Матильда - лишь кино, и не более

Василиса Фед
                «МАТИЛЬДА» - КИНО, И НЕ БОЛЕЕ

                А СУДЬИ КТО?

   Что-то я не припомню другого отечественного фильма, вокруг которого было бы столько споров и страсти разоблачения. Начитавшись и наслушавшись о художественном фильме «Матильда», включая мнение депутата Государственной думы РФ Натальи Поклонской - главного обличителя  в безнравственности  кинорежиссёра Алексея Учителя, я решила: «Лучше один раз увидеть…».
   Обрадовалась, узнав из рекламного ролика перед демонстрацией  фильма «Крым», что с 26 октября 2017 года «Матильда» будет показываться во всех кинотеатрах России. Значит, здравый смысл победил ханжество и лицемерие.

   Не знаю, что станут делать дальше те, кто настаивал на запрете проката «Матильды». Может, в суд подадут на киногруппу.
   Уже был интересный прецедент, только не с фильмом, а с книгой.

   В Лондоне в 1960 году проходил суд … над романом Дэйвида Герберта Лоренса (Лоуренса) «Любовник леди Чаттерлей». Автор к тому времени умер (1885-1930). Первый переводчик «Любовника…» на русский язык  -  журналистка, писательница, певица Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина. Она прожила долгую жизнь, шесть лет из которой провела где-то в Магадане как «враг народа». Оставила интересные мемуары.
   Татьяна Ивановна в совершенстве знала несколько иностранных языков. Жила в Америке, Испании. В 1930 году переехала во Францию. Там познакомилась со скульптором Дмитрием Цаплиным, которого называли «гениальным русским мужиком с Волги». Когда «Любовник леди Чаттерлей» вышел на французском языке, в парижском светском обществе поговаривали, что автор книги прототипами своих героев взял Татьяну Ивановну и Дмитрия Цаплина. Но это не соответствовало действительности.

   Татьяна Ивановна перевела эту книгу на русский язык. Она была издана в Париже в тридцатых годах прошлого века. А в России, по всей вероятности, этот роман впервые вышел лишь в 1990 году («Видео-Асс»).
   Позже в России был издан и этот роман, другие книги Д. Лоренса и даже собрание  его сочинений. Сейчас их можно свободно купить. А с 1928 года, когда «Любовник…» был написан, он был запрещён к изданию и продаже в Англии, Америке, России… Возможно, где-то ещё.

   Интересно, что русская интеллигенция этот роман знала и во время запрета. Основатель социалистического реализма в литературе, как его называли в советское время, писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), как вспоминала Татьяна Ивановна, подарил роман «Любовник леди Чаттерлей» своему коллеге по перу Анатолию Виноградову со словами: «Дарю вам одну из самых прекрасных, но и самых печальных книг нашего столетия».
   Почему «печальных», не знаю. Если в романе (литературном произведении, и не более того) любовница вплетает подснежники в волосы на лобке любовника, где здесь печаль? Кстати, считаю этот эпизод в романе эксклюзивным шедевром; ничего подобного в книгах больше не встречала.

   В чём же обвиняли на суде в Лондоне названную книгу?  В том, что автор показал физическую сторону полового акта; персонажи романа – любовники говорят о том, как важно «кончить вместе»; о потоке «в неё его семени» и другие подробности сексуальных отношений мужчины и женщины.  Роман обвиняли в непристойности.
   Книга была оправдана. Об уникальном случае в судебной практике, англичане сняли два художественных фильма. Не так давно они были показаны по российскому телеканалу «Культура».
    Один фильм – суд над романом. Как положено на судебном процессе, были присяжные заседатели, судья, адвокаты, свидетели. Там скрестились разные мнения. Больше всего меня удивило и порадовало мнение священника (католик или лютеранин): он сказал, что книга невинна.

                ЛЮБИТЬ – НЕ ГРЕХ!

   Это верно!  В книге нет насилия. Нет в ней и пошлости.  Мужчина и женщина любят и получат от сексуальной близости наслаждение. Что здесь развращающего? А как же напутствие Бога первой женщине и первому мужчине: «Плодитесь и размножайтесь!»?
   Есть легенда о беспорочном зачатии. Если такое возможно, то только в том, единственном случае (о детях «из пробирки» – другая тема), описанном в Библии. Дети зачинаются при половом акте мужчины и женщины. Дети должны появляться. Без рождения детей – новых людей, планета Земля опустеет. По всему видно, что заинтересованных в этом нет.

