Рябчик

Виктор Минченко
      Четвёртое лето в жизни Вити было в самом разгаре. Солнце палило нещадно. Зато в саду возле дома, под сенью роскошных яблонь, царила прохлада. Лёгкий ветерок немного остужал воздух. Дворовый пёс, по кличке Рябчик, днём  часами лежал в тени возле своей просторной будки.  Кличку свою Рябчик получил из-за шерсти  в больших чёрных и белых пятнах.  Летом он больше страдал не от пятен на шерсти, а от её длины. В летнюю жару часто пил воду, что, видимо, ему не очень-то и помогало. Витя подливал в миску свежей прохладной водицы, за что Рябчик, прежде чем попить, обязательно ухитрялся лизнуть спасителя в щеку. Это не всегда Вите нравилось, но своему четвероногому другу он прощал многое. Ведь они были не только друзьями, но и партнёрами в играх. Только не в такую жаркую погоду. Всё вокруг, казалось, таяло от жары.
      Послевоенное время было бедным и трудным для всех жителей шахтёрского посёлка. Большую часть дневного времени мама Вити зарабатывала на жизнь, сидя за швейной машинкой, исполняя заказы модниц-клиенток, периодически приглядывая за сыном через окошко. А Витя в это время подолгу играл в тени под яблонями, рядом с четвероногим другом, но всё-таки под присмотром мамы. Иногда во двор под яблони прибегали две соседские сестрички-непоседы. Игры становились интереснее и затягивались до вечера.
      От мамы Витя знал, что в этом году, когда наступит осень, в детском саду освободятся места, и ему повезёт.  Он начнёт ходить в детский сад. Там у него появится много друзей. Но ведь надо дождаться осени! А пока лучшим другом, с которым он коротал время,  был преданный пёс Рябчик. Витя радовался общению со своим добрым и преданным другом, вместе с ним перенося тяготы летнего зноя.
      Сегодня мама, выполнив заказ очередной модницы, ушла сдавать работу, попросив Витю никуда не уходить из тени под  яблонькой. В тени мама расстелила старенькое покрывало и вместе с сыном вынесли его игрушки и мяч.
    - Думаю, сынок, тебе скучно не будет.  Да к тебе ещё и подружки–соседки придут в гости. Я их ещё вчера пригласила.  А я постараюсь долго не задерживаться. Правда, мне ещё надо будет забежать на рынок, купить продукты, да и вам, сынок, с подружками, сладостей. Но я постараюсь быстренько вернуться. Я попросила хозяйку тётю Марию приглядеть за вами. Не шалите, и всё будет хорошо - проинструктировала мама Витю.
      Оставшись в саду вдвоём с лохматым другом, Витя подумал, что игрушки ему уже порядком поднадоели. Интереснее, наверное, погонять мяч. Но ударив по мячу несколько раз, он понял, что и это занятие не так интересно.
    - Надо попробовать соорудить ворота и тренироваться забивать голы, раз уж не хватает партнёра,- подумал Витя.
      Оглядевшись вокруг, он поискал взглядом то, что можно использовать для сооружения ворот. И тут у него промелькнула мысль
    - Зачем же что-то сооружать, если вот они готовые ворота - вход в будку к Рябчику. Правда, они меньше, чем увиденные во время игры более взрослых соседских мальчишек. Но зато не надо ничего искать и сооружать.
      Рябчик, разлёгшись возле будки и высунув язык от жары, лениво наблюдал за происходящим. Витя отметил камешком место, с которого он будет забивать голы. Несколько раз он безрезультатно пробил мяч с этой отметки в сторону входа в жилище друга. Лениво поглядывая в сторону игрока, четвероногий друг при этом почти не реагировал на происходящее.
      Пробив в очередной раз, мальчишка подпрыгнул от радости. Мяч точно угодил в цель, оказавшись в будке. Так как Рябчик был достаточно большим псом, вход в его собачье жилище тоже был внушительным. Витя без труда просунулся внутрь и достал мяч.
       Тут уж Рябчик, не выдержав столь бесцеремонное вторжение в его жильё, поднялся и стал против входа, закрыв его собой. Следующие разы пробить такую защиту ворот Вите не удавалось. Мяч непременно оказывался каждый раз в зубах у Рябчика. Мяч был не таким уж большим, а пасть Рябчика была внушительной.
