в закоулках холостяцкого жилища. Было полное ощущение, что она уже лет десять здесь живёт и всё ей знакомо досконально. Я невольно залюбовался своей гостьей: быстрая, ловкая, хозяйственная, красивая... В такие минуты начинаешь понимать, что холостяк, фигура, хотя и гордая, независимая, свободная, но уж очень одинокая. Без женщины нет "домашнего очага", нет тепла, уюта... хотя, конечно, нет и массы проблем. Но если жизнь и в самом деле "вечный бой", то необходимо жениться и внести свой скромный вклад в "битву полов" или, если хотите, в "борьбу противоположностей". В этом деле главное не погибнуть преждевременно...

- Как вам спалось, Алиса? - задал я дежурный вопрос.

- Очень хорошо. А вам?

- Очень плохо, - грустно сказал я. - Провести ночь в одной квартире с прекрасной женщиной и не быть вместе с ней - это преступление. За это надо приговаривать к высшей мере социальной защиты  - мытью посуды!

- Однако, благодаря этому вы сохранили образ джентльмена и очень выросли в глазах этой женщины.

- Только это и радует.

- И теперь эта женщина сама помоет посуду.

- А вот это правильно! - обрадовался я. - Джентльмены, это вам не где-то там. Джентльменов надо беречь.


После завтрака я вызвался отвезти Алису на работу в моём "роскошном лимузине".

- Только по дороге заедем ко мне домой, - предупредил Алиса. - Мне надо переодеться, а то джинсы и кроссовки моё начальство, боюсь, не одобрит.

- Хорошо.

Спускаясь с моего четвёртого этажа на третий, мы повстречали Никиту с сигаретой. Увидев меня, он быстренько засунул её за батарею парового отопления.

- Привет, Никита! А ты всё свежим воздухом дышишь? Смотри, из лёгких смола начнёт капать.

- Чё?

- Ну, понятно - программа не изменилась. Завис ты, Никита, как компьютер в Интернете.

- Чево завис?..

Несмотря на свою определённую ограниченность, в компьютерах Никита был почти гением.

- А кто это с тобой, Юрьич? Новую подцепил?

- Зацени!

Никита внимательно осмотрел Алису с ног до головы и объявил:

- А ты ничё, клёвая тёлка. И чувака отхватила крутого. Уважаю.

Алиса просто онемела в "восхищении" от лексикона моего юного друга, а я, еле сдерживая смех, сказал:

- Не разводил бы ты политес. Мы просто вместе работаем.

- Ну ясный перец, секс - тяжёлый труд!

Я хотел отвесить ему подзатыльник в воспитательных целях, но он ловко увернулся.

- Я бы на твоём месте, Юрьич, не тупил и из подъезда не канал, а через окно на первом валил сразу на другую сторону хазы.

- Это зачем?

- А затем, что тебя киллер с винтом будет как раз из подъезда рисовать. Там и завалит.

- Спасибо тебе, милый ребёнок, за добрые слова.

- Это ваш спаситель?- догадалась Алиса.

- Да, это мой ангел-хранитель, - подтвердил я. - Хотя ему давно уже следовало бы крылья оборвать, в смысле - уши.

Когда мы подошли к моей машине, Алиса так и всплеснула руками.

- Страсть как люблю антиквариат!

- Я тоже.

Выключив сигнализацию, я сказал Алисе:

- Садитесь в машину, а я долью масла в мотор. Раритеты, увы, требуют много расходных материалов.

Достав из багажника масло и открыв капот, я снял крышку с заливной горловины... и замер. Высоковольтный провод с катушки зажигания был снят, а вместо него был подключён другой провод, который выходил из какой-то железной штучки. Эта железка торчала из бесформенного куска вещества, очень похожего на пластит. Не надо было быть сапёром, чтобы понять - это взрывчатка, а железка - взрыватель. Стоит дёрнуть стартёром, генератор подаст напряжение на катушку, оттуда высокое напряжение пойдёт на взрыватель и всё - мы уже никуда не едем, мы уже летим... Всё-таки жизнь меня ничему не учит! Верней, учит, но пока ещё не научила.