   Не половой акт разврат. Война – это разврат!
   Любить – не грех! Грех - убивать!

   Нет пошлости и в фильме «Матильда». Именно в той части, я это подчёркиваю, где речь об отношениях Николая Романова и Матильды Кшесинской.
    Кстати, в романе «Любовник…» всё-таки адюльтер; главная героиня замужем. Есть оправдание тому, что молодая женщина нашла себе любовника – её муж после ранения не был способен к сексуальным отношениям. А у любовников потом будет ребёнок.

   В фильме «Матильда» адюльтера нет. Вернее, его не было в реальной жизни главных героев – Николая Романова и Матильды Кшесинской; в год их романа они были свободными от супружеских уз.
   А в фильме так перекручены события, что не поймёшь, когда что происходило. То, что было позже, оказалось впереди. Или было такое, чего на самом деле не было.
   Скорее, страсти вокруг этого фильма и были связаны с хаосом событий. Хотя нет. Была и главная претензия. О ней чуть позже.

   Если не знать вообще ничего об отношениях цесаревича Николая и балерины Матильды, то по фильму получается, что роман их продолжался и после его женитьбы 14 ноября 1894 года на Аликс, дочери великого герцога Гессен-Дармштадтского Эрнеста Людвига IV и Алисы Английской (дочь английской королевы Виктории). После принятия православия Аликс стала Александрой Фёдоровной.
   На самом деле, балерина Кшесинская в то время была уже в объятиях другого мужчины.

   Но восстановить события можно благодаря расследованиям историков. По-другому – никак, ведь мы, современные читатели и зрители, не жили в их время и не были свидетелями всех тех: любовных и не любовных событий.
   Книг о династии Романовых написано немало. Мне нравится произведение Эдварда Радзинского «Николай II: жизнь и смерть» (Москва. Издательство «Вагриус». 1997 г.). В выходных данных я пыталась найти как автор обозначил жанр своего сочинения. Такового нет.
   По моему мнению, данная книга - не историческая монография, но что-то близкое к этому. Мой интерес к ней можно объяснить и перечнем архивов, в которых добывал документы автор.

                ЧТО В ФИЛЬМЕ ПОНРАВИЛОСЬ?

   Он яркий, многокрасочный, многоголосный. К месту музыка. Не могут оставить равнодушными стремительно мчавшийся поезд, украшенный цветами; эпизоды балета в театре; беленький паромчик (явно, умельцы специально построили для съёмок), перевозящий Матильду через Неву в царский дворец, пышные интерьеры дворцов, нарядные костюмы…
   На мой взгляд, костюмеры, стилисты разных профилей в этом фильме потрудились больше для того, чтобы приблизиться к достоверности ушедшей эпохи, чем сценаристы, продюсеры и режиссёр.

   Отдельная тема: насколько стал свободен теперь кинорежиссёр при выборе актёров, их разговорного языка, эпизодов, монтажа, и в целом концепции фильма. Ещё недавно кинорежиссёр был царём на съёмочной площадке и в монтажной.
   Предполагаю, что с появлением продюсеров (как их только не называют: генеральные, ведущие, если не ошибаюсь, креативные), то есть людей, тратящих на кино свои деньги или добывающие их где-то, кинорежиссёр перестал был свободным. Не будет слушаться, дадут отворот-поворот. А работать всем хочется!

   Наверное, современные кинорежиссёры, зависимые от продюсеров, вынуждены работать, оглядываясь на их мнение. Как в комедии А. С. Грибоедова: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
   Но и ответственность за созданное кино должны делить режиссёр и продюсеры. В данном случае все шишки падают на Алексея Учителя.
   Даже трудно себе представить, куда бы послали подобных «руководителей» Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Сергей Бондарчук и другие мэтры (без преувеличения) советского кино.

   В титрах есть упоминание о балетной труппе Санкт-Петербургского Мариинского театра. Жаль, что не названа балерина, танцующая за актрису – Матильду. Это фейерверк изящных движений; взлетающие ноги – как полёт бабочки; воздушные, искрящиеся пачки (короткая и пышная, в несколько слоёв юбочка) …
   Балетная элегия, но без грусти; наполненная энергией жизни. Не к чему придраться. Балет – светлые стороны в фильме.
    Наверное, в этой части фильма был контроль опытных специалистов балетного дела.

   В титрах я не увидела фамилий консультантов-историков. Очень жаль! Они были всегда в советских фильмах, о каких бы событиях не шла речь.
   То есть, как художественное произведение, фильм сделан добротно, а не шит белыми нитками по-чёрному. Другими словами: «Матильда» имеет право на жизнь.