      Витя попытался обманом выманить друга из ворот, отходя подальше и играясь мячом. Но Рябчик, выждав и точно оценив ситуацию, в броске ухитрялся раньше схватить мяч зубами. Витя отходил всё дальше от будки, и уже было непонятно, кто с кем играл. Витя с Рябчиком или наоборот.
      Цепь была короткой, и при мальчишеской хитрости пёс перестал  доставать  до мяча. Отойдя к будке, он  сел спокойно отдыхать. Такая игра, очевидно, ему надоела. Мальчишка поддразнивал его мячом, но Рябчик равнодушно отвернувшись, никак не реагировал.
      Вите пришла ещё одна мысль. Он подошёл к другу и, как показывал папа, отстегнул цепь от ошейника. Рябчик на радостях резвыми прыжками сделал несколько кругов по саду. Немного успокоившись, пёс  подбежал к Вите и в знак благодарности лизнул руку. Виляя хвостом, Рябчик преданно смотрел другу в глаза. Казалось, он готов был выполнить любое его желание.
      Бросив мяч на землю, Витя пытался как-то обойти четвероногого друга и закатить мяч  в будку. Началась настоящая соревновательная игра. Но, как Витя ни старался, мяч всегда раньше оказывался в зубах у Рябчика. Так продолжалось около получаса. Мальчишке  так ни разу и не удалось закатить мяч в будку.
      Набегавшись, вытерев пот со лба, Витя приземлился на покрывало передохнуть. Рябчик, вылакав из миски всю воду, разлёгся рядом, положив голову Вите на ногу. Оба друга устали.
      Витя лежал с прикрытыми глазами, и ему слышалось только дыхание четвероногого друга. Слабое дуновение ветерка несло легкую прохладу. Девчонки – подружки не появлялись, хотя обещали, как сказала мама. И скука стала вновь накатывать на  друзей.
      Витя смотрел между деревьями в вышине на медленно плывущие облака. Они походили на белые горы разной высоты и формы. И он подумал, как хорошо было бы посидеть вон на том огромном облаке. Сколько всего интересного можно было бы увидеть с такой высоты! Рядом с облаком и на его фоне резвилась стайка стрижей. Они то взмывали вверх, то резко пикировали вниз, охотясь на мошкару и мелких насекомых. Стрижи были стремительны и вольны. Они никому не обещали никуда далеко не отлучаться.
      Залюбовавшись их стремительными пируэтами, Витя произнёс, обращаясь к другу:
    -  Вот Рябчик, мы бы тоже сейчас могли куда-нибудь пойти с тобой далеко. Но мы обещали маме играть только в саду, под яблонями. Раз обещали, придётся слушаться и выполнять.
      Отдохнув и помечтав о дальних путешествиях, Витя решил обследовать весь двор до забора за огородом. Рябчик не отставал. Не мог же он оставить друга одного!
      Пройдя по дорожке до забора, Витя принялся рассматривать сквозь щель соседнюю улицу. Вдали он увидел небольшую зелёную лужайку, на которой более взрослая ребятня тоже гоняла мяч. Вот там точно интереснее, чем играть во дворе, хотя и с четвероногим другом.
      Забыв про обещания маме, Витя стал искать подходящую дыру в заборе, чтобы пролезть на улицу. И Рябчик помог другу в этом. Наверняка, когда его отвязывали, он не раз пользовался этой тропой свободы.
      Пёс, пробежав несколько метров вдоль забора, легко проскочил сквозь пролом на соседнюю улицу. Остановившись, он вилял хвостом, поджидая Витю. Выбравшись на улицу, друзья наперегонки пустились к лужайке.
      На лужайке разыгрывались настоящие футбольные баталии. Вместо стоек ворот ребята использовали куртки и фуражки. Часто возникали споры о том, попал ли мяч в ворота, пролетел ли он правее или левее. Судьи на поле не было, поэтому споры могли длиться по нескольку минут и до хрипоты.
      Витя, одев панамку на голову, стоял в сторонке за воротами и наблюдал за игрой. Ему хотелось бы поучаствовать в игре и даже в спорах. Но на него никто не обращал внимания. Он просто был ещё мал.
      Только что выкатившийся за ворота  мяч Витя подал самому взрослому на поле игроку и тот великодушно разрешил ему подавать мячи.