Так, спокойно. Зальём масло и подумаем. "Адская машинка" приводится в действие током с катушки зажигания. Так. Ничего радиоуправляемого или акустического здесь нет. Так. Значит, я могу спокойно отсоединить провода и снять взрывчатку. Так. А если наберусь наглости, то и взрыватель могу вынуть из взрывчатки.

Сделав всё это, я сел в машину. "Подарок" осторожно положил на заднее сидение.

- Что это? - спросила Алиса.

- Противоугонное устройство одноразового действия.

- Да... Что? Это же бомба!

- Да ладно вам, сразу бомба. Так, маленькая бомбочка. Симпатичная такая...

- Вы с ума сошли! Сейчас же едем в прокуратуру. Я организую вам охрану.

- Ни за что! - запротестовал я. - Проблем масса, а эффект нулевой.

- Почему?

- Да потому что киллера с винтовкой, которого мне Никита нагадал, это не остановит. А вот отслеживать меня с такой нагрузкой будет намного проще.

- Поживите у меня.

- Я ещё не сошёл с ума, чтобы вас подставлять.

- Что же делать?

- Надо думать...


Полдня я проторчал в прокуратуре, давал объяснения, терпеливо отвечал на бесчисленные вопросы прокурора. Взрывное устройство забрали на экспертизу. От охраны я отказался.

- Вы хотите жить? - сочувственно спросил прокурор.

- Хочу жить, а не существовать.

В конце концов мы сошлись на компромиссе: мою "Победу" загнали в гараж прокуратуры, а взамен выдали "жигулёнок" с затемнёнными окнами и, взяв слово, что я пару дней у себя дома не появлюсь, отпустили.

У меня был вариант с домом-развалюхой одного моего приятеля. Он давно уже "парился" спецкором на Ближнем Востоке. И хоть домик был не очень, но всё лучше чем моя "пристрелянная" квартира, да к тому же вдали от города, от загазованности, от бандитов... А какая там природа! Городская суета и шум, мне уже порядком надоели, но не хватало силы воли вырваться на природу, а тут такой весомый повод... Однако забиваться в щель тараканом и там дрожать за свою шкуру не очень хотелось. Во мне начинала просыпаться злость, та злость, которую могут вызвать только настоящие враги - чувство знакомое, но уже основательно подзабытое. После войны я, человек совершенно не конфликтный и работающий практически не контактируя с другими людьми, вёл спокойный образ жизни и утратил всяческую злость. Но теперь она вернулась и, взростая как на дрожжах, не давала мне сломя голову бросится в бега.  В этом боевом настроении меня застал телефонный звонок. Я достал мобильник.

- Слушаю.

- Здравствуйте, Марк Владимирович.

- Здравствуйте. Кто это?

- Это не столь важно. Сейчас главное то, что мы признаём - погорячились, поэтому извиняемся и предлагаем двадцать тысяч долларов.

- Вы из фонда помощи писателям-неудачникам?

- Вы правы, двадцать тысяч - это несерьёзно. Пятьдесят тысяч!

- Вам некуда деньги девать? Или вы меня приняли за Буратино, у которого карманы набиты золотыми ключиками?

- Ирония вам идёт, но не надо разыгрывать наивность. Два раза вам повезло, но в третий фортуна может и отвернуться. Не надо снова искушать судьбу. Отдайте диск. Ну хорошо... мы дадим вам сто тысяч долларов и гарантию безопасности, а от вас потребуется только диск и частичная амнезия на прошлое.

- Мне надо подумать, посоветоваться с амнезией. Позвоните на днях.

Я хотел сказать на прощание что-нибудь эффектное, что-то вроде "встретимся в аду" или "за козла ответишь", но, увы, это было не к месту, да и козлом меня не обозвали. Обидно...

Что за бред? Какие сто тысяч? Какой диск? Может психушки на каникулы распустили? Стоп! Что-то я тупею, в самом деле. Два раза везло, а в третий... Да это же был звонок от тех, кто хочет меня убить! Деньги предлагают. Требуют от меня диск... Что за диск? Где я его возьму? Пора снова встретиться с майором Никитиным. Что-то он мне не досказал, что-то его тревожило. Он единственный, кто может хоть как-то прояснить ситуацию. Я позвонил и назвал себя. Сразу получил ответ:

- Через сорок минут на том же месте.