   Но, чтобы судить о фильме, надо его посмотреть. В разгар гонений на «Матильду» не раз было сказано и написано в разных источниках, что депутат Наталья Поклонская (и те, кто разделял её мнение) фильм не смотрела и отказывалась встречаться с режиссёром Алексеем Учителем. Если не смотрела, то как можно о нём что-то сказать? Как-то не вяжется такое поведение со статусом депутата – народного избранника.

    По-моему разумению, депутат должен вести себя с гражданами, как священник. Нравится ему человек или нет, разделяет он его убеждения или нет, если просит выслушать – надо выслушать.
   Напрасно Алексей Учитель так унижался. Он сделал то, что смог. 
   Не все люди – гении; не все фильмы – шедевры.
   Было бы скучно, если бы людям не о чём было бы спорить.

   Я понимаю: режиссёр хотел выслушать претензии депутата и объясниться. Нормальное намерение. Вот Д. Лоренсу удалось ответить тем, кто гнобил его роман «Любовник леди Чаттерлей».
   Из «Предисловия автора», написанного в Париже в апреле 1929 года:
   «Несмотря на всеобщий антагонизм, я выпускаю на свет эту повесть, как честную, хорошую, здоровую книгу, нужную нам в настоящее время. Слова, которые кажутся сначала такими бесстыдными и резкими, - перестают быть ими через некоторое время. Значит ли это, что сознание развращено привычкой к ним? Нисколько. Это происходит потому, что слова возмущают только глаз, но отнюдь не само сознание. Пусть глупцы продолжают возмущаться, - их мнение всё равно ничего не значит…
   Итак, среди породы добродетельных лицемеров, которые к старости обыкновенно впадают в половую непристойность; среди молодого поколения, которому всё позволено; среди низких некультурных людей с грязным воображением, - для этой книги найдётся мало места. Но всем им я могу сказать только одно: оставайтесь с вашими извращениями, если вам это нравится – извращениями добродетели, остроумного бесстыдства и грязного воображения…» 
 
   Однако зрители идут смотреть кино не ради ярких платьев героинь или фейерверков. Нам важен сюжет, интрига. И тем более, мы внимательны к тому, как разворачиваются события в фильме, если речь идёт о реальных людях, а не о придуманных героях.
   В «Матильде» реальные лица, хорошо известные в России и дальше неё. Здесь император Александр III, императрица Мария Фёдоровна (Мария-София-Фредерика Дагмар), их дети, в числе которых старший сын, наследник престола Николай.

    Лишь Александр III мог сказать, никого не страшась: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». Во время его царствования в России появились первые самолёты, подводная лодка, хорошо развивалась экономика, было много иностранных инвестиций.
    Но это просто к слову, чтобы напомнить, что к 1917 году Россия не была "лапотной" страной.   
   Не буду перечислять разных должностных лиц империи, родственников царя, придворных. Они в фильме – фон, на котором разворачиваются события.


                ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?

   В целом мне, зрителю, фильм не понравился. Как фильм. Вот и яркий, и музыки много, и эпизодов разных немало; погони, вспышки сор, пышные интерьеры бывших царских дворцов и покоев, любовные сцены в постели – со стонами, поцелуями, обнажёнными, извивающимися телами…
   Но это вовсе не новость в художественных фильмах, как отечественных, так и зарубежных. За время существования кино мы уже всего этого насмотрелись.

   Не знаю, как назвали бы кинокритики некую архаичность сюжета «Матильды». Впечатление такое, словно снятый фильм много раз перемонтировали, а потом потеряли главную ось, на которой держалось всё повествование. И, конечно, много разных выдумок. Их можно было бы избежать; фильм от этого только бы выиграл.

  Категорически не принимаю я в этом фильме историческую недостоверность.
 
  Начну с главного героя. Роман Николая (на ту пору ещё не императора, а цесаревича) и балерины Матильды Кшесинской случился в 1890 году. Николаю 22 года. Очень молодой человек. А актёру, играющему его в фильме, лет 35-40. Конечно, киноплёнка, киноэкран в какой-то степени искажают лицо, фигуру человека. Но, скорее, актёр значительно старше своего героя.
  И что это Алексею Учителю (возможно, своё слово сказали и продюсеры) вздумалось взять на роль русского царя не россиянина? Русский актёр Анатолий Ромашин великолепно сыграл Николая Второго в фильме «Агония». Причём, на мой взгляд, он и всей фактурой ближе к этому царю, чем актёр, сыгравший его в «Матильде». Этот физически мощнее, грубее, выше ростом.