      Даже это маленькое поручение обрадовало мальчишку. Он исправно выполнял свои обязанности. Верный четвероногий друг терпеливо сидел рядом, изнывая от жары. Шерстяная его шуба была явно не для такой жаркой погоды.  Наконец ребята решили завершить игру. Жара и им давала о себе знать.  Счет был явно хоккейный. Споры о правилах игры и их нарушениях продолжались. От старших ребят поступило предложение искупаться.
 Гурьбой все дружно двинулись вниз по улице. В конце улицы, на окраине посёлка, протекал ручей. Происхождение его оставалось небольшой загадкой для ребят. Но говорили, что он течёт  с территории шахты, от градирен, охлаждающих вентиляционный воздух. Старшие ребята с соседней улицы соорудили запруду из крепёжного шахтного леса, которого в посёлке было достаточно. Воды в запруде было по грудь, что давало возможность ребятам с удовольствием побултыхаться и почувствовать хоть какую-то прохладу.
      Витя, позабыв обо всех обещаниях маме, двинулся к ручью вместе с ребятами. Рябчик начал было против этого возражать по-своему, по-собачьи. Залаяв, он легонько придерживал Витю за шорты, не пуская его в столь далёкое путешествие. Но Витя, отмахнувшись от дружеской опеки, не отставал от ватаги.
      Тут уж Рябчик, обидевшись на друга, громким лаем известил об этом и засеменил к дому, под яблоневую тень. Ему и так эта жара уж надоела. Проделав обратный путь, Рябчик подбежал к миске попить воды.  Но,  не тут-то было! Во время игр с мячом он несколько раз утолял жажду. А потом, увлёкшись играми, его друг  так и не наполнил миску свежей водичкой. Тяжело дыша, изнывая от жары, Рябчик, улёгшись  в тени возле своей будки, задремал, закрыв глаза.
      Через некоторое время сквозь дрёму он услышал скрип входной калитки. Подскочив и громко подав голос, он с радостью бросился встречать друга. Но увидел входящую во двор его маму. Рябчик подскочил к ней, виляя хвостом, и не забывая при этом лизнуть руку. Он наверняка знал, что его будут журить за то, что  выпустил Витю на улицу.
    -  Сынок! Ты где? Иди, встречай маму! Я принесла тебе сладенького угощения, да и обедать уже пора. Витя, где же это ты спрятался? Выходи уж, я сдаюсь! Я тебя не нашла!
      Обойдя весь двор и действительно не найдя сына, мама не на шутку заволновалась.
    -  Мария! Мария! Ты не видела моего разбойника? Куда он мог запропаститься? Это ты отпустила Рябчика с цепи? – прокричала Витина мама в открытую дверь хозяйского дома.
      Выглянувшая хозяйка запричитала, что ей некогда было часто смотреть за Витей, но час назад они с собакой гоняли мяч возле будки. А собаку отпустил с цепи, наверное, сам Витя.
      Мама Мария повернулась к Рябчику и назидательным тоном стала ему выговаривать:
    -  Ах вы, разбойники! Я же вам запретила выходить со двора. И ты, тоже мне, сторож! А ну-ка иди сюда!  Вот я сейчас посажу тебя снова на цепь, и ты у меня долго будешь сидеть без  прогулок. И где мне теперь искать твоего друга?
      Рябчик, почувствовав свою вину, поджав хвост и опустив голову, боялся взглянуть в глаза хозяйке. Он развернулся, и хотел было спрятаться в будку, но услышал:
    -  Нет, дорогой, так дело не пойдёт! Ты сейчас же мне пойдёшь искать сына вместе со мной. А потом  я вас обоих посажу на цепь возле будки. Будете оба понимать, что значит слушаться!
      Рябчик, как бы чувствуя свою вину, лизнул ей руку и засеменил к пролому в заборе в конце огорода. Прошмыгнув в пролом, он стал поджидать маму Вити. Отодвинув доску забора в сторону, и протиснувшись кое-как за забор, мама Мария последовала за семенящим Рябчиком к зелёной лужайке. Той, на которой не так давно ребята играли в футбол.
      Дальше пёс повёл её к ручью. Но и там они уже никого не застали. Принюхиваясь, как настоящий следопыт, Рябчик, взвизгнув, понёсся за видневшийся вдали пригорок. Маме Марии ничего не оставалось делать, как следовать за ним.