Наскоро перекусив в кафе, я поехал к месту встречи. Оставив машину в двух кварталах от своей цели, я пошёл пешком, так как начал проявлять осторожность - не стоило "светить" выданные мне "Жигули". На бульваре ко мне подскочила какая-то женщина, возбуждённая, с горящим взором, она схватила меня за рукав и страстно спросила:

- Товарищ, ты с кем?

- С народом, - мрачно ответил я.

- А за кого ты, друг?

- Я за Герцена... и за то, чтобы его больше не будили.

Совсем народ одурел! Кто от политики, кто от религии, кто от наркотиков. Да и химическая еда в совокупности с нашей экологией, явно не способствуют умственному развитию. А микроволновки, мобильники - это Чернобыль, который всегда с тобой. Облучаем свой мозг высокочастотными излучениями, едим облучённую химическую еду, обложились ядовитым пластиком... Да, хищные вещи нашего века. Всё как у Стругацких. И ко всему этому ещё МасМедиа и СМИ промывают основательно мозги. Вот мы и дуреем...

Когда я подошёл к месту встречи, Никитин уже был на месте. Мы поздоровались.

- Слышал, на вас уже два покушения было, - грустно сказал он. - Таки влезли в это дело. Раз мне позвонили, я так понимаю - идёте напролом.

- А что мне остаётся? Сосед убит. Меня пытаются убить. Потом пытаются купить. С меня требуют какой-то диск. Сюжет закрутился - дальше некуда, а я ни сном, ни духом. Что происходит? Если вам что-то известно - просветите ради всего святого!

- Во всей этой кутерьме, которая тогда случилась, был один интересный момент. На дикую триаду шестерил некий Носов Виталий Григорьевич, компьютерщик-программист. И вот, этот дурачок слил на компакт-диск всю чёрную бухгалтерию триады и компромат на больших боссов, а деньги, судя по всему, перевёл в какой-то островной банк или наглухо закрыл кодами. Точно неизвестно, но именно из-за этих денег вся кутерьма и началась.

- Так вот какой диск от меня хотят. Но при чём тут я?

- Они, вероятно, думают что диск у вас. Вы в последние два дня не вели никаких разговоров с упоминанием слова диск.

- Да с кем, и о чём я мог говорить?! Я про диск ничего и знать не... Стоп! Слово диск я где-то произносил... Точно! В "Сириусе", когда я там делал вылазку... Да, мне позвонил знакомый по поводу диска, ну, пластинки с редкой записью. Я ему сказал, что диск уже у меня... что это дорого... но  это того стоит... Господи! Какой-то дурдом! Меня подслушали и решили, что речь идёт о компьютерном диске.

- Точно.

- Какой абсурд. А где же этот диск? Где этот Носов?

- Пока он искал покупателя по-богаче, об этом узнали и мы, и бандиты. Я его нашёл с ножом под сердцем. Истекая кровью, он дал мне код для этого диска, а где сам диск, сказать так и не успел. Умирая, он в бреду всё повторял два слова - "зимний бал". Это что-то значит или нет, я не знаю. А код, вот он, возьмите.

Никитин протянул мне бумажку с довольно замысловатым набором цифр и букв.

- А почему на диск?- спросил я.-  На флешку удобней. Или на какой-то ресурс в Интернете сбросить и всё - в руках ничего, а информацию спрятал.

Майор улыбнулся.

- Это в ваших книгах всё по полочкам. А в жизни часто получается коряво... Сбросил информацию на то, что было под рукой, а дальше было не до того. А в Интернет вообще лучше не соваться - слишком много следов остаётся. Подчистишь свой компьютер, так на сервере у провайдера вся история твоих действий остаётся. А есть и другие возможности...

- Да, вы правы. Но, решив что диск у меня, почему они не попытались сначала купить его? Убивать, это хлопотно. Да и диск может быть хорошо спрятан.

