Аккуратнее с Памятью!

Юрий Шерстнёв
Как нередко случается, благими намерениями авторов рассказов или журналистских статей такие казусные ляпы сотворяются, что не знаешь, смеяться или плакать... Здесь, конечно, важно понимать, искренне автор ошибался или в приступе заказного творчества. А то, что такие приступы периодически бывают давно всем известно. Например, это видно по тем же патриотически направленным кампаниям к датам, юбилеям, форумам и т.д., и т.п. И чем солиднее дата, чем шире масштаб события, тем больше левых, начинающих авторов прилипают к популярной теме. Так случилось и в городе Димитровграде несколько лет назад, когда "вся Россия готовилась к празднованию 65-летия Великой Победы", и в многоликой массе средств массовой информации бесчисленно и лениво штамповались оскорбляющие достоинство участников Великой Отечественной войны словосочетания типа "ветераны ВОВ", "09 мая"...
А вот и наинагляднейшее пособие для всех желающих вляпаться в историю (во всех смыслах этих слов).

22 апреля 2010 года в 15 (65) номере газеты «Мозаика-Димитровград» была опубликована статья «В памяти моей…», посвященная 65-летию Великой Победы над фашизмом. В ней коротко излагалось о воинском пути Ивана Ефимовича Торжикова - одного из димитровградских ветеранов Великой Отечественной войны, бывших работников Димитровградского автоагрегатного завода, накануне осенью отметившего 91 день рождения. И низкий земной поклон ему за все, что он сделал для Победы, для восстановления страны из разрухи, за его труд во благо родного города и во славу завода, за отличных детей, внуков и правнуков! Но в небольшом по объему газетном материале, над которым, как написано под статьей, работало очень большое количество людей, допущено несколько серьезнейших ошибок. Не грамматических и стилистических, а смысловых. Словно среди массы людей не нашлось никого, кто бы захотел, чтобы опубликованное в средствах массовой информации (тиражом 20500 экземпляров) соответствовало истине. Не плохо было бы чуть внимательнее отнестись к публикации и коллективу указанной газеты. Но, когда я пообщался на эту тему с ее главным редактором, то был удивлен его реакцией: "Грамматических ошибок мои корректоры не пропустили, а остальное... - так дети же писали, в искреннем и добром порыве благородных чувств, а такое как можно править!" Все ляпы он назвал не серьезными и не достойными дальнейших разбирательств.
Хорошо, не буду придираться к стилистике изложения, так как среди авторов совсем молодые димитровградцы, как их окрестили шефы, юные корреспонденты. Но за точность подготовленной ими информации в первую очередь отвечают не корректоры газеты и не ее редактор, а руководитель акции «Мы благодарны ветеранам, что защитили нас от бед», поставившая целью издание книги солдатских воспоминаний, собранных ее питомцами, и те давно взрослые и образованные специалисты, кто, как следовало из прочитанного, оказывал поддержку этого проекта. Это видится мне очень серьезной и общей их недоработкой. Нужна ли будет такая книга, если в ней, в плане знаний истории, ошибка на ошибке сидеть будет?
Перехожу к комментариям грубых ляпов.

«В 1938 году призвали в ряды Советской Армии… Освоил специальность танкиста. Служил на границе в Приморском крае, около острова Хасан…»

В 1938 году в СССР была еще Красная Армия. Только в феврале 1946 года словосочетание СОВЕТСКАЯ АРМИЯ заменило словосочетание КРАСНАЯ АРМИЯ.
Следует читать «около ОЗЕРА Хасан». Да и какая танковая часть могла в те годы дислоцироваться возле «острова»? Танки же не подлодки. И однако просто стыдно не знать о том, что в историю нашей страны навеки вписано известнейшее сражение возле озера Хасан, в котором Красная Армия разбила в пух и прах и отбросила вторгшиеся на территорию СССР японские войска.

«В 1939 году начались военные действия Японии против народной республики Монголии. Так пришлось молодому солдату… защищать монгольский народ. Тогда советские войска разгромили японские полки».

Про то, что в данном случае войска Красной Армии не стоит переименовывать в советские я уже говорил. Но все заслуги в победе в тех боях приписывать им одним тоже не стоит. Так как наши войска пришли на помощь Монгольской народно-революционной армии и ВМЕСТЕ С НЕЙ у реки Халкин-Гол одержали ту самую победу. Иначе же получается, что "японские полки" напали на Монголию, но ни с того, ни с сего потерпели поражение от... Советского Союза.

«В 1941 году должен был уже демобилизоваться, как вновь пришла беда. На нашу страну вероломно напала фашистская Германия. И свое боевое крещение получил молодой сержант в огненном бою на Курской дуге».

