Портреты рассказывают

Галина Магницкая
А.Я. Головин. «Портрет Марины Эрастовны Маковской»
1912 год
Холст, темпера 194 x 97
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Марина Эрастовна (1887-1973) была дочерью Эраста Ивановича Рындина, дворянина из Воронежской губернии, который окончил Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Дослужился до звания полковника. Жена его относилась к роду Торлецких.

Посмотрим на портрет. Нельзя назвать Марину красавицей. Черты лица приятные, но далеки от классической завершенности. Хрупкая женщина в белом платье с наброшенной на плечи черной кружевной накидкой. Единственное яркое пятно – красная роза за поясом. Однако даже на полотне обладает она некой притягательной силой и своеобразным очарованием. Смотришь на нее и... нет желания прощаться. Здесь ей около 25 лет.

Сохранилось имя этой женщины в истории благодаря двум мужьям: поэту В.Ф. Ходасевичу и искусствоведу С.К. Маковскому.

Знакомство с Владиславом Фелициановичем Ходасевичем (1886 – 1939) состоялось в 1904 году, а через год она стала его женой, первой из четырех жен и, пожалуй, самой необычной. Венчались молодые 24 апреля 1905 года в Московской Николаевской, при румянцевском музее, церкви. Марине Эрастовне Рындиной было тогда 18 лет, Ходасевич — годом старше. До достижения 19 лет Ходасевичу оставалось меньше месяца. Посаженым отцом выступал ВалерийЯковлевич Брюсов.

Красавица жена оказалась женщиной с большими причудами.

***

В восемнадцать лет Владя женился на Марине Рындиной из очень богатой семьи. Марина была блондинка, высокого роста, красивая и большая причудница. Одна из ее причуд была манера одеваться только в платья белого или черного цвета. Она обожала животных и была хорошей наездницей. Владя рассказывал, что однажды, когда они ехали на рождественские каникулы в имение Марины, расположенное близ станции Бологое, она взяла с собой в купе следующих животных: собаку, кошку, обезьяну, ужа и попугая. Уж вообще был ручной, и Марина часто надевала его на шею вместо ожерелья. Однажды она взяла его в театр и, сидя в ложе, не заметила, как он переполз в соседнюю ложу и, конечно, наделал переполох, тем более что его приняли за змею. Владе из-за этого пришлось пережить неприятный момент.

Еще он рассказывал о таком случае: они летом жили в имении Марины. Она любила рано вставать и в одной рубашке (но с жемчужным ожерельем на шее) садилась на лошадь и носилась по полям и лесам. И вот однажды, когда Владя сидел с книгой в комнате, выходящей на открытую террасу, раздался чудовищный топот и в комнату Марина ввела свою любимую лошадь. Владислав был потрясен видом лошади в комнате, а бедная лошадь пострадала, зашибив бабки, всходя на несколько ступеней лестницы террасы.

Марину я позже встречала в Московском литературно-художественном кружке. Одетая в черное или белое платье, с высокой прической, на которую она надевала золотой раздвижной браслет -- бирюза с жемчугом -- она напоминала сказочную царевну. Хороша она была и днем, когда ехала по Кузнецкому мосту на своих лошадях, откинувшись в коляске на бархатные подушки. О душевных ее качествах Владя мне мало говорил.

Из Воспоминаний Анны Ивановны Ходасевич (урожденной Чулковой), второй жены поэта.

***

Короткая история их совместной жизни уместилась между двумя датами: апрель 1905 – декабрь 1907. Сохранился следующий документ:
«Согласно отношения Московской Духовной Консистории от 20 декабря 1910 года за № 17628 брак Владислава Фелициановича Ходасевича с его женой Мариной Эрастовной Ходасевич расторгнут с дозволением Владиславу Ходасевичу вступить, по его желанию в новый брак, с лицом православным по истечении трех лет со дня утверждения расторжения по распоряжению начальства, т. е. от 20 декабря.
4 февраля 1911 года».

Муза ушла, но осталось творчество. Это ей посвящено стихотворение Ходасевича «Кольца»:

1

Я тебя провожаю с поклоном,
Возвращаю в молчанье кольцо.
Только вечер настойчивым стоном
Вызывает тебя на крыльцо.

Ты уходишь в ночную дорогу,
Не боясь, не дрожа, не смотря.
Ты доверилась темному богу?
Не возьмешь моего фонаря?

Провожу тебя только поклоном.
Ожесточено сердце твое!..
Ах, в часовне предутренним звоном
Отмечается горе мое.

24 ноября 1907
Москва

2

Велишь - молчу. Глухие дни настали!
В последний раз ко мне приходишь ты.
Но различу за складками вуали
Без милой маски - милые черты.

Иди, пляши в бесстыдствах карнавала,
Твоя рука без прежнего кольца, -
И Смерть вольна раскинуть покрывало
Над ужасом померкшего лица.

17 - 22 ноября 1907
Петербург – Москва


Далее Чулкова вспоминала:"Однажды Владя по издательским делам поехал в Петербург. За время его отсутствия Марина сошлась с Сергеем Маковским - поэтом и издателем “Аполлона”, с которым впоследствии уехала в эмиграцию".

***

Маковский Сергей Константинович (1877 – 1962), сын знаменитого художника К.Е. Маковского, известен как историк искусства, художественный критик, поэт, редактор, издатель, организатор художественных выставок. Впервые выступил в печати в 1898 году. В 1905 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Собрание стихов». Участвовал в создании журнала «Старые годы» и был одним из его редакторов. В 909 году основал журнал «Аполлон», в котором в последний год своей жизни печатался И.Ф. Анненский. Автор двух мемуарных книг, девяти сборников стихотворений и ряда книг по искусству, из которых наиболее известная – трехтомник «Страницы художественной критики».

Имя его связано с мифом о Черубине де Габриак, которая невольно стала причиной ссоры поэтов Николая Гумилева и Максимилиана Волошина. Первый непочтительно отозвался о Черубине, второй прилюдно залепил ему звонкую пощечину. 22 ноября на Черной речке, месте дуэли Пушкина, противники стрелялись, но никто из них не пострадал...Тогда, 22 ноября, мало кто мог предположить, что и один, и второй знают о жгучей испанке несколько больше, чем говорят.

Жизнь Рындиной окружена легендами. Одни светские сплетники приписывали Ходасевичу злостное супружеское тиранство,  другие утверждали, будто Маковского привлекла не столько красота Марины, сколько ее состояние. Однако Сергей Константинович и Марина Эрастовна, обвенчавшись в 1911 году, прожили вместе около десяти лет. Расстались они в годы Гражданской войны уже в эмиграции. Жизнь им обоим выпала долгая, более 80 лет. Похоронена она на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

***

Давно отошла эта женщина в мир иной, но остались посвященные ей прощальные стихи и замечательный портрет. А это уже - память на века.