Председатель-1

Иван Горюнов
«Ну что?  Поехали!» - такими, почти гагаринскими, словами начал я свою первую председательскую планёрку 13 апреля 1990 года. Достал принесённую с собой толстую общую тетрадь, расчертил: ФИО специалиста, задание на день, отметка о выполнении. С кого начнём? Начинаю с  главного инженера, Синцова Николая Ивановича: «Рассказывайте, чем займётесь сегодня?» Сам я по образованию тоже инженер-механик и по опыту прежней работы знаю, что все проблемы колхоза замыкаются на инженере.

 Несколько слов о колхозе, председателем которого я стал. Общая земельная площадь – 11189 гектар, пашни – 8512гектар, среднегодовая численность работников- 312 человек, среднегодовая заработанная плата трактористов – 3600 рублей, шоферов – 2420 рублей, доярок-3040 рублей. Смотрю сейчас на данные статистические в сравнении с другими хозяйствами и все показатели, мною приведённые, выше среднерайонных.  Ничего был колхоз, крепенький.

 После окончания сельхозинститута  имел право сам выбрать место работы, так как  учился хорошо. Конечно же выбрал родной Сакмарский район.  Виктор Игнатьевич Коваленко, начальник управления сельского хозяйства, предложил мне на выбор три хозяйства: совхоз «Нива», село Орловка – зав. мастерскими, колхоз имени 22 партъсьезда, с. Тимашево – зав. мастерскими, колхоз имени Фрунзе, село Чапаевское – гл. инженером. Поехали на разведку с тестем Иваном Алексеевичем, на мотоцикле «Урал» в  Орловку. Встретился с директором, показали квартиру – сколько комнат, столько и печек, гл. инженер со средне техническим образованием. Посмотрел мастерские: бардак везде, и внутри мастерских, и на территории.  Начну наводить порядок, раз инженер терпит такой бардак, рвение моё ему не понравится, начнутся свары, склоки, да и директор совхоза - сухарь сухарём. Решаю  посмотреть ещё одно хозяйство, колхоз им. Фрунзе.  Приехали в тот же день. Председатель встретил, Шепп Карл Карлович, молодой, энергичный, родом из этой деревни, глаза горят, планов громадьё, квартиру сразу показал, даже уговаривал остаться. Село это находится как раз посредине между Белоусовкой, где жили родители Оли моей, и  совхозом «Сакмарский», где жили мои родители, ровно 16 километров и в ту, и в другую стороны. Тут и решили остановиться, в Тимашево и ехать не пришлось.

Добавлю, что до окончания института, я два трудовых семестра был командиром студенческого отряда. Что такое студенческий отряд в совхозе «Буртинский» Беляевского района?  Это прежде всего 86 человек, 25 комбайнов, 10-ть автомобилей ЗИЛ-130, которые мы ремонтировали всю весну в Оренбурге, а/к 1173, два трактора-К-700, медработник, слесаря по обслуживанию. Наш отряд убирал урожай крупного отделения совхоза. Большое хозяйство – студенческий отряд. И работали мы сутками. Поддерживали нас и дорогу зелёную давали замечательные люди – Ворошилов Николай Степанович – директор совхоза, Дмитриев Иван Михайлович – гл. инженер совхоза, Утегенов Михаил – управляющий отделением. Командиром студотряда не сразу становятся, до этого я год работал на посевной, когда на рабфаке учился, потом на комбайне в совхозе  «Буруктальский» ещё год,  в отряде «Искра», в совхозе им. Гагарина Ю.А.ещё год. 


- Уходить мне надо, наверное – говорю я на десятый день после избрания меня председателем колхоза, глядя на пылающий стог сена. Он горит чуднО: бензин вылит вдоль по центру стога  на верху,   и по бокам -  сверху в низ полосы огня по всей длине стога. Почему стог горит? При приёмке дел от предыдущего председателя я обратил внимание комиссии на недостоверность учёта при заготовке сена, пообещал провести ревизию  летних заготовок. И вот теперь стог  сена, тонн двести, горит ярким пламенем – скрываются следы приписок, следы мошенничества. Откуда же я знал, что так испугаются моих расследований?