   Без улыбки невозможно наблюдать, как субтильная актриса (мне она понравилась), играющая Матильду, пытается поднять ногу (да ещё и в сапоге) актёру, по сюжету – Николаю, чтобы показать ему как надо делать что-то вроде фуэте. Актрису надо было сначала откормить.

   У меня есть книга «Мать и сын. Император и императрица» (Юлия Кудрина. Православный издательский центр «Глаголъ». 2004 г.). Это повествование о матери Марии Фёдоровне и сыне Николае Александровиче, последнем русском императоре.
   В книге много фотографий. Николай в разные годы сухощав, совсем не похож на своего мощного отца – императора Александра III. Если бы не раскидистые усы и борода, то Николая можно было бы принять за юношу и после того, как он вышел из юношеского возраста; как говорили древние греки, стал мужем.
   И рост его, наверное, не выше среднего. Есть фото: император в 1916 году навещает раненых в Киевском госпитале. Николай не выше рядом стоявшей сестры милосердия.

   Не испытывая симпатии к императрице Александре Фёдоровне, я считаю, что в обсуждаемом фильме она показана неоправданно глупой и некрасивой. Считаю, что выбранная актриса совсем не подходит для роли жены Николая Романова. Не хочется подчёркивать (чтобы не обидеть актрису) некоторые особенности её лица, которых совершенно нет у Аликс.

   На фотографиях, особенно в молодые годы – это миленькая немочка, с правильными чертами лица, с хорошей кожей, с тонкой талией; стройная, нарядная.
   В названной выше книге есть её фотография в 22 года. У неё роскошные плечи, развитая грудь. Не улыбчивая – да, это есть. А в последующих фотографиях Александра Фёдоровна всё больше становится похожей на русскую женщину. Чтобы убедиться, если не лень, поищите её фото в книгах или всмотритесь в музеях.

   Внешность, конечно, важна, но не главное. Изумляет в фильме поведение невесты Николая. Когда уже решено, что они будут помолвлены и Аликс приезжает в Петербург, она начинает суетиться, командовать. Уверена, что это не соответствовало действительности.
   При дворе такого поведения невесты не допустила бы императрица- мать. Да и сама невеста -  внучка английской королевы -  вряд ли, вела бы себя как девушка из низшего сословия. Могли бы и отказать ей от дома жениха за развязность. Поэтому на деле Аликс была – сама скромность.

   В литературе можно найти информацию, что эта гессенская принцесса была экспансивной, экзальтированной. Возможно, она таковой не была. Много плакала, когда появилась в Петербурге уже в роли невесты Николая Романова. Об этом в фильме нет. Это есть в названной книге Э. Радзинского.
    Не понимали этих слёз те, кто их видел. Одна из фрейлин решила, что Аликс не любит своего жениха.
    Хотелось ли ей замуж за Николая Романова лишь потому, что она в него влюбилась и знала, что он влюблён в неё, или так решил её отец: Николай – наследник русского престола, что было блестящей партией для дочери; или Аликс уже замуж было пора? 
   Или было что-то ещё, что вызывало у принцессы слёзы накануне свадьбы? Например, предчувствие страданий.
    Есть такие тонкие моменты в жизни империй и людей, которые не по зубам и историкам.

                ТУФЕЛЬКА… ПОД ЮБКОЙ ПРИНЦЕССЫ

     А вот в фильме она не рыдает, а действует.  По замыслу авторов этого кино, Аликс знает  о связи Николая с Матильдой. И невеста, чтобы разрушить эту связь, решила прибегнуть к помощи оккультиста.
      Ни к селу, ни к городу в фильме показаны опыты некоего то ли врача, то ли знахаря. Вроде бы, немца. Если ему требуется добиться признания человека в какой-то крамоле, он сажает его в огромный стеклянный бак. В нём есть механизм, с помощью которого несчастного узника (ибо у него связаны за спиной руки) опускают полностью под воду и держат ровно столько, чтобы он не захлебнулся.
 
   Эту пытку «доктор» проводит до тех пор, пока у подопытного кролика не начинает мутиться сознание и тогда он может выдать то, что интересует экспериментатора. В стеклянном баке на тот момент сидит один из персонажей «Матильды». Но его история здесь настолько не вяжется с главной линией фильма, что не стоит о нём и говорить дальше. Эти опыты в фильме занимают много времени, не интересны и неуместны.   
    Кто посмотрит фильм, тот увидит, чем закончится эксперимент. Здесь неожиданный поворот событий.
               
