К истории хэллоуина и других праздников

Анатолий Секретарев
Пустота ритма, победившая пустоту незнания и вновь ставшая пустотой.

  Начнем с фиксации того, что слово «хэллоуин», как и множество других распространенных в разных языках обозначений понятия «праздник», тесно сопряжены с древними словами, обозначающих понятие «пустота» и сопутствующие ему в архаической ментальности понятия «замкнутость, ограниченность», «порог, граница, оболочка» (заметим, что пустота для предков была вовсе не абстрактным понятием, они понимали пустоту прежде всего как некую полость вместилища, образованную достаточно жесткой оболочкой).

  Далее. Культ праздника возник десятки тысяч лет назад, когда на земле лежали ледники и когда наши пращуры (именно в эту суровую пору !) начали создавать первичные системы символов и понятий, постепенно превращая себя из людей разумных в неантропов - новых людей, разумеющих, что они разумны.

  Постоянная борьба за выживание, противостояние реальным губительным пустотам - холоду, голоду (на многих языках корень слов, обозначающих эти понятия такой же, как и у слов со значением «пустота»), вызывала у наших далеких предков создать «позитивную пустоту», в которой можно было утолить естественную потребность время от времени отгородиться от опасностей и забот в некотором замкнутом пространстве, в обычное время порожнем (например, в пещере), притащить туда припасы, развести костер и предаться благостному безделью-релаксу. Понять, насколько желанным было для пращура временное пребывание в надежно огражденном от всяческих угроз пространстве, позволяет то самоотверженное усердие, с которым подчас обустраивали наши пращуры праздничные «камеры покоя». Например, хорошо известны обильно расписанные пещеры, в которые можно было попасть только преодолев ведущий в нее очень узкий и очень длинный лаз в толще горы. Если учесть, что эти настенные росписи делались при свете не электрических фонариков, а коптящих факелов и светильников, в тесноте и духоте, то нельзя не удивиться тому, насколько притягательным был для предков этот праздничный релакс в порожней, надежно изолированной от наполненной опасностями и тяжкими трудами "будничной" среды, пустоте.

  Но эта притягательность праздничной пустоты объяснялась не только в общем-то животным стремлением к блаженному покою. Дело в том, что это праздничное «бездеятельное действо» или, напротив, действо подчеркнуто деятельное, но ритуальное, совершенно не зависящее от внешних обстоятельств, приобрело у неантропов важную логистическую функцию. Она выявлялась в том, что это «пустое» действо предки стали использовать в качестве периодической временной метки, которой они отмечали «пороговые» смены сезонов, а значит, и характера их собственного поведения. Иными словами, с помощью праздников люди научились измерять время.
Заметим, что и во времени эти календарные паузы-праздники уподоблялись замкнутой пустоте, ограниченной полости. «Границами», «стенками», «порогами» этой пустоты были строго определенные моменты начала и конца праздника. Строго лимитировалась и длительность, т.е. временной «объем» праздничного времяпровождения.

  И наконец, возвращаясь к «хэллоуину», замечу, что порожняя скалящаяся башка – хороший символ праздника, причем праздника современного, уже давно утратившего то самое первичное «научное» предназначение упорядочивателя хроноса. Поэтому нам, людям информационной эпохи, никак не стоит придавать ни хэллоуину, ни другим разнообразным традиционным, как правило, весьма экзотическим, но, по сути своей, – одинаково порожним праздникам функцию наполнителя нашей сущности. Ведь по-настоящему наполняет нас, объединяя и разделяя, скажем, на альтруистов и эгоистов, лоцманов, боцманов и гребцов и т.д. совершенно иное – наши БУДНИЧНЫЕ дела и мысли.