Шизо-мысли от френика

Вячеслав Абрамов
Информация к размышлению: шизофреник – это психбольной. Это – полный неадекват. Или худой, но всё равно – ненормальный.

А чем отличается шизофреник от нормального? В учебных пособиях приводится, что у «шизика» нарушено опять же нормальное мышление и нормальное восприятие явлений окружающего мира на фоне сохранного уровня интеллекта.

По-научному всё расставляет на места «тетрада Блёйлера», называемая «четыре А»: амбивалентность, ассоциативный дефект (алогия), аутизм и аффективная неадекватность. То бишь, если у индивида:
– проявление противоположных мнений и чувств относительно одной ситуации или объекта, постоянные колебания при совершении выбора;
– нарушение логики рассуждений,  бедность речи, односложность высказываний, задержка при ответах;
– отвлечение от реалий с погружением в свой личный, надуманный, внутренний мир или ограниченные интересы;
– неадекватные ответные реакции на происходящие события, – сомнения в сторону: перед тобой – шизофреник!

А если – соотнести? С окружающими и с собой? С окружающими – легко! Всегда! С собой?.. А при чём тут я?

И, тем не менее... И даже – тем более, интересный получается сюжет! Выходит-то, что шизофрения – это не слабоумие и «ненормальность», а специфическое мышление и восприятие. Перевод термина на русский язык означает «расколотое» или «расщеплённое» сознание. То есть, человек имеет нормальную память и интеллект, все его органы восприятия работают правильно, даже мозг воспринимает всю информацию об окружающей среде так, «как нужно», но вот разум шалит – обрабатывает эти данные «неправильно».

А как правильно? Правила у нас всё время меняются, это – конвециАнальная категория... Извините, ошибся – конвенциОнальная. А может всё правильно как раз наоборот? И тогда «шиза» – это та самая объективная реальность. «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом».

Никто… Ну, или почти никто не признается, что он – шизофреник. Хотя бы потому, что не в чем признаваться, если этого не осознал. А когда осознал, то ты уже не шизофреник, а мученик, который может продолжать мучиться, а может встать на путь исправления. В этом вся свобода свободного выбора.

Не осознавшие тоже мучаются, но – не морочатся. Они даже временами могут быть счастливы. Когда такие времена заканчиваются, они по-всякому начинают их возвращать. Именно из них набирается контингент счастливых людей. Ведь на них нет греха.

Грех – это когда что-то в себе осознаёшь как грех. А как только осознал в себе греховную сущность – всё, расщепился, ты по определению уже – «шизик».

Но сразу же тебе предлагается готовый набор услуг по исправлению. Последнее время в этой сфере обслуживания растёт конкуренция. И это, наверное, хорошо.

Но вот всё остальное как-то плохо. Потому что осознать – ещё не значит признать. Признать – это не только опознать, это ещё и посмотреть – глаза в глаза. И ответный взгляд выдержать, и не обделаться.

Много случаев, когда не выдерживают, поэтому, кто не признаёт – правильно делает. Если ещё не готов встать на путь исправления – тебя никто не затащит. Даже в исправительных учреждениях это признают.

Можешь признавать, можешь не признавать. Не нравится слово – «шизофреник»? Не проблема – можно заменить, ведь мы ещё не в клинике, где якобы лечат, а фактически – гасят нестандартное осознание вместе с сознанием.

Неоднозначное осознание для стада – это болезнь. В стаде сознание должно быть единым. Любую двойственность надо сразу гасить, пока не появилась множественность. Диагноз отщепенцам уже поставлен.

Но нас сделали именно такими – как минимум двойственными! Кто сделал? Да какая разница, сейчас речь не об этом. Скажем, природа. Она зачем-то всё так сделала. Есть свет, есть тьма. Сладкое – горькое. Минус – плюс. Добро – зло. Радость – страдание. И нет никому покоя, ведь идёт как бы борьба. А друг без друга всем антагонизмам – никак. Они и борются между собой – в единстве. Если это прекратится – жизнь-то из чего будет состоять?

Вот возьмём личность. В любой личности уже есть расщепление: «я для себя» и «я для других». «Я для других» щепится дальше: «я для своих» и «я для чужих». «Я для себя» раздваивается на «самость» и «сущность». И дальше, – чем больше цепочка дифференциалов, тем «сложнее» личность.

Ой, какой я сложный... Принимайте меня такого, ведь я этого достоин! Не принимают?! Все тут же становятся не менее сложными. А тот, кто говорит, что он простой – прикидывается. Что-то выгадывает!

Ой, как всё сложно... Упростить бы. А как? Если тебе сразу выдадут счастье – ты его во сколько оценишь? Да даже оценивать не станешь, не поймёшь, что это такое и зачем. А вот если тебе для начала плохое, злое и страшное, а уже потом подарочек, – доброе и красивое, – вот тогда будет, что с чем сравнить. А сравнив, выбрать то, что больше понравилось.

Не для этого ли во мне (а в тебе?) сидит двойственность и прочая расщеплённость, чтобы показывать разные по вшивости варианты?

