По сокращению штатов

Жозе Дале
- А новая метла по-своему метет! Слыхала, Васю-то увольняют.
- Васю? Как это…
- А вот так, по сокращению штатов. И наплевать, что она тут дольше нас всех работает. Это сколько лет получается? Я когда пришла, тут Михал Андреич служил в гараже, он ее и устроил сюда. А было это в десятом году. Помер он в тринадцатом, и на тот момент Вася уже семь лет работала. Сейчас семнадцатый, значит, одиннадцать лет – да, одиннадцать лет Вася трудится, и вот все, не нужна больше. Завтра ее за ворота отправят.

Ввечеру на проходной собралось человек десять. Провожать Васю. Они топтались растерянные, глядя, как дежурный вахтер Рамиль суетливо собирает Васин скарб.
- Вот, миски ее, и горшок. Куда это все девать? И это, шарф я ей принес, жена сама вязала. Я ей вот так его сворачивал, и она спала, очень ей нравилось.
- Слушайте, может, кто-нибудь возьмет все-таки? Хорошая же кошка, мы ее все сто лет знаем. Стерильная, умная, хозяйственная.
Повисло неловкое молчание. Первой прервала его Наталья Игоревна из бухгалтерии. Поплотнее запахнувшись в плащ, она поправила на плече сумку.
- Ну, всем до свидания, мне пора. Жаль, конечно, но не вижу, чем я могу помочь. Вася, пока-пока, надеюсь, у тебя все будет хорошо, девочка.
Ей самой было неловко от своих слов, хотелось поскорее убежать и прервать неприятную сцену, но она и вправду не понимала, чем помочь Васе. Новый начальник сказал избавиться от кошки, и сказал это очень веско, сразу было понятно, что он не шутит. Кошку жалко, вот слов нет, как жалко, но… не нести же ее домой.
- Рамиль, Рамиль, а давай мы ее нелегально оставим? – рыхлая Анюта из энергетиков напирала грудью. – Днем будем прятать, а вечером, как этот козел свалит, выпускать.
- Слушай, вот сама этим занимайся! Бери ее к себе в кабинет и прячь там, раз такая смелая! У меня семья, мне работать надо.
- А у меня семьи нет! Мне работать не надо… Ну и мужики пошли! Рыцари, мля, без страха и упрека!
- Ты чего прицепилась?! – взвился Рамиль. – За чужой счет все добренькие! Вот! На, возьми! Вот миски ее, вот горшок, вот шарф! Бери! Куда пошла? Автобус? Какой автобус? А Вася, что, не нужна тебе? Добренькая она…
- Стремно все как-то…
Закатное небо наливалось лиловым. Ярко-оранжевое в той стороне, куда закатился солнечный мячик, оно потихоньку набирало тон. Красивые здесь закаты осенью – пылающие, расчерченные нитями ЛЭП, как своевольными штрихами. Темнело, и мало-помалу народ рассасывался. Зажглись окна у сторожей и фонари по периметру, а на проходной все стояли, курили и тихонько разговаривали несколько человек.
- Понимаешь, мне стыдно. Я мужчина, я в армии был, но мне стыдно перед ней. Вот сейчас вы все домой пойдете, а мне надо будет поставить это на улицу, и закрыть дверь у нее перед носом. А она тут одиннадцать лет жила, у нее своя полка на проходной. Она же человек практически, и вот так раз – пошла вон! А потом меня перед пенсией так выставят. Скажут, Рамиль, старый ты стал, плохо работаешь, очисти помещение.
- Она не старая еще. И работает хорошо, - пискнула Алина. – Я сама видела, как она мышь тащила… У меня Лешка сильно против, я говорила уже с ним. Мы в съемной живем, и…
- Да, блин… - Рамиль сплюнул на землю и пошел в дежурку. Вася грациозно спрыгнула с вертушки и пошла за ним. Подошла к двери и чуть слышно поскреблась. Сердце у Алины дрогнуло, но дверь приоткрылась, и Вася не спеша зашла внутрь.
Не сегодня и на том спасибо.

