Культурный шок сегодняшним вечером 31. 10. 2017

Галина Коревых
     В пришедший сегодня  дьявольский праздник Хэллоуина неведомая сила заставила меня, щёлкая пультом,  застрять на секунду  на канале СПАС.   Ни-ко-гда я не поверила бы, что на этом, как считается,  проплаченном и пропагандистском,  отсталом скучном канале можно увидеть что-то достойное...  Я - не практикующая православная.
   
    Почему же зависла  я на этом  канале на весь вечер допоздна? Удивилась приятным, неагрессивным, а напротив - доброжелательным человеческими лицам. Заинтересовалась исторической информацией и даже сделала кое-какие открытия о своей собственной жизни: например, как положено крестить и как криво крестили меня... Поняла, что «крестные» вольно или невольно подвели меня в своё время.
   
    Удивило интервью Угольникова - давно исчезнувшего с экранов, и оказывается живущего полноценной внутренней и творческой жизнью. Почувствовала, что бесполезно было бы плевать в него, имейся у него недруги, - он настолько настоящий, что об него разобьётся любая брань.  Он просто из другого мира, который оказывается есть.  Где живо все, что было  нужно всегда нормальному человеку.
 
     По иронии, в вечер разгула нечисти я открыла для себя судьбу и узнала о противоречивой славе Иоанна Кронштадтского. Мне поведали без утайки о всей палитре оценки этой исторической фигуры: от аргументов резких противников,  противостояния интеллигенции и причинах его неприятия,  до   действительных свершений канонизированного Святого и его достоинств, - бескорыстия, эффективно работавшей системы социальной адаптации, которую он финансировал за счёт пожертвований,  сыпавшихся на него со всех сторон, не оставляя себе ни копейки.   Это он - автор самого понятия «ясли» для детей, потому что придумал их принцип и дал название. После его кончины не осталось материального наследства, - он был нищ.
   
    Красота подробно рассмотренного Кронштадтского храма способна затмить многие виденные мной европейские шедевры архитектуры и живописи, - точнее, этот храм прекрасен по-своему и необычен настолько, что увидеть его своими глазами определенно стоит, что решила я для себя.

     Очень удачно смонтированной мне показалась и видео-галерея российских монастырей, непохожих между собой  и тоже достойных посещения, не меньше, чем популярные архитектурные шедевры Европы. Это хранилища духовных сокровищ, в противовес сокровищам европейским материальным.

     Когда-то я без посторонних объяснений ощутила суть глубинной разницы между культурами. Случилось так, что однажды после осмотра европейских памятников я вскоре пришла почти случайно зимой в Андроников монастырь  в Москве. Обитель Андрея Рублева,  перед Троицей которого я  много раз стояла в потрясении и раздумьях, приходя в Третьяковку.  Благодаря им: тогда заброшенному монастырю с его тихой заснеженной атмосферой и молчаливому живописцу, я ощутила суть разницы.   

     Европа,  награждённая случаем более благодатным климатом и центральным географическим положением,  могла веками, не борясь с природой, культивировать ремёсла, копить богатства, свезённые со всех концов мира.  Она могла неспешно создавать готику в архитектуре,  имея природный камень.  Она строила долговечные каменные города, передавала по наследству фамильные замки, хранимые дворянством.
Европа - творец материальной культуры, прежде всего.
   
     Россия не имела камня, строила из дерева.  Ее церкви воздвигнуты из дерева (Кижи) и кирпича - обожженной глины, менее долговечной, чем камень. Столицу и города России не раз сжигали  и варвары, и европейцы. Она была постоянным фронтом между варварами и Европой,  не имея ее преимуществ.  Накопить можно было лишь то, что не доступно сожжению: то, что в голове и в душе.
 
    «Скифы» Блока, «Андрей Рублёв» Тарковского... Он был последним.  Огромным, глубоким, трагичным хранителем.  За ним пришли  бонсаи и фестивальнвя безграмотная шпана.

    Низко пал сегодня уровень дискуссии. На этом фоне беспристрастное, без комментариев, чтение телеканалом документа, - записок последнего царя, - так справедливо.

    Случайный щелчок кнопки на пульте: и лишь на этом  канале я,  наследственная жертва репрессий,  неожиданно слышу впервые в жизни в прямом эфире  телевидения  мнение, совпадающее с моим, по оценке сталинского террора.   
    Меня угнетало наступление  на центральных каналах  успешной   потомственной номенклатуры, счастливо пережившей все колебания генеральной линии,  сделавшей свои миллионные карьеры и целенаправленно спускавшей на тормозах обвинительный приговор сталинизму. Пусть ничего не изменилось - слово сказано.
      Только СПАС пока что услышал меня и произнёс его.  Отмечен праздник.