- У них, вероятно, кругом есть свои люди. Вас бы убили, и на совершенно законных основаниях всё перевернули бы вверх дном. А вам что, деньги предлагали?

- Сто тысяч долларов и гарантию безопасности.

- Неплохо. А гарантия безопасности - это миф. В жизни такого не бывает. Но вам лучше согласиться, ну их к чёрту!

- На что согласиться? Я этот диск в глаза не видел! Мне что, купить диск на базаре и продать им за сто штук зеленью? Ну, тогда моя жизнь станет мифом, при чём, с полной гарантией!

- Да, дела, - задумался Никитин. - Этого диска, может, уже и нет в природе...

- Только, как я это им объясню?

Да, положенье моё плачевное. Я, после разговора, поехал покататься на метро - ну чтобы "хвосты обрубить". Так мои персонажи всегда делают.

Каким-то образом я очутился в зоопарке, всё ходил между клеток с невинно заточёнными животными и думал, что же делать дальше. Я не был склонен "закрывать грудью амбразуру", и вполне мог бы отдать "кость собаке", то есть диск бандитам, но ведь его у меня нет. Дело, конечно, немного прояснилось, но что теперь делать? Бегать от всех? Прятаться, боясь, что найдут? Страх - неприятная штука. А страх беглеца, тем более. Беглец во всех встречных людях видит врагов, кругом ему мерещится преследование. Он перестаёт есть, не может спать, что приводит к физическому и нервному истощению. У него появляются навязчивые идеи, развиваются мании преследования и подозрительности. Он, со временем, перестаёт адекватно оценивать обстановку и принимать правильные решения. Он саморазрушается... Нет, я не должен оставаться в роли загнанной дичи. Мне надо что-то изменить. Если нельзя изменить правила игры, то надо поменяться ролями с моими визави. Надо самому стать охотником. Но как это сделать?

Из состояния глубокой задумчивости, меня вывел мальчишка лет десяти.

- Дядя, сфотографирую меня на фоне зоопарка, - сказал он, и протянул мне одноразовый фотоаппарат.

- Как же я тебя сниму на фоне зоопарка в такой тесноте?

- Я стану на том пригорке, а вы меня из во-о-он той будки щёлкните.

Как я только "купился" на такое?! Вероятно, я ещё частично находился в состоянии задумчивости, а мальчик у меня не вызвал никаких подозрений. Когда я добрался до будки (предназначенной, вероятно, для технического персонала), то обнаружил, что она пуста. Я подошёл к окошку, из которого должен был сфотографировать юного натуралиста, но не обнаружил такового в поле видимости. Я опешил.

Позади меня скрипнула дверь. Я оглянулся и увидел мужчину лет пятидесяти, коренастого, немного грузного, среднего роста, с простым волевым лицом и совершенно седыми волосами. Он спокойно, даже как-то равнодушно, поздоровался:

- Здравствуйте, Марк Владимирович.

- Здравствуйте таинственный незнакомец, - ответил я угрюмо.

Вот так дела! Меня сюда заманили - это факт. Зачем? Чтобы убить? Но я считал, что у меня теперь есть небольшая передышка, ведь я не отказался отдать диск, я обещал подумать. Место, однако, для убийства довольно удобное... Нет, на киллера он не похож, скорей на пахана... Одет как-то простецки... Этот светлый пиджак с открытыми боковыми карманами и без подкладки - мода давних лет. А мальчик-то, мальчик - Павлик Морозов наших дней! Продал меня, вероятно, за пачку мороженого...

- Не волнуйтесь, я не бандит. Скорей наоборот.

Он протянул мне удостоверение сотрудника Государственной Безопасности. Я прочитал:

- Маков Юрий Семёнович, генерал-майор главного упра... Вы генерал?

- Что, не похож?- улыбнулся мой новый знакомый.
Я отдал удостоверение и осмотрелся по сторонам. Да, с майорами я встречаюсь у памятника Пушкину, а с генерал-майорами в грязных будках.

- Вы специализируетесь на борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

- Почему вы так решили? - удивился генерал.

- Фамилия подходящая.