   Вот именно к этому экспериментатору и обращается Аликс. Оккультист требует принести кровь балерины. Наверное, он будет наводить порчу на Кшесинскую.
   Если вы думаете, что здесь и конец разыгравшейся фантазия кинематографистов, вы ошибаетесь.
   Кровь соперницы будет добывать сама будущая императрица Александра Фёдоровна. Но как? И пошла Аликс на Кшесинскую, не объявив, как это делал всегда перед нападением на неприятеля великий князь Святослав из династии Рюрика: «Иду на вы!».
    Напоминаю, что эта вся небыль из реестра фантазии авторов фильма.

   Коротко, что происходило дальше.
   Накануне у Матильды были проблемы. Ей никак не удавалось сделать 32 фуэте. Руководство театра предупредило её: не сможешь выполнить 32 фуэте, не будешь танцевать в балетном спектакле как прима.
   И она репетирует до изнеможения. Вконец уставшая, снимает балетные туфельки, и мы видим, что в них кровь. В этот момент её и застаёт Аликс. Дамы говорят друг другу колкости. Балерина приносит таз с водой, опускает туда окровавленные ноги…

   Вот это не придумка. Известно, что балерины, артисты балета (мужчины), пианисты, музыканты, играющие на струнных инструментах, во время многочасовых репетиций, спектаклей и концертов в кровь разбивают пальцы: кто-то - ног, кто-то - рук.

   Не припомню, с чем пожаловала Аликс к балерине, чтобы пустить той кровь. Но тут ей повезло. Зазвонил в другой комнате телефон. Кшесинская с криком: «Ники!» убежала. Аликс схватила окровавленную туфельку балерины, подняла юбку, оттянула резинку на чулке, сунула туда трофей, опустила юбку и удалилась. Вовсе не царственно.
   Вот за такие надуманные эпизоды кинематографистам надо давать антинаграду, кажется, называется она калошей.

   Конечно, ничего подобного не могло быть в жизни. И зачем надо так дурить зрителей и выставлять себя на смех!
      Смешно до икоты! Никто не поверит, что внучка английской королевы, принцесса, будущая русская императрица пойдёт к какой-то балерине, будет с ней разговаривать, украдёт балетную туфельку, задерёт юбку…
    Нет, эта молодая леди никогда бы не опустилась до подобного. Она скорее бы от отчаяния, что у её жениха есть любовница, съела свой ботинок, но не стала бы так унижаться.
   Кстати, этот эпизод в фильме продолжения не имеет. Не стоило огород городить!

   А на самом деле, Матильда Кшесинская отлично делала  32 фуэте. Когда однажды на спектакле зрители, очарованные её блестящим исполнением тех фуэте, долго ей аплодировали, она «мило повторила это ещё раз». Специалисты отмечали, что она была «великолепна технически». Мечтала и стремилась стать великой балериной, но не получилось.
   Зато ей удалось другое: породниться с династией Романовых. Но не через Николая. 
 
                ТАК БЫЛО МЕЖДУ НИМИ ТО САМОЕ, ИЛИ НЕТ?

   Было! В фильме не погрешили истиной. А потому есть то, что называют постельными сценами. Да, цесаревич Николай Романов и балерина Матильда Кшесинская были любовниками. Могу предположить, что в девятнадцатом веке это не вызывало ни у кого гнева. А вот в двадцать первом веке буря эмоций.

   Кто такая Матильда Кшесинская?  Она полька. Родилась в 1872 года. Кстати, в один год с Аликс. Отец Матильды – Феликс Кшесинский был одарённым танцором. В Петербурге  танцевал  в балетных спектаклях, которые сам же и ставил. Трое его детей: Иосиф, Юлия и Матильда (младшая дочь) унаследовали от отца его дар.

   Надо объяснить, как и почему именно эта балерина оказалась рядом с Николаем.
   В фильме никаких подробностей. Получается, что цесаревич увидел в театре молоденькую, хорошенькую, талантливую балерину и увлёкся. Весь свет ею восхищался, и он не устоял перед её чарами.
   В книге Э. Радзинского немало написано о том, как гвардейские офицеры (Николай тоже служил в гвардейском полку) развлекались в Петербургском балетном училище. Никого (речь, конечно, о высшем обществе) не удивляло, если иной князь или офицер из знатной фамилии имел любовницей балерину, не скрывал этого и даже имел с ней детей.
   В общем, балетоманов было немало, и не все балерины им отказывали.

