Джон Скэтмен

Анастасия Ригосик
Приветствую вас!

Как часто мы стесняемся своих недостатков, скрываем их ото всех и краснеем, когда речь вдруг заходит о чем-то, что у нас с ними ассоциируется.
Неужели никому никогда не приходила в голову мысль, что свой недостаток можно превратить в достоинство. Преподнести его так, что люди начнут восхищаться вами именно благодаря ему.
Как ни странно это звучит – это вполне возможно. И сейчас я хочу рассказать вам о человеке, который поступил именно так.
Благодаря своему незначительному изъяну он завоевал весь мир, каждый их нас знает мистера «Ski-Ba-Bop-Ba-Dop-Bop» - Скэтмена Джона.

А вот о том, чего он стеснялся всю свою жизнь знают лишь немногие -Скэтмен Джон был заикой.

Есть несколько версий, которые объясняют, почему он заикался: по одной из них – он страдал этим дефектом с детства, по другой – начал заикаться после психологической травмы, которую он пережил в возрасте 12 лет.
Некоторые специалисты считают, что обычно такие психологические травмы дети получают от родителей- когда те шлепают их по губам за излишнюю болтливость.
Как бы там ни было, но он очень страдал от этого своего недостатка.

Его заикание было настолько сильным, что порой случалось – его просто невозможно было понять. Конечно же, он очень сильно стеснялся своего недостатка, старался минимизировать общение с людьми, много времени проводил в одиночестве. И его можно понять – для мальчишки такая проблема значила очень много. К тому же, дети часто гораздо менее толерантно относятся к недостаткам своих сверстников и, наверняка, маленькому Джону приходилось терпеть немало насмешек.

Примерно с 12 лет наш герой, настоящее имя которого Джон Пол Ларкин, начал учиться играть на фортепиано. С помощью музыки он самовыражался, музыка не заикалась, посредством ее Джон вел диалог с этим миром.

Позже, в интервью 1996 года он заметил: «Игра на пианино дала мне возможность говорить… Я прятался за пианино, потому что боялся разговаривать». С помощью этого музыкального инструмента он наконец-то перестал быть забитым в угол тихоней, а однажды Джон сказал, что "наделает много шума". Пианино было его отдушиной, музыка помогала отвлечься от своих комплексов и подняться над ними. Но, к сожалению, в повседневной жизни заикание все так же оставалось для Скэтмена очень большой проблемой.

Джон обожал музыку Луи Армстронга и Эллу Фитцжеральд. Именно их сочинения вдохновили его на собственные подвиги.

Джон усиленно занимается игрой на пианино, с удовольствием посвящает этому занятию все свое свободное время и в 70-е годы (примерно к тридцати годам) становится профессиональным джазовым пианистом.
Постепенно Джон все дальше залезает в музыкальную тусовку и спустя какое-то время он начинает выступать в составе джазовой группы. Они выступают в клубах Лос-Анджелеса и по всей Южной Калифорнии.
В эти годы практически все джаз-клубы Лос-Анджелеса знали о Джоне не понаслышке.
Именно в это время Джон впервые попробовал наркотики и алкоголь. Наверное, и то и другое позволяло ему себя чувствовать себя более раскрепощенным. А может быть, он чересчур расслабился от такого для него неожиданного успеха и решил, что теперь ему любое море по колено.
Позже, когда умер его друг, саксофонист Джо Фарелл, у которого были аналогичные зависимости, Скэтмен найдет в себе силы завязать с этими опасными вещами. И больше никогда уже он к ним не обратится.

И вот, в 1986 году Скэтмен, поверив в свою звезду, выпускает первый сольный альбом, под названием «Джон Ларкин». Сейчас этот альбом очень непросто найти, возможно, какие-то вещи из него можно найти в интернете.
И альбом с треском провалился. Никакого успеха Джону он не принес.

Здесь другой бы человек мог сдаться и на этом бы его биография закончилась и вообще ее вряд ли бы кто-то знал. Но Джон так легко решил не отступать. Он задумался и понял, что ему нужно добавить в свое творчество что-то новое. И придумал – он превратил свой недостаток в достоинство, он стал не просто играть на фортепиано, но при этом напевать интересные и необычные скэт-импровизации, которые пользовались у слушателей бешеным успехом.
Примерно в этот переломный момент своей жизни Ларкин женился. И, как покажет жизнь, не ошибся с выбором своей спутницы.
Жену его звали Джуди, она поддерживала его во всем, верила в него, и Джон всегда находил в ней силы и уверенность, которых порой не хватало ему самому.