Маков улыбался открытой добродушной улыбкой "отца почтенного семейства", но мне, отчего-то, эта улыбка не понравилась. Какая-то она была приторная, даже, как мне показалось, с "двойным дном"...

- Это хорошо, Марк Владимирович, что вы не падаете духом и не теряете чувство юмора.

- Место странное для встречи. Вы не находите?

- Здесь удобнее. Никто не должен знать, что мы в контакте. А чтобы вы не думали, что мы отводим вам роль разменной монеты, я решил лично с вами встретиться.

Генерал пришёл со мной встретиться. Как это почётно... Куда пришёл? Мы с ним договаривались здесь встретиться? Откуда он знал, что я приду в зоопарк? Машину я бросил бог знает где. В метро боролся с "хвостом" по всем правилам детективного жанра. Как же меня так легко вычислили? Думай. Думай. А ещё детективы пишу... Стоп. По простой логике такое может быть, только если на меня "повесили жучок". Машина исключается. Точно. Когда я, перед посещением зоопарка, снимал деньги по банкомату, на экране возникали помехи... да, помехи при приближении правой руки. На неё мне и "повесили жучок" или "маячок", а может и то и другое "в одном флаконе".

- Мы заинтересованы в вас,- продолжал разговор генерал.- На вас объявили охоту очень большие люди...

- Что вам нужно? - не очень вежливо перебил его я.

- Для начала - диск.

- У меня нет никакого диска!

- Я знаю.

- Знаете?

- Так. У вас есть только код доступа. Но код нам не нужен. С нашим оборудованием вскрыть любую защиту - пустяк. А диск нам нужен...

Они знают о коде - наверняка подсунули "жучок". Но где? Он должен быть на правой руке. Непринуждённо ведя разговор с генералом, я взял руки за спину и начал аккуратно ощупывать левой рукой правый рукав пиджака. Это не заняло много времени - вскоре я с удивлением обнаружил, что на рукаве пять пуговиц. Это вместо четырёх, которых и так было больше чем надо - всё равно бутафорные. Точно, одна снялась. Я зажал микропередатчик в руке, не показав и вида своему собеседнику.

- Даже если вы не найдёте диск, то, охотясь за вами, преступники могут проявить себя и этим дать нам ниточки к своим высокопоставленным хозяевам...

А установила "жучок" та сумасшедшая женщина на бульваре, точней сказать женщина в роли сумасшедшей. Артистка!

- ...Поэтому мы очень на вас рассчитываем,- продолжал Маков.

- А если я не хочу быть наживкой. Вот позвонят, и я им всё расскажу, что у меня нет диска, что я ничего не знаю...

- Поздно прыгать с поезда, когда он уже набрал полный ход!

- Это минералку поздно пить, когда уже почки отказали, а у поезда есть стоп-кран.

- На такой скорости его лучше не трогать - поезд может слететь с рельс, - парировал генерал.

- Что вы имеете ввиду?

- Только то, что вы уже не сможете отойти в сторону. Пусть вы им всё объясните, пусть даже случится невероятное - они вам поверят, но и тогда вас убьют, убьют только оттого что вы рядом стояли, оттого что вы можете что-нибудь о них знать.

- А Бегунова убили за знание?

- Честно говоря, смерть Михаила Николаевича - загадка. Всё как-то неправильно и бессмысленно. Мы не нашли никаких концов.

- Да вы ничего и не делали.

- Ошибаетесь. Мы сделали многое. Даже вашу квартиру поставили на прослушку, уж извините... Не волнуйтесь, пока вы вернётесь домой, там уже все будет чисто.

- Вы бы лучше занялись этими высокопоставленными ворами. Вы хоть знаете, кто они?

- Мне кажется, Марк Владимирович, что вы не очень представляете с кем мы имеем дело.

- Так просветите меня.

- Я слушал запись вашего разговора со следователем прокуратуры. Вы так красиво описали наше теневое производство. Только вам не хватило аналитической смелости, чтобы более глубоко осмыслить проблему и понять, что если возникают теневые экономические структуры, то неминуемо возникают и теневые политические структуры, ведь надо же кому-то управлять этим теневым потенциалом, создавать прикрытие денежным и товарным потокам, ну и так далее. А политика плюс большие деньги - это власть, а когда всё это в тени, то это уже теневая власть, то есть - прямая угроза национальной безопасности.