   О фильме «Матильда» спорят не только депутаты. Одна из моих знакомых (не посмотрела фильм и не собирается «эту пошлость» смотреть) пыталась убедить меня, что авторы фильма придумали любовный роман между Николаем и Матильдой; дескать, этого не было и быть не могло.
   В качестве аргумента она привела мне опубликованные в одной из российских газет письма (или страницы из дневника) Матильды Кшесинской. Балерина вспоминала, как всеми своими чарами пыталась, грубо говоря, затащить в постель цесаревича. А он всё отнекивался. В конце концов, сказал, что не хочет быть у неё первым. Взрослые люди понимают, что это значит. На том они и расстались.

   А как было на самом деле?
   Но сначала надо хотя бы коротко рассказать о том, как развивался роман между Николаем и Аликс.
   Они впервые встретились в Петербурге. В 1884 году Аликс приехала к сестре Элле, которая вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, родного брата Александра III. Николаю (Ники) 16, Аликс – 12 лет. Николай был нежным и влюбчивым. Симпатия была взаимной. Кольцом с драгоценным камнем они вырезали на стекле дачи в Петергофе свои имена.

   Она уехала домой. Они переписывались. Прошло пять лет. Аликс вновь приезжает к сестре в Петербург. Николай пытался говорить с отцом о женитьбе на Аликс. Однако у Александра III были другие планы. Он хотел породниться с французским двором, и предложил сыну в жёны дочь графа Парижского. 
   «Тишайший, покорный, не любящий вступать в конфликты» Ники взбунтовался. Кстати, в тот приезд  семнадцатилетней Аликс  в императорском дворце  устроили негласные смотрины. Родителям Николая девушка не понравилась. «Необщительная» и так далее.

   Так были отвергнуты и Аликс, и француженка.  Вот тогда-то и появилась на горизонте Матильда. «Маленькая К.», как будет называть её цесаревич.
    Не балерина выбрала Николая. Не Николай выбрал её. Это сделали Александр III и Мария Фёдоровна.
   Чтобы отвлечь мечты сына о гессенской принцессе, они подтолкнули к нему молодую, но опытную в любовных делах, балерину  Кшесинскую. В обществе её называли «Феей Оленьего парка» («в Оленьем парке французский король Людовик ХV содержал свой гарем»).

   Как это было? 23 марта 1890 года в балетном училище был выпускной бал. Присутствовали император и наследник. Неожиданно в конце вечера Матильду пригласили к столу Александра III. Император показал ей на стул рядом с Николаем. Улыбаясь, сказал: «Только, пожалуйста, не слишком флиртуйте».
   Почему выбрали Матильду? В тот век и позже были широко распространены венерические заболевания. Сифилис уничтожал молодых людей, неразборчивых в связях.  Даже «вождь пролетариата» Владимир Ульянов-Ленин не избежал заражения сифилисом. Этот факт известен, и я не открываю тайну.
   Нужна была «чистая» девушка. Возможно, прежде чем выбрать эту балерину в подруги наследнику, было проведено жандармское и медицинское расследование.
   Есть предположение, что была договорённость между императором и отцом Матильды: как только Николай женится, то все их отношения прервутся. Так и случилось.

    Сначала роман балерины и цесаревича был платоническим. Ники влюбился. Он бывал в её маленькой квартирке, как правило, с друзьями. Дарил ей подарки, писал о Маленькой К. в своём дневнике; если куда-то уезжал, то посылал ей «страстные письма».
    В самом деле, юная балерина хотела с ним сексуальных отношений. Возможно, также влюбилась в деликатного юношу. Или хотела выжать из этой связи как можно больше выгоды. А он уходил от этих отношений до поры до времени, так как продолжал лелеять мечту о свадьбе с Аликс.
   И всё-таки они стали любовниками. На Английской набережной был снят «восхитительный отель». Это было их гнёздышко. Там всё и случилось.
   Но продолжалось недолго. Эту связь разорвала смертельная болезнь Александра III.
 
   Известно, что 17 октября 1888 года произошло крушение императорского поезда на Харьковско-Орловской железной дороге между станциями Тарановка и Борки. Никто из царской семьи не погиб.
    Очевидцы рассказывали, что император держал на своих плечах искорёженный вагон до тех пор, пока все из него не выбрались. Вскоре он стал болеть почками. Ту катастрофу считали причиной его болезни.