Наступил 1990 год. Джон Ларкин все еще выступал в джазовых клубах Лос- Анджелеса и, хоть его манера исполнения и отличалась от других, к нему уже достаточно привыкли, чтобы продолжать восхищаться им.
"Состязание было неравным. Там было слишком много хороших музыкантов и слишком мало мест для того, чтобы играть", - говорил он позже.
И тогда Джон принял решение – они с женой собрали вещи и уехали в Берлин. Там он где только не выступал. А его агент тем временем, будучи уверенным в оригинальном таланте Ларкина, искал возможность заключить с кем-то контракт на запись альбома. А потом агента вдруг осенило – он предложил Джону соединить его необычное исполнение скэта с урбан-рэпом и танцевальной музыкой. Такая смесь просто обязана была свести с ума меломанов всего мира.
Но Джона пугало одно обстоятельство: слушатели могут понять, что он заикается. Выход нашла его жена Джуди – она просто предложила ему взять и признаться в этом в одной из песен. И адресовать эту песню детям с такой же проблемой и сказать им примерно так: "если Скэтмен может, то и вы сможете!". Так и появилась песня "Scatman(Ski-Ba-Bop-Ba-Dop-Bop)".

А Джон Ларкин берет себе псевдоним Скэтмен Джон.

Итак, в 1994 году эта песня занимает верхние строчки чартов в очень многих странах.

А в 1995 году он Джон становится всемирно известной звездой. Да что там, этот его хит можно и сейчас услышать в эфире некоторых радиостанций.
За дебютный альбом Scatman John был назван "Исполнителем года" в Германии и Японии, получил награды MTV и множество других призов и премий.

Согласитесь, Скэтмен обладает очень индивидуальной манерой исполнения – его невозможно перепутать с кем-то другим. Это именно тот случай, когда выражение «узнать из тысячи» - более, чем актуально.
А все это благодаря тому, чего он стеснялся всю свою жизнь, сколько себя помнил – его заиканию.
Ведь основой оригинального звучания его песен стал scat (скэт) - заимствованная джазовыми музыкантами и из афроамериканского фольклора техника так называемого слогового (безтекстового) пения. Когда поющий произносит не связанные по смыслу слоги или звукосочетания. Джазовые музыканты превратили этот прием в некую импровизацию, в которой голос приравнивался к музыкальному инструменту. Порой такое явление называют еще «инструментальным пением».

А Скэтмен сделал нечто совсем новое. Он лихо перемешал ритмы самых различных музыкальных направлений и оживил эту смесь своей неповторимой манерой читать текст. Все его песни невероятно позитивные и светлые, от них хочется как минимум улыбаться, а то и пуститься в пляс. 

Скэтмен пускается в туры по странам Европы и Азии. Вот что он рассказывает в одном из своих интервью: «Когда я выступал в Испании, дети кричали пять минут подряд, я не мог начать петь».
Кстати, когда Джон давал это интервью, он вдруг стал говорить так хорошо, практически не заикаясь,, что один из журналистов не преминул поставить его в неловкую ситауцию вопросом о том, не использовал ли Скэтмен сообщество поддержки заикающихся и их самих – и детей и взрослых - «в качестве хитрости, которая помогла в карьере».
Наверное, такое мнение задело Скэтмена, потому что он действительно очень многое пережил из-за этого своего недостатка, и на самом деле адресовал свой известный сингл «Scatman» детям, испытывающим такие же проблемы.
Кстати, за этот поступок его приняли в Зал славы Национальной Ассоциации поддержки заикающихся.
 
Вот так заика, которого в детстве даже не всегда могли понять – настолько сильно был у него выражен этот недуг, поддержал и приободрил заик всего мира, показав на собственном примере, что оптимизм и вера в себя могут спасти в любой ситуации.
Помимо этого, Скэтмен доказал, что заикание – не повод прятаться от мира, как, между прочим, поступал когда-то он сам. Что и с заиканием можно вполне самореализоваться. Это обращение ко всем заикам, полное оптимизма и самого светлого настроения.
Свой невероятный успех Джон назвал «превращением своей самой большой проблемы в своё самое полезное качество».

Второй альбом Скэтмена Джона вышел в 1996 году.
 С ним Джон исколесил весь мир, везде, где он побывал он старался подбодрить людей, которые, как и он страдали от заикания. Он очень хорошо знал, как непросто с этим жить.

Джон Скэтмен учредил благотворительный фонд помощи людям, страдающим от заикания.
Скэтмен показал на примере собственной жизни, что ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя останавливаться, отступать, нужно бороться, переступать через свои страхи – и тогда, конечно же, у вас будет во сто крат больше шансов победить.

Надо отметить, что он стал популярным далеко не в юном возрасте, он посвятил пути к успеху практически всю свою жизнь. Несмотря на заикание и комплексы он добился мирового признания. И кто бы мог подумать, встретив этого маленького мальчишку с простым именем и еле связывающим слова в предложения, что через какое-то время от станет известным. И кем – подумать только! – певцом. Никому это и в голову не могло прийти! Кроме, пожалуй, самого Джона.

В декабре 1999 года Скэтмен Джон умер. А в 2000 года вышел последний, уже посмертный его сингл, все средства от продажи которого были отправлены в благотворительный фонд, учрежденный Джоном.

Так что присмотритесь к себе, не будьте слишком критичны к своим недостаткам – вполне возможно, что это ваш козырь, а не проигрышная карта. Просто нужно немножко научиться играть.

Верьте в себя и в свои силы. И все станет намного проще.

Ну а мне пора прощаться с вами!
Никогда не сдавайтесь! До новых встреч!