Знать бы, где соломку подстелить

Кенга
               "Осенние листья"

                2008г.
         Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2017/10/29/2258
 
 Галя - 01.12.08
Утро чудесное, я выспалась прекрасно. Спешу по порядку  все рассказать Вам. Меня отвезли Дорманы. Доехали за один час и были в ЦДЛ к 17. И, как ни странно, народ уже начал собираться, хотя начало в 18. Степан был уже там. Я разложила на столе в зале книги, которых у меня много (тонких белых книжек со «взрослыми» стихами Заходера) и остатки моих каталогов – давних. Поставила рядом коробочку и предложила всем брать книги и бросать  в нее, кто  сколько захочет. Это, чтобы не брали лишних. Приехала Галэ, со своей симпатичной  Кристи. Дочь у нее прелесть – чудесная детская улыбка.  Они выложили для продажи «Двухтомник», поставили цену 1600 р. Народ покупал с удовольствием и бежал ко мне подписывать – я пишу на страничке первого тома, где мое предисловие.  Приехали  Комаровские «девочки» из дома Математика в полном составе. С.М. Дунин  с семейством. Я неравнодушна к его старшему сыну, Андрею. Виняр, профессор Дима Кавтарадзе, словом зал был полон. Сидели на приставных табуретках и даже стояли.   
 Познакомилась, наконец,  с композитором Андреем Крамаренко, который организовал этот вечер. С моим появлением, сразу же начал играть квартет. Это его друзья,  очень высокого класса музыканты. Что за прелесть музыка в ожидании начала. Стиль!  И цветы – цветы. Приносили для Бори, но получала я. Ставили в вазы вокруг большого портрета Бориса, который тоже заказывал Крамаренко. Андрей – мой – приехал к началу, а Федя – с опозданием, после занятий.
 Ведущая Алла Гербер, попросила  начать не с меня, а после  дуэта господ Никитиных, которые торопились на другое мероприятие. Я их не приглашала, это выбор организатора, но, как ни странно, оказалось замечательно, так как народ любит их пение, да и не придерешься, а исполняли они «Мохнатую Азбуку» Заходера. Я слегка сердилась в душе на искажение плана, но поняла,  что так даже лучше.  Совершенно не волнуясь, начала, да так легко и  проговорила.  Алла предупредила меня, что больше 10 минут  никто слушать не любит, и даже это  много. Но меня слушали так хорошо! И не волнуясь, я говорила – ну просто замечательно.  Как потом одна дама сказала, что слушала, боясь упустить слово, со слезами в душе, хотя я ничего такого печального не говорила, а наоборот.    Кто-то зашуршал конфетной оберткой, на него шикнули.  И даже потом вопросы были, тоже глубокие и я ответила. Я собой довольна.
 О книге я сказала, что считаю это издание подарком русской культуре. Сказала, что  Вы стоите у истоков работы над книгой и если бы не Вы, я бы не решилась притронуться не только к Гете, но даже к воспоминаниям. Потом уже говорили разные гости.  Неплохо Эдик Успенский,  в зале смеялись. Пел Крамаренко – очень хорошая трогательная песня «Памяти моего пса» - я даже обняла его. Совсем неинтересно  говорил Шендерович, разочаровал, зато сам забавный. Но ни один из Китов не явился. Самое большое огорчение, что Непомнящий позвонил – он болен. Потом мы все «избранные»  пошли в ресторан, где продолжалось восхищение и тосты: в  память о Боре, в  честь меня,  в честь издательницы. Ей выпало немало лестных слов, в том числе и от меня. Но, когда кто-то произнес тост в честь двух Галин, я сказал, что тост не приму, потому что – дальше  ( я уже слегка пригубила до этого)  горячо  донесла до сознания гостей, что Вы очень много  значите,  не только  для книги, но и для меня, что без Вас,   книга  бы не состоялась, словом, то,  что Вы всегда от меня слышите. Все выпили именно за Вас и пожелали Вам здоровья.  Надо добавить, что большинство из присутствующих – ваши друзья (Дорманы, Виняр, моя мужская сторона).   
Начала писать утром, а сейчас уже вечер – темно. Звонки и прочее… Целую, Г.      

