Оглянуться

Юрий Юровский
             Рано или поздно, человек переосмысливает все то, что видел и пережил в этой жизни. Однако, ряд событий все равно остается не воспринятым и не осознанным до конца. Лучше всего это демонстрирует сад камней Рёндзи.

             Есть в древней столице Японии - Киото сад (в моем понимании композиция), созданный мастером Соами в 1499 году. Называется она "сэкитэй" (яп. буквально. "каменный сад"). Композиция располагается на небольшой площадке, размерами 10 на 20 метров, усыпанной белым гравием. Пятнадцать необработанных черных камней организованы в пять групп (по три штуки: дзен-буддийская триада) обсаженных зеленым мохом. И это все. Просто. Лаконично до предела. Как и любой японский интерьер (на стенах не более одной гравюры), сад призывает видеть изящество в простоте. По-своему мудрая японская философия и эстетика.

             Но у сада камней Рёндзи есть одна особенность. С какой бы точки на него не смотреть, наблюдатель видит только четырнадцать камней. Пятнадцатый камень, всегда скрывает какой то другой. Увидеть все камни можно только, поднявшись над площадкой.

             Так и в нашей жизни. Какое-то событие мы вроде бы наблюдали, но не видели. Не видели общей картины. Что-то порой очень важное, заслоняло другое, может быть менее важное. Или пустяк вдруг закрывал более что-то значительное. Не следует ли нам, иногда отрешиться от будничных забот. Как бы подняться над собой. Оглянуться и увидеть все то, "что так не просто в простоте".