8. Блудный сын

Ольга Кузнечик
Господь весьма бережно заботится о каждом Своем ребенке, несмотря на то, что в притче о блудном сыне Он и делает разделение (как, впрочем, во всем Евангелии) на праведников и грешников, фарисеев и мытарей, тех, кому много простили и тех, кому мало, ибо это все, вообще-то, объединяется неизъяснимой любовью Господа ко всем и каждому, что вкратце показано в притче о тружениках девятого часа - Царствие Небесное будет всем, кто Христа ради хотя бы чашкой воды напоит кого бы то ни было.

Тем не менее, притча сия вызывает много недоумения - как так? Сын умер и воскрес, и - в чем радость? Казалось бы, радость в самоочевидном - ну, это же прикольно! А если задуматься? Знаю семейные пары, которые делают аборты чаще, чем ходят к зубному (сразу оговорюсь - в этом месте не должно быть ненависти, потому что это только они думают, что делают аборты, на самом деле - Бог наказывает такой вот формой бесплодия. У них, может, были бы выкидыши, и совесть была бы чистой и бездетной, но - ходят на аборты чаще, чем к зубному), потому что - почему?

Вот вопрос - почему в наше время так не хочется рожать каждый год? Условия жизни способствуют гораздо лучше, чем у наших крестьян-предков, у которых не было зарплаты и магазина, а была земля. Без пестицидов, стимуляторов роста и поливальных машин. Бог подал дождя и здоровья - собрали урожай. Нет - голод. А - рожали...

Почему в наше время услышать истеричный визг мамаши: "за заткнись, скотина, а то я тебя сейчас!.." - в сторону маленького сына, канючащего о чем-то, является нормой? Такой злобой, претвори ее из слов во что-то более материальное, можно было бы уничтожить город где-нибудь в зимбабве...

Мы не понимаем этой притчи - что же такое "вот сын был мертв и воскрес", потому что мы не понимаем смысла в детях иного, кроме "вот, я теперь настоящая женщина/настоящий мужчина, у меня дети есть. Раньше был только мерседес, квартира, накопления и маникюр, а теперь еще и дети до кучи, полное счастье". Мы понимаем детей, как таблетку от комплекса неполноценности, выдаваемую обществом под субсидирование государством. Поэтому - положа руку на сердце - мы не понимаем, что такое "вот, сын был мертв и воскрес".

Для того, чтобы попытаться понять - нужно задуматься о том, что же такое "смерть духовная". А для того, чтобы сделать хотя бы один шаг в этом направлении, нужно задуматься о том - что такое "жизнь духовная". Для нас, воспитанных всеобучем и голливудом, понятие духовной жизни сводится к посещению концертов симфонических оркестров, оперы или балета.
В этом месте можно грустно смеяться - еще полтора века назад считалось довольно низменным удовольствием увлечение театром, сейчас же... Но - к теме.

Жизнь духовная - это в первую очередь устремленность к Духу Святому. Духу Истины. Истины простой и заключающей ся в заповедях, из которых главная - возлюби Господа Бога твоего и дальше - по списку.
А что это означает на практике?

Не убий - ненависть сжигает изнутри, потому что вот этот гад - недостоин дышать воздухом, топтать землю и гадить-гадить-гадить! Растлевать и вредить! Его надо убить. Это - жизнь духовная. Потому что когда нет ненависти к гадам - нет жизни, и - тупо смотришь, как насилуют, убивают, грабят, издеваются, это - смерть духовная. Но поддаваться ЭТОМУ духу - духу ненависти - нельзя. Не из страха наказания, а из любви к Богу: Он хозяин этого мироздания. Это как в чужом доме пиннать собаку хозяина, которая на твоих глазах погрызла тапки хозяина - ты гость. У собаки есть хозяин. Он - наказывает и хвалит.

Не укради - ему не надо! Мне - надо! Мне край, как надо, потому что я точно знаю, зачем мне вот это, то, что у него валяется без дела! И это - неправильно, что валяется без дела, должно быть - пристроено, а мне - надо! Или еще того хуже - ему надо, а мне - нужнее, потому что у меня более великие цели и задачи, поэтому - мне! Мне, Господи! Забери у него, отдай мне! и это - жизнь в духе. Потому что когда ни ему не надо, ни мне - это смерть духовная. Это отсутствие жизни. Но поддаваться этому духу нельзя, потому что - ну, интереснее же заработать и ПОКАЗАТЬ ему - тому, у кого валяется, - смотри, ЗАЧЕМ вот это. Глядишь, у обоих будет в деле. Бог милостив...

И так далее. Жизнь духовная - это жизнь в страстях, которым не поддаешься. Смерть духовная - двулика: можно обходить страсти и пребывать мертвым, можно поддаваться им и утрачивать любовь Бога, присваивая себе Его право быть хозяином в этом мире.

И вот вопрос: чему же радуется Бог, принимая блудного сына?
Я не знаю, но, мне кажется, тому, что - вот, сын был мертв, а стал - жив...

Кто же таков "старший сын", который "и все мое - твое, и все твое - мое"?