Насчет времени боевого крещения полная неразбериха получается. Надо понимать, что под крещением подразумевается первое участие в настоящем бою. Ладно, мы не видим из выше прочитанного текста, участвовал ли наш ветеран в боях у озера Хасан. Может, ему, как молодому бойцу, этого еще не доверили. Но в мае 1939-го у монгольской реки Халкин-Гол он же не цветы на танке собирал!?. Наверное, там и было его боевое крещение, а не на огненной Курской дуге.
Возникает вопрос. Если в 1941 году молодой танкист не успел демобилизоваться, то где он служил до того, как принял участие в Курской битве (в июле-августе 1943-го)? Обычному читателю, не искушенному в знаниях того, когда и почему часть войск Красной Армии была переброшена с востока страны на запад, из прочитанного может показаться, что эта легендарная битва в 1941-м, где-то между Брестом и Улан-Батором и состоялась...
Чуть позже, на одном из праздничных мероприятий, посвященных Великой Победе и чествованию ветеранов, я встретился с Иваном Торжиковым, и аккуратно уточнил, помнит ли он каким было его боевое крещение. Ни секунды не раздумывая, тот рассказал о первом своем бою у реки Халкин-гол, когда, как он признался, сильно перетрусил и никак не мог загнать снаряд в ствол - так сильно руки дрожали... Рассказал он и о том, что в Великой отечественной войне участвовал с 1941 года, начиная с обороны Москвы...

«Его боевой экипаж участвовал в штурме Берлина 9 мая 1945 года».
Участвовать в штурме Берлина 9 мая было невозможно исторически. Так как штурм (Берлинская операция) начался 16 апреля и завершился 8 мая, когда германским верховным командованием был подписан акт о безоговорочной капитуляции.

«На парадном мундире ветерана сверкают ордена Отечественной войны второй степени, медаль «За отвагу»…
На фотографии седого воина, опубликованной в вышеупомянутой газете, четко видно, что речь должна идти об одном таком ордене. А вот медаль «За отвагу» не сверкает вовсе. Так как на черном пиджаке (не на парадном мундире, как написано) от нее только верхняя часть - колодка. Потерялась медаль-то.

Мне понятно волнение молодых авторов, учащихся 8 класса одной из школ Димитровграда, в ходе патриотической акции работавших над сбором информации. Они слушали ветеранов с восхищением, они писали о них с нескрываемой гордостью. Но к 8-му классу они могли и не успеть изучить на школьных уроках истории тему Великой Отечественной войны в объеме, достаточном для того, чтобы не «штурмовать Берлин 9 мая». Они с открытыми сердцами шли на встречу с участниками той войны и верили каждому сказанному ими слову, и многое перепутали, а что-то позабыли описать. А надо было всего лишь после этого заглянуть в энциклопедические словари или энциклопедии (лучше в большие советские), чтобы сверить названия, даты, имена и фамилии полководцев… Ясно же, что спустя 65 лет после войны, многие даты в воспоминаниях ветеранов могли стереться или приобрести чисто условное значение. Где-то они могут и оговориться. Хотя к Ивану Торжикову, насколько я выяснил, это не относится. Но настораживает и то, что среди юных корреспондентов были и студенты местных вузов!

На десерт, так сказать, приведу отрывочки из другого рассказика из уже вышедшей в свет книги "Солдатской памяти дневник", написаной данными авторами-проектантами. Мне от прочитанного не смешно, а вот часть читателей просто до боли в животах ржали, когда перед ними оказались такие вот опусы:

"Молодому бойцу по прибытии на фронт выдали обмундирование: мундир, ложку, вилку, кружку, 150 патронов, две гранаты и портянки... Получил приказ - расстрелять немецких снайперов. Он прошел третью линию фронта, прошел вторую линию фронта и оказался на передовой. Расстрелять снайперов было очень сложно, но наш боец проявил смекалку - взял две каски, положил их по сторонам. Так и вычислил снайперов, и всех их расстрелял. Тут ему пришел другой приказ, выполнить который он не успел, так как рядом разорвалась бомба, его контузило. На этом и окончился славный боевой путь солдата..." Вы представили себе эту картину? В мундире и портянках без сапогов, без ремня и пилотки, даже без автомата или винтовки, с вилкой наперевес солдатик расстрелял всех немецких снайперов. Иван Чонкин здесь точно отдыхает...

Аккуратнее надо быть с Памятью. Чем дальше во времени, тем бережнее к ней относиться. Чтобы искренние патриотические чувства по неосторожности не отдавали дешевой подделкой и фальшью. Чтобы даже случайно не показалось, что кое-кому хотелось на стопроцентно проходной теме заработать дивиденды в виде известности и количества «обязательных» публикаций.