о книге гузель яхиной Зулейха открывает глаза

Наталья Сурнина 2
Книг Гузель Шамилевны Яхиной я не читала,  «Зулейха открывает глаза» - первое её произведение, с которым я познакомилась. Это талантливая книга, она захватывает читателя,  она глубоко гуманистична в лучших традициях русской  литературы.И я была рада узнать, что автор  получил за книгу  столько    наград и премий.
       Предисловие Людмилы Улицкой, на встречу с которой в Ижевске я приходила и внимательно слушала как её  выступление перед читателями, так и ответы на вопросы,  предисловие написано весьма благожелательно,  книга рекомендуется читателю, называются достоинства прозы   нового автора. Понравился юмор, с каким Людмила Улицкая, касаясь гендерной темы,   указала, что плохих  книг писателями – мужчинами написано, конечно, больше.
       Словарь татарских слов  напрасно   добавлен. Эта тема – использование областных, профессиональных,  жаргонных и проч. слов -   давно  осмыслена,  освоена в  художественной практике. Из контекста необходимые для речевой и проч. характеристики слова и так должны быть ясны всем читателям,  если  их надо пояснять – значит, они лишние.  В объеме книги  изображение татарской деревни   занимает  не такое уж большое место, в дальнейших событиях все эти слова уже не нужны. Так для чего словарь?  И вообще его наличие как – то разрушает художественность, законы жанра.
       Название книги сразу восприняла как  метафорическое: не веки поднять, а  «открыть глаза» -  узнать, понять,  осмыслить. Русская литература богата такими примерами, когда название  романа обозначает  педагогический  или психологический  вопрос,  философскую задачу,  национальные проблемы.  При чтении первых глав думала, что   героиня  окажется способной противостоять семейному   гнету. Меня ждало другое развитие сюжета. Но и предположить подобное развитие было  трудно, потому что  из первых глав  нельзя понять, в каком веке происходит действие.
     Написан роман  в художественном плане неровно, есть провалы,  проходные места,  где  описательность замещает  изображение внутреннего мира героини.  Безусловно,  картина семейного быта  глухой деревушки – самые сильные страницы романа. 
    В плане сюжета я считаю  излишним  участие героини в охотничьей артели.  Если бы автор не перевел эпизод  победы над медведем в профессиональную деятельность для добычи   куска хлеба, - этот эпизод был бы  сильнее.
      Я считаю, остается недодуманным  сопоставление  любви Упырихи к сыну и Зулейхи к Юзуфу.  Параллели настолько явные, что не заметить их нельзя. Но в чем же смысл этих  сравнений?  Упыриха в своей  горячей любви и поддержке сыну раскрывается как героиня положительная, яркая. Именно так любит своего сына Зулейха, понимает и поддерживает его,  сохраняет с ним неразрывную связь.  «Явления» Упырихи, несбывающиеся (почему – то) её пророчества  вызывают недоумения.  Героиня и в далекой деревне  всё о ней понимала,  её  дерзкие ответы и обличения запоздалы,  лишены смысла.  Признание Упырихи о причине  ухода в урман  вносят в её образ  глубину, которая разрушает почти фольклорный тип ведьмы.