Утром Вася встречала сотрудников РЭСа у вертушки. Вроде все было как всегда, но что-то однозначно изменилось. Перед началом рабочего дня Рамиль сытно покормил ее, но не позволил подремать на привычном месте, почему-то вынес на улицу и оставил с наружной стороны забора. Поставил рядом чисто вымытую мыску, горшок и шарф, и быстрым шагом ушел в дежурку. Вася удивилась.
Она обошла забор и поскреблась в дверь. Ей не ответили. Она поскребла еще, подождала и подумала, что Рамиль, наверное, ушел, а она и не заметила. Ладно, решила Вася, делу время, а потехе час – и пошла встречать людей.
Но стоило ей сесть на вертушку, как появился Рамиль и молча отнес ее обратно за забор. Вася возвращалась пять раз, и пять раз он относил ее обратно. На шестой раз она не стала заходить, села возле ворот. Отсюда тоже хорошо видно.
В обед Рамиль вышел и вынес ей еду, оставив ее в миске за забором. Вася поела, но ей уже хотелось в тепло, на свое привычное место, где она любила дремать в тихие рабочие часы. Но дверь оставалась закрытой. Что-то в мире пошло не так, и кошка хмурилась, свернувшись калачиком на уже запылившемся шарфе. Мимо пролетали машины, проходили люди – она рассматривала их снизу, из непривычной позиции, и отсюда они казались другими. Как Вася раньше не замечала, что люди такие огромные? Если любой из них пнет ее, она полетит сизым голубем, и только клочки покатятся по закоулочкам.
Так и пришел вечер. Вася встрепенулась от своих нерадостных мыслей и побежала опять на проходную – время провожать. Она не понимала, что случилось, но подспудно чувствовала, что она теперь пораженец в правах, и на прежнее место ей нельзя. Присев возле калитки, она привычно наблюдала, как люди вытекают широким ручьем, и тот распадается на мелкие ручейки, пока совсем не иссякнет.
- Смотри-ка, не уходит Васена, работает. Скучают руки по штурвалу.
- Пока-пока, Вася!
- Ох ты, боже мой, да покарай ты извергов наконец дождем огненным…

Стемнело. Вася вернулась на шарф. Она очень устала сегодня, и проголодалась, но Рамиль ушел домой, а его новый сменщик о ней не думал. Холодно тут ночью, Вася хотела пойти поскрестись в дверь, но передумала – она пока не настолько замерзла и проголодалась, чтобы попрошайничать. Надо до утра дожить, а там видно будет.
Где-то высоко, над головой, тихо потрескивали высоковольтные провода. Иногда с них падали искры и терялись в чернеющем небе. Еще совсем недавно Вася с Рамилем любили сидеть на крыльце и философствовать. Вернее, философствовал Рамиль, а Вася благосклонно слушала. Он говорил, что каждая жизнь – такая искорка, пролетит и погаснет, и хорошо, если кто-нибудь увидит. По большому счету, каждый день вспыхивают и гаснут миллионы искр, и никто этого не замечает. Вот и одиннадцать лет Васиной службы закончились, погасли, и никто ничего не заметил.
- Вася! Вася, кыс-кыс!
Вася подняла голову – в свете автомобильных фар к ней двигался силуэт. Знакомый, как и все сотни людей, каждый день шагавших через проходную.
- Вася! Вот она, Леш, тут сидит. Я же тебе говорила! Не ушла никуда, моя умочка…
Алина покидала в пакет Васин скарб и подхватила ее на руки.
- А ты думала, все забыли про тебя? Выкинули, как ненужную вещь, и пошли домой смотреть телевизор? Ну да, пошли, и мы тоже пойдем отдыхать. Хватит, Васенька, ты уже свое отработала.