      Взобравшись на пригорок, она вдалеке увидела несколько деревьев, в тени которых на травяной полянке лежала уставшая ребятня, что-то негромко обсуждая. Среди них был и Витя.
       Забыв обо всех обещаниях и обрадовавшись, что его приняли в коллектив, Витя лежал, забросив ногу на ногу, и мечтательно рассматривал бегущие по небу облака. Увидев рядом с собой Рябчика, подбежавшего к нему, пытавшегося лизнуть Витину щеку и тихонько дёргающего за штанину, Витя даже не сообразил, что с  ним пришла и мама. Услышав её голос, он резво подскочил, успев подумать, что за эту провинность  наказания, пожалуй,  не избежать.
      Всю обратную дорогу к дому Витя плёлся за мамой с опущенной головой, слушая её упрёки.  Рябчик же, взвизгивая и кружа вокруг неё, радовался тому, что привел маму Марию к запропастившемуся другу. Два друга и не подозревали, какое наказание их ждёт дома.
      Подходя к дому, мама Мария  сказала, что оба друга будут наказаны незамедлительно. Рябчик сразу же нырнул в свою будку, пытаясь спрятаться от наказания. Но мама Мария громко произнесла:
    -  Так, так, так! Нечего прятаться! Сейчас же вылезай! Я посажу тебя на цепь прочно и надолго.
      Рябчик с полуприкрытыми глазами, с выражением покорности выполз из будки и был пристёгнут к цепи.
    -  А ты постой здесь! - обращаясь к Вите, строго сказала мама. Сейчас и тебе последует наказание.
      Мама Мария вошла в дом, а Витя так и остался стоять возле жилья своего друга, в ожидании развязки. Рябчик, осознавая свою вину, совсем зажмурив глаза, разлегся за будкой.
      Выйдя из дома, мама держала в руках верёвку. От удивления у Вити широко раскрылись глаза. Иногда мама обещала после шалостей наказать его ремешком. До сих пор  это было только на словах. И ни разу мама не брала в руки такой грозный инструмент наказания. А чтобы верёвкой? Да ещё и по-настоящему? Витя заволновался.
      В крыше собачьей будки торчал не до конца забитый гвоздь. Мама искусно привязала один конец верёвки к торчащему гвоздю и, размотав её, обвязала другой конец вокруг Витиной талии, сзади закрепив верёвку шикарным узлом на бантик.
    -  Вот теперь и посидите вместе на цепи два друга, метель да  вьюга, - озвучила приговор  мама.
    -  Теперь будете знать, как убегать без разрешения со двора, да ещё так далеко и надолго. Будет вам урок! – добавила она и, оставив друзей привязанными, пошла в дом.
      Друзьям оставалось только поразмышлять над  содеянным проступком. Витя, заложив руки за спину, начал водить хоровод вокруг будки. А солнышко уже настраивалось спрятаться за горизонт. День неуклонно  угасал.  Двум,  наказанным за провинность друзьям, ничего не оставалось , как признать свою вину.
      Из большого хозяйского дома на пороге появилась хозяйка тётя Мария. Увидев привязанного верёвкой к собачьей будке Витю, усмехнувшись и приложив угол косынки к губам, она покачала головой и, не произнеся ни слова, вернулась в дом. А Витя, в очередной раз,  обходя вокруг собачьего жилья, заговорил вслух:
    -  Ну конечно, мы виноваты. Пусть нас наказали! Но ты, Рябчик, виноват больше, чем я! Это ты показал дорогу за забор. Я бы сам не смог найти выход со двора. Эх ты! Разлёгся тут с закрытыми глазами в тенёчке, а я теперь буду сидеть привязанным возле твоей будки!
      Рябчик, чуть приоткрыв один глаз и тихонько подав голос, как бы соглашаясь со сказанным, продолжал страдать от жары. На пороге появилась мама Мария, держа в руках большую кружку и стакан. Подойдя к арестантам, она вылила в чашку Рябчика из кружки воду, а Вите подала стакан с прохладным компотом, проговорив:
    -  Попейте уж ! А то жара хоть уже и спадает, но за целый день она надоела. А вы забыли про всё, и про то, что надо пить в жару, да и поесть уже не мешало бы. Вот посидите вдвоём на привязи голодные, будете в следующий раз послушными.