   В начале 1894 года императору стало совсем худо. Надо было срочно женить наследника. Александру III ничего не оставалось делать, как согласиться на свадьбу Николая и Аликс. Другой невесты на примете не было. Помолвка состоялась в апреле 1894 года.
   Так и осталось загадкой, почему императорская чета долго сопротивлялась женитьбе Николая на Аликс. Предчувствие? Религия? Ген гемофилии?

   Для Матильды весть о помолвке была ударом. Возможно, она мечтала о большем, чем любовные отношения с цесаревичем.  Последняя (по договорённости) их встреча состоялась на дороге из Петербурга в Красное Село. Он приехал верхом, а она в карете. Она плакала. Возможно, плакал и он, так как был чувствительным молодым человеком.
   Уезжая, он всё оглядывался на неё.

   Свадьба Николая и Аликс состоялась 14 ноября 1894 года.
   Матильда быстро утешилась в объятиях великого князя Сергея Михайловича. Были у неё и другие Романовы. Она родила сына. После вооружённого государственного переворота в России в октябре 1917 года умудрилась вырваться из Петрограда. Жила в Париже. Там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича. И это всё Романовы. Прожила Матильда почти сто лет.
   Известно, что было дальше с Николаем II, его семьёй, другими Романовыми. Царская семья была расстреляна по приказу Владимира Ульянова-Ленина 17 июля 1918 года.

                ОБНАЖЁННЫЕ ПЕРСИ

   Ещё один эпизод в фильме из области фантастики.
   Конечно, при интенсивном танце может оторваться бретелька лифа. И это случается на спектакле, в котором Матильда танцует ведущую партию. Недалеко от сцены ложа. Там Николай. Не один. Он рассматривает Кшесинскую в бинокль. Даже встаёт в приступе восторга от её танца. И от любви, конечно.

   А она вовсю с ним кокетничает. Глазками сначала. Но тут кинематографисты добавляют эротики. Чтобы не только цесаревичу, но и нам, зрителям, было на что посмотреть.
   Балерина в каком-то па поворачивается, и мы видим… обнажённую грудь. Хорошо ещё, что она маленькая, а не такая объёмная, как у другой балерины, претендующей также на роль примы. 
   Оборвалась бретелька! Матильда, лукаво взглянув на Николая, вроде бы направляется за кулисы, чтобы ей помогли закрепить бретельку.
   Но нет!  Это лишь трюк. Она вновь летит в центр сцены и танцует. Николай, и те, кто в театре и в кинозале лицезреют теперь её обнажённые перси.

   Шокировало это меня? Вовсе нет. На сцене, как и в жизни, чего только не случается. Другое дело, что это не могло быть правдой.
   Бретелька от лифа могла оторваться. Катастрофа! Ведь в ложе царские особы. Наверное, в такой ситуации руководители театра прервали бы спектакль на короткое время, или придумали бы что-то по ходу действия и дали бы возможность костюмеру закрепить бретельку или сменить балерине наряд.
   Но допустить, чтобы в императорском театре балерина танцевала с обнажённой грудью – это утопия. И Кшесинская, и руководители театра знали своё место в обществе.

   И ещё в этом киноэпизоде я увидела ложь. Николай Романов, наследник российского трона, деликатный, воспитанный молодой человек, никак не желающий огорчать матушку, почитавший отца, как императора, посмел бы в театре на глазах публики, не таясь, в бинокль рассматривать балерину Кшесинскую? Сомневаюсь. Он также знал своё место в обществе. И никак не посмел бы бросить тень на свою семью.

       Словом, в фильме балерина вовсю фрондирует (фронда - противопоставление себя окружающему из чувства противоречия, несогласия, личного недовольства). Нет сведений, что Матильда пробралась (да ещё в наряде невесты) тайно в церковь, где венчались Николай и Аликс, что кричала с балкона: «Ники». Знала своё место!
   В фильме, увидев её в церкви, за ней гонится высокопоставленный жандарм. Бегут они по разным коридорам долго и нудно.
   Может, и пробралась. Но кричать не посмела бы. Не тот социальный статус.

  Если бы Матильда вздумала открыто претендовать на роль супруги царя, то её бы тихо куда-нибудь выслали и выдали бы замуж, обеспечив щедрым приданым. Не надо забывать, что императрица-мать Мария Фёдоровна была не менее сурова, когда речь заходила об интересах государства, чем её супруг Александр III.
 
