Тонкий ценитель искусства

Татьяна Самань
Решила поместить у себя на страничке миниатюру полюбившегося мне автора - Натальи Гончаровой 5 (по ее разрешению). Это одна из историй из ее цикла "Записки на автобусных билетах"....далекие девяностые, кому-то из читателей надеюсь будет интересно вспомнить забытое время.

Поздними осенними вечерами на окраинах черно и страшновато. Светят только фары проезжающих машин.
Ветер свистит за стенками автобуса зло и по-хозяйски на далеких от центра и неухоженных улицах.

На одной из забытых цивилизацией   остановок кто-то долго и суетливо, пыхтя,   пытается что-то  втащить в автобус.  Наконец с превеликим трудом это было затащено, немногие пассажиры увидели огромную керамическую вазу и утирающего обильный пот с красного лица её владельца.

Ваза, красивая, с замысловатым узором, глянцевая, с  чудной узкой горловиной, в высь  метра полтора, стояла, обвернутая  толстой тканью,  притягивая взгляды своим видом и манящей глубиной. Места она занимала порядочно,  и каждый новый входящий спотыкался, задевал её бока. И хозяин, невысокий худощавый парень,  озабоченно без устали приговаривал:

- Осторожно! Прошу вас – осторожно! Не разбейте! Вещь очень дорогая... Умоляю – отойдите! Она стоит три тысячи!  Пожалуйста, обойдите.  Ой, внимательно смотрите! – И всё извинялся, что доставлял много неудобств  людям.
Один весёлый уже пассажир удивлённо и долго рассматривал  вазу, обошел её осторожно и спросил хозяина:


- А зачем тебе такая посудина? Чё, дешевле и меньше её  стаканА не нашлось? – смеялся своей шутке.
- Понимаете, я художник.  А эту вещь -  это не посудина, поймите -  эту вещь я делал на заказ одному предприятию.  Машины,  вернее, на перевозку  денег  не нашел, а мне надо срочно привезти сегодня.  Днем народу ещё больше -  решил вот вечером.  Да тут недалеко,  совсем рядом с остановкой. Пообещали -  встретят. А у них тоже сейчас какие-то проблемы... Налички нет...Что за жизнь?  Предлагали вместо денег взять гараж бетонный... А мне он зачем? Мне бы деньгами.               


Он виновато  обернулся к кондуктору. Та молчала,  иной раз в  автобус втискивают и затаскивают такое, что и в голову не придёт на досуге.
Парень продолжал:
- Сейчас привезу, установлю как надо.  Все в соответствие приведу.  Интерьер должен быть в одном ключе.Завтра будут праздновать. Надо успеть. Хотя  зачем я…  это вам не надо.  Важно, чтобы смотрелось.
Мужик слушает плохо:
- Скоко-скоко стоит? Я не расслышал.  Три тыщи?!  За эту посудину? Ёпрст… Да я бы и даром не взял, не токо за три тыщи. Ёпрст… Три тыщи!  Если б только полную налили. Ха-ха-ха! Я в пять раз меньше за месяц имею, так я - работяга... А тут...Да, такую в такси не затолкаешь…  Ты смотри – на колесах… Ну да…


- Да это же не человеку предназначается, одному  предприятию тридцать лет.   Как вы понимаете, однако.  Это же не посудина.  Поймите, это произведение искусства. Она еще дороже....Я ж больше года над нею работал,  не знаю, как заплатят.Что-то мутят-крутят, - говорил парень кондуктору. Она все также помалкивала. Но  человек навеселе разошелся.

- Произведение? Тьфу – черепки. Черепки за три тыщи! Ёпрст!  Это чё, они тебе за столько заказали? Или ты просишь? Ты гляди!   Неплохая у тебя работёнка, парень, делай себе черепки за три тыщи.  А если глубже и шире, наверное,  ещё дороже? Ёпрст… -  продолжал "знаток" с иронией и подковырками.

- Не черепки это. Штучная работа.  Да потише вы, чёрт возьми… Тонкий  ценитель нашелся…  Разобьёте, а я столько  работал над нею… - в голосе  художника прорываются сердитые ноты.

Весёлый мужик продолжал удивляться:
- Ёпрст… Три тыщи за черепки. Художник, говоришь? Да...  Я б не стал брать.   И что в ней держать? А как доставать? А если того. И три тыщи – тю-тю! Ёпрст…


На  конечной остановке   «тонкий ценитель искусства»  ринулся помогать художнику  и все повторял свое   «ёпрст».

 Свет фар обнажал лужи, дорогу без асфальта, мелькали голые деревья и едва угадывались строения.
Водитель вышел и завернул за автобус, и как растворился в темноте.

 Из неизвестности вынырнули  заказчики вазы и поставили её на тележку, слышался невнятный разговор, художник  поддерживал свое изделие,и трое со скрипящей  тачкой слились с чернотой.

Ценитель  искусства закурил,ветер относил в сторону  красные искорки... Мужик  что-то пробормотал, затем двинул густую черноту.
 Водитель,  неожиданно возникший  из теми, при свете фар что-то проверял,  поправлял зеркала, и казалось, что жизни за этими островками света нет.

         До чего же ты,  осенняя ночь,  темна и неприветлива.

1995 г.