      Рябчик мгновенно подскочил к чашке с водой и, не забывая вилять  хвостом, с жадностью стал лакать её. Витя тоже с большим удовольствием быстро выпил свою порцию компота. Это происходило молча и довольно быстро. И Витя, и Рябчик забыли даже поблагодарить маму Марию.
      Мама забрала опустевшие кружку и стакан и пошла улыбаясь в дом. Хозяйка Мария, наблюдавшая за происходящим через окно веранды, даже заулыбалась.
      Витя опять стал ходить вокруг будки. Рябчик, утолив жажду, немного повеселел и, как бы заглаживая свою вину, стал теребить верёвку, пытаясь освободить друга.
    -  Теперь ничего не поделаешь. Провинились. Нечего подлизываться!
      Рябчик поджал хвост и снова разлёгся на прежнем месте за будкой. А Витя, побродив туда – сюда возле будки, стал рассуждать:
    -  Если мама так сильно рассердилась, то придётся здесь и ночевать. А если пойдёт дождь? Поместимся мы вдвоём с Рябчиком в будке? Надо бы проверить!
      Став на корточки Витя заглянул внутрь будки. Там было довольно просторно. На земле лежал старый половичок со следами собачьей шерсти. Улёгшись животом на землю, мальчишка прополз внутрь.  Развернувшись, попробовал разместиться на подстилке. Это ему легко удалось. Осталось ещё место для четвероногого друга. Витя, высунув наружу голову, позвал Рябчика. Пёс с неохотой поднялся, обошёл своё жилище и застыл в удивлении. Даже громко залаял.
    -  Как это может быть? Его законное жилище кто–то занял, пусть даже друг. Пусть даже лучший друг!
      Рябчик присел на передние лапы, как перед прыжком, и ещё раз облаял непрошеного гостя. Облаял совсем незлобно и даже игриво.
    -  Вот это - фокус! Вот это – номер! Неужели придётся делиться собственным жильём? И как такой, уже большой, мой друг смог залезть в мою будку? А как же я? – сразу, наверное, возникло массу вопросов у Рябчика.
      На пороге дома, услышав неожиданный лай собаки, появилась хозяйка. Увидев торчащую из собачьей будки Витину голову и скачущего перед будкой Рябчика, Мария вначале даже  растерялась. Сообразив обо всём, что происходило, хозяйка, искренне рассмеявшись, громко позвала:
    -  Мария! Мария! Да где же ты там? Да иди же скорее, глянь что творится! Полюбуйся на сыночка. Он уже переселился в будку к Рябчику.
      Появившаяся мама Мария, взглянув в сторону будки под яблоней, тоже невольно заулыбалась.
    -  Да отпусти ты уже сына с привязи. Уже не только он, но и Рябчик, раскаялись и больше не будут без спроса бегать так далеко – добавила хозяйка дома.
    -  Пусть посидят! Сильнее запомнится наказание – сказала мама Мария и скрылась в двери.
      Хозяйка Мария только широко раскинула руки, глядя в сторону яблони и всего происходящего, и с веником в руке,  занялась наведением порядка на крыльце.
      Спустя полчаса мама Мария вышла во двор, неся в руках миску с аппетитно пахнущей едой для Рябчика. Поставив её на обычное место возле будки, мама произнесла, обращаясь уже к Вите:
    -  Выползай уж, арестант! Если твёрдо пообещаешь не бегать со двора без спроса, так уж и быть, начнём мириться. Думаю, и проголодался уже? Ничего, и это пойдёт на пользу!
      Витя выполз из будки, а Рябчик в знак примирения,  вертелся вокруг обоих, пытаясь лизнуть руку,  то-одного, то–другого, никак не обращая внимания на вкусную еду в миске.
      Мама Мария, обняв сына, пошла в дом и только тогда они услышали жадное чавканье со стороны собачьего жилища.
    -  Вот так давно бы уже пора, - прокричала со своего крыльца хозяйка Мария.
Мама Мария, прижав к себе ещё сильнее сына, согласно закивав головой, добавила:
    -  Конечно пора! Мы помирились, и нас тоже ожидает вкусный обед.
 Вот такое приключение произошло с Витей в обычный летний день.