                ОН НЕ ЗАБЫТ

    Как я понимаю, главный аргумент критиков, в том числе и названного выше депутата и тех, кто препятствовал показу фильма «Матильда» в кинотеатрах: Алексей Учитель покусился на праведность и непогрешимость святого – Николай II православной церковью был причислен к лику святых. Как мученик, как невинно убиенный большевиками.
   У мужчины, причисленного к лику святых, не могло быть любовницы? Полная чушь и лицемерие! Цесаревич Николай не был монахом. И никакой закон не имеет права аннулировать жизнь человека до того момента как он  причислен к лику святого.

   Повторяю: любовь мужчины и женщины – не грех! Кинорежиссёр Алексей Учитель никак не унизил святость святого Николая Романова. Он показал лишь часть его земной жизни. Николай Романов был верен своей супруге. Следовательно, их венчание в церкви никак не было замарано.
   
   То, что сотворили большевики с царём, его женой, дочерями и смертельно больным сыном – чудовищно. Политические репрессии начинал Ленин. Не было бы Ленина, как главного персонажа «революции», не было бы и Иосифа Джугашвили-Сталина. По приказам этого палача миллионы советских людей были расстреляны, замучены, умерли от голода и непосильного труда на разных «стройках».
   И почему-то никого из депутатов не возмущает, что прах этих палачей находится на Красной площади в Москве.

    Всех убиенных ими также надо бы причислить к лику святых. Они, как и царь, хотели жить. И имели право на жизнь.
   О других убитых вместе с царём я не напоминаю, так как в фильме «Матильда» он - главный герой. Кстати, на последних кадрах есть слова о том, сколько лет счастливо прожила вместе эта императорская чета; когда была расстреляна вся их семья.

   При всех промахах (на мой взгляд) фильм «Матильда» имеет право на жизнь, как художественное произведение. То, что о Николае II в наше время создан фильм, говорит лишь о том, что он не забыт.

        Постскриптум

       В описанной ситуации: депутат Государственной думы РФ Наталья Поклонская (и не только она, но она была первой и самой активной в этом деле) устроила гонения на художественный фильм «Матильда» – есть нюансы, которые меня, гражданку России, и до сих пор очень тревожат.

   Вспомним, что началась вся эта кутерьма ещё до того, как авторы кино получили разрешение на его прокат. Из каких источников депутат узнала о существовании «Матильды», не знаю. Возможны, были анонсы по телевидению и в Интернете.
   Ещё не были получены разрешительные документы на прокат. Но уже кое-где появились афиши. И началась вакханалия. По-другому не скажешь. По телевидению несколько дней показывали жуткую и странную историю: мужчина, подогретый яростными нападками на фильм в Интернете, въехал на автомобиле в здание кинотеатра, где предполагалось демонстрировать «Матильду». А ещё были какие-то демонстрации перед кинотеатрами якобы  православных верующих. Говорили о прямых угрозах в адрес администрации кинотеатров.
 
   Что это такое, как не разгул анархии? Наталья Поклонская до появления в Госдуме РФ, была прокурором Крыма. Юрист! Осознавала ли она, что её яростные нападки на фильм «Матильда» могут привести к трагедии?
   Не один месяц в Интернете на все лады поносился Алексей Учитель. Его товарищи по кинематографу даже обращались к Президенту РФ.

   Интернет называют всемирной паутиной, и он мало контролируемый из-за своей виртуальности. В нём «сидят» разные люди, в том числе и с патологией психики, а также те, кто готов заработать денег любым путём.
   Со здоровой психикой мужчина не направит свой автомобиль в стену кинотеатра. Машина будет обязательно повреждена, и потребуются расходы на ремонт. Значит, или не осознавал, что делал, или кто-то ему потом оплатил ремонт.

   Хорошо, что тот автомобиль никого не задавил. И не были сожжены кинотеатры. Но могло быть хуже. По всей видимости, названный депутат и те, кто её поддерживал, не понимали, сколько вреда они принесли обществу своими необдуманными речами и что вполне могли спровоцировать смуту.

   Намеренно не смотрю продолжаются ли в Интернете страсти сейчас, когда «Матильда» демонстрируется во всех кинотеатрах России. Уверена, что страсти утихли. Просто не было повода для шумихи. Кому-то нужен был пиар.
    Но сколько есть дел на благо Отечества; нужно только желание ими заняться!
   Очень бы хотела знать, какой вердикт вынесли из этого, совершенно не безобидного случая, наши законодатели и те, кто занимается безопасностью народа.
   В общем, гора родила мышь!

   Чтобы составить своё мнение о фильме, советую его посмотреть. И никого не слушать.