- Послушайте, Юрий Семёнович, если возникают такие централизованные органы теневой власти, то это должно проявляться как-то физически. Говоря по простому, им надо как-то регулярно и, желательно, легально контактировать друг с другом.

- Есть такое дело, - пробурчал Маков. - Один сомнительный благотворительный фонд служит ширмой для легализации таких контактов. Но зацепить их нечем и не за что... А кто этим руководит - вообще неизвестно.

- Если я вас правильно понял, то я - случайный прохожий, как вошь на сковородке, буду прыгать между всякими головорезами, а вы - официальная силовая структура, будете наблюдать сбоку и ждать, чем дело закончится. Может тогда и ставки уже будете делать на то, когда меня убьют.

- А откуда вам известно, что на вас ставки делают? - удивился генерал.

- Да пошли вы...

- Вы не сердитесь, просто ребята балуются. Пока что ставки не в вашу пользу, но вы не падайте духом, докажите, что и один в поле воин.

- Если б мы были киногероями, я бы прочувственно попросил вас поставить на меня. Однако мы в реальной жизни, и я вам говорю:  Идите вы... Чрезвычайным Уполномоченным послом к сестре Чёртовой Бабушки - Ядрене Фене!

- Уверяю вас, мы будем помогать. А когда у вас в руках будет диск, то я вам гарантирую такую поддержку и защиту, какую ещё никто и никогда не получал.

Как мне хотелось послать этого милого генерала трёхэтажным матом куда подальше! Больше всего меня выводило из себя то, что он был прав - у меня не было другого выхода. Приходилось признать, что меня посадили на крючок и забросили в рыбное место, а дальше - спасение утопающих - дело рук самих утопающих...

В конце разговора, я, улучшив момент, отправил "жучок" в карман Макова.


Снова "заметая следы" покатался на метро. Вышел на станции, которая была б
лиже всего к месту проживания Алисы. Она мне не назвала ни дома, ни номера квартиры, в которой жила, но зато упомянула, что её отчим-скульптор сделал на фасаде их подъезда лепниной сцену из "Витязя в тигровой шкуре". Найду это место и буду ждать очаровательного следователя прокуратуры, к которому, вернее сказать к которой, меня тянуло всё сильней. Рабочий день закончился и вскоре она должна была появиться...

- Вы не подскажите, который час?

Я оглянулся. Передо мной стояла миловидная женщина средних лет.

- Без проблем, - сказал я и посмотрел на свои "Командирские" часы. - Без четверти... Ой, извините, но мои часы, кажется, остановились. Что за чёрт...

- Не переживайте, вот в этом магазине на первом этаже слева, есть ремонт часов. Там очень хороший часовщик, он всё отремонтирует.

И действительно, недорого и довольно быстро мастер вернул к жизни часы, которые мне были очень дороги как память о службе в Афганистане. Это была одна из первых моих наград. Я тогда спас жизнь полковнику Левитину из особого отдела, а на другой день получил в подарок эти часы с надписью на крышке: "Марку Юрьеву за храбрость и мужество. Левитин Н.П."

Я пошёл искать дом Алисы, а сам думал: Вот это да! На одном перекрёстке свернёшь не туда и всё - жизнь пошла наперекосяк. А назад жизнь, как киноплёнку, не перемотаешь. Кончится жизнь как завод в часах, а то ещё хуже - остановится на полпути и ничего не успеешь... Что же теперь делать?

Я вдруг сообразил, что меня убьют не только, если не отдам диск, но меня убьют и в случае, если я диск отдам. Зачем я им живой, если я, возможно, что-то знаю о них? Генерал прав. Он только ошибается, что выход у меня один - найти и отдать диск ему. Я ведь могу сделать копии и определить их так, что в случае моей смерти они попадут в силовые ведомства и органы печати. Это неплохая страховка. Но жить в постоянном ожидании беды - это несносно. Да и где он, этот диск? Придётся идти ва-банк...