Не знаю, какая двойственность терзает или угнетает тебя. Не моё дело, хотя интересно узнать. Сверить, так сказать, ориентиры, определиться по уже кем-то поставленным маякам (или кучкам?). Слишком много их поставлено, чтобы определяться точно, однозначно и безоговорочно. Не вляпаться бы…

А меня вот, тоже ж такого «сложного», терзает и нервирует мерзавец, который во мне сидит. Не просто сидит, пусть бы себе сидел, а я бы его не замечал. Так нет, он ведь подаёт голос.

Я сразу различаю его голос. Это нетрудно. Он говорит всегда о плохом. О злом или мерзопакостном.

А когда я научился отделять плохое от хорошего? Не знаю. Вроде, давно. Наверное, тогда, когда для себя отделил и выбрал то, что хорошо для всех. То, что никому не делает плохо. Наверное, не сам научился, научили люди и жизнь среди них. И нет в этом никакой моей заслуги. Все так выбирают – хорошее. Но все по-разному это хорошее ценят, охраняют и защищают. А бывает – продают или сдают.

И я так не раз делал. Но как-то вдруг увидел, что сдача позиций хорошего не даёт ничего, наоборот – опустошает. Всё, что разрушительно в самом тебе, разрушает и то, что снаружи.

Мерзавец и негодяй разрушает укрывающегося (или укрываемого?) во мне же праведника.

А сам я – где? Где тот я, который – настоящий?! Кто отвечать-то будет?!

Самый простой способ для ухода от ответственности за себя – это сказать: нет во мне никакого говнюка, это всё лезет в меня снаружи! Демоны! Они меня искушают, чтобы в меня вселиться! Единственное, что я могу – это от них бежать. Я же не могу их победить. Они – суть древний змей, человеконенавистник и убийца. Даже Гоголь, Николай Васильевич, на это указал и обмолвился, что одолевают – демоны!

А ещё другие мне говорят: нужно призвать силу! Сильного и милостивого Бога. Но я сужу по себе и по людям, и появляются от этого сильные сомнения: Бог мне как будет помогать, задаром что ли? Это же не рыночные принципы, которые промеж всех нас так «продуктивно» работают?

Я различаю, какие мысли приходят от мерзавца, какие – от праведника. Зачем, откуда приходит гадство?

Я не хочу этих мыслей, но они приходят.  Я готов убить эту сволочь в себе. Но не могу. Где моё хорошее? Я могу только просить. У кого? У моего праведника, или он – не мой? И тоже – где-то сидит и выжидает? Ну ладно, тогда – не моя вина. А ежели этот негодяй – мой, то я его так и буду держать в камере за решёткой. Он потому мне и мстит, подбрасывая паскудные мыслишки, что не даю ему выходить на прогулку.

А если он вырвется на свободу? Когда сломаются запоры? В людской истории столько таких ломок случалось... Чем я лучше других?

Или он всё же не мой, а лезет в меня? Тогда, опять же, – я не виноват. Я только должен выдержать искушение!

А зачем искушают? И всё-таки – кто? Чтобы проверить на вшивость? Испытать? Научить, как распознавать и противодействовать?

Я начинаю искать ответ в Писаниях. И нахожу ведь! Но эти ответы – для меня. Для другого будут свои ответы, может быть, похожие. Потому что спросить ответ должен ты сам!

Я и ощущаю, что мысли не рождаются моим мозгом. Они ПОЯВЛЯЮТСЯ в голове. Какие – «по вызову», но чаще – сами, без приглашения! Чувствую – мозг  их только воспринимает. А я потом их ретранслирую, добавляя свою «аранжировку», от этого мне не отказаться, это в меня вложено – фильтр из стереотипов и установок. Он не меняется, как сменный картридж. Он может только очищаться через другой канал – канал души, в котором фильтры другого свойства и качества.

Сам я, конечно, думаю. Но как-то замечаю, что думаю-то теми же сами штампами, установками, которые во мне есть. А информация, догадки, разгадки и смыслы – приходят. Откуда – извините, не скажу, потому что не знаю. Предполагаю, из какого-то поля, обладающего сознанием. А может, сознание и есть – глобальное, всё пронизывающее поле.

Есть восприятие не только через голову, но и через душу, когда воспринимаешь не символы-слова, а непосредственно какие-то образы, уже структурированные сознанием. Потому что воспринимаются не сами образы как форма, а вызываемые ими в тебе ощущения. То есть, голова в этом участвует, но только для соотнесения ощущений и образов с уже известными, для сверки значений и смыслов.

Конечно, я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться. Но здесь подскажет только душа. Ощущаешь душевную теплоту и радость – всё верно, не ошибся. Неудовлетворённость, холод или дискомфорт внутри (диссонанс) – ошибка.   

Если, другими словами, и христианскими Образами (не образАми) – различаю, где во мне место для Христа, а где приземляется сатана. Вся свобода выбора – пойти за Христом или остаться там, где сижу – в паутине лукавого. Пойти за Христом – значит ощущать Его присутствие рядом. С этого момента начинается армагеддон. Твой, личный. Точнее – двуличный. И неповторимый. Вступать в него ты должен сам.

Сделал выбор – ты соОТНЁС себя. Свою сущность. Личность может ещё дурковать – идти в отказ, или наоборот – напрашиваться: вот я, возьмите, распишитесь и теперь воспитывайте меня, исправляйте!  Это она от страха и безысходности. Она чует, что может за ненадобностью оказаться на помойке, но – не хочет. Хотя там лафа: расщепляйся – не хочу!