Давид – 01.12.08.
Ну вот, дошел до точки. Редактура закончилась, можно начинать верстку. Это уже другая работа. Финальный аккорд.
Хорошо, что все прошло так хорошо. Вижу, Вы очень довольны. И, действительно - очень тепло и нарядно прошло, судя по описанию. Не важно, что "шишек" не было - шишки все теперь новые - а старые уходят... Не в радость.
Огорчает цена книги. Это еще как я понимаю сниженная. Ну не могут обычные люди покупать книги по такой цене. (На вечере все-таки "не обычные".) А т. н. новые русские книг не покупают - им уж нужно драгметаллы.
И здорово, что было столько народу. Значит, и организовали хорошо. Я так понял, что и Дорманы были? Это еще одна приятность.
 В общем, я как побывал там - хорошо изобразили.
С другой стороны, хорошо, что там меня не было. Не скрою, что мне было очень приятно читать, как Вы меня там славословили. Поскольку это немного заслуженно - так и не кобенюсь. Очень Вам благодарен. Но... если бы я был там, присутствовал, - по моей натуре радость от этого была бы испорчена тем, что мне бы хотелось провалиться под пол. А остановить Вас я бы не смог. Ну не могу когда при мне обо мне говорят - ни плохое, ни хорошее, сгораю.
А вот читать в письме было очень приятно. И знаю, что Вы будете этим очень довольны.
Жалею, что не послушал Вашего выступления, оно и не могло не быть так и неудивительно, что слушали, раскрыв рты. Тем более и публика, видно, собралась не случайная.
Интересно, что фамилия композитора-организатора (честь ему и хвала! неравнодушный значит человек) очень похожа на фамилию моего первого (и последнего) учителя музыки - скрипача Комаренко. И неизменно вызывает у меня эту ассоциацию. Приятную - потому что он остался для меня богом - хоть и давил мне пальцы, но научил любить музыку и инструмент, и уже бы совсем я смирился бы с музыкой навсегда – и перестал бы думать о театре - если бы не ревматизм. А это уже судьба.
Насчет Шендеровича я подумал, что выступление у него и не могло быть на его обычном уровне - ведь это юбилей, а не погром. А у него юмор убийственный, злющий. Не к повестке. Ну, может, и ошибаюсь. Но ведь раз пришел - значит любит.
А еще - Вы редкостный человек, который - с чистой совестью - бывает доволен собой. Это здорово. В общем, рад, что все так. Целую. Д.

Галя – 01.12.08.
Спасибо Вам. Вы сняли тяжесть с моей души, ведь я ощущаю, да и просто сталкивалась с Вашим авторитарным решением насчет собственной персоны – знаете, это гордыня.  Вы не правы. Слава богу, что согласились с моими словами, а то я побаивалась, что снова буду виновата.  А как на меня смотрели женщины! С завистью и восхищением,  ведь не могли не уловить моего к Вам отношения. Подруга Юры Кушака, в ресторане, дама средних лет, сидела рядом со мной и все пыталась найти Вас среди гостей. Мне пришлось ее разочаровать, что искать здесь некого. Она сказала, что я все равно счастливая. Да, это так, несмотря на «все». Я сама себя делаю такой. Возможно, придумываю излишнее, но  это  и держит меня в такой форме, что все  удивлялись ей. (Форме). 
Как бы не переусердствовала…  Выдержать бы наплыв событий. Я оптимистка.
В ресторане к АГ подошел Швыдкой. А я не устояла и показала ему книгу, сказав, что это повод сидеть здесь. Он ничего не слышал, снова  удивление.  И тут Г=э, быстро к машине, успела принести и  вручить ему экземпляр. Он поцеловал мне руку. Говорят, он любит Гете. Посмотрим, что с этой стороны нам обломиться. У него своя программа на канале «Культура».
Николай Александров получил книгу и попросил мой телефон (тоже канал «Культура»).  Позвонил Юра Кушак. Он сначала укорил за ошибку. В стихах на стр. 377 он считает, и вероятно, прав,  в предпоследней строке вместо тире должна быть «и». Чье упущение? Боря потерял или мы? Взгляните.
 Далее он  сказал, что уже направил Издательницу, чтобы она выложила книгу в магазине, где бывает элитная литературная публика  - на Тверской. Кстати, он сказал, что очень уж мы дешево себя ценим, а ведь это была цена заниженная, по случаю презентации. В магазине она стоит 3009р.  Сказал, что снижение цены не повлияет на ее успех. Я говорила с Г-э, вообще спросила, что она думала, когда взялась за издание, как себе представляла реализацию. Она всегда напрягается, очень она чувствительна, до оголенных нервов, к любым прикосновениям, где ощущает свою слабость, вероятно. Она раньше издавала такие книги, которые и ценой и покупателями  были обеспечены, и этой проблемы не было. Я поняла, что она просто не имеет  этого опыта. Сдала в один магазин на Арбате. Но там ей сразу поставили границу, что только у них. Она уже не могла относить еще куда-то. Постепенно, возможно, это ограничение ослабнет. Да и Юра Кушак сегодня по телефону сказал, что у него есть план помочь нам с реализацией.  Видимо у него есть  связи и он, например, только что устроил Бену Сарнову издание его двух новых книг, и подтолкнул  к работе над новыми, обеспечив издательство,   и несколько выступлений. Так что у Бенедикта Мих.  взлет успеха, а ведь ему уже 81, он, как сказал Кушак, извинился предо мной, что не пришел,  нет сил, ну, да и ладно, пусть получает кайф от работы и успеха.
Еще Юра Кушак предложил мне подумать: он организует издание последнего, 54 тома, «Антология сатиры и юмора России». Словом – завершат Заходером. Туда войдут «Заходерзости» и выберут из этих томов Гете. Я советуюсь с Вами, но кажется, что это никого не затрагивает. Что Вы скажете? Это очень популярная антология, она во всех странах продается.
Теперь – примите радостное поздравление с окончанием редактуры. К Финалу!
С нежностью прикасаюсь к макушечке. Ваша Галя.

Давид - 03.12.08
Сегодня прохлаждаюсь, и все равно утро пролетело быстро - хотя и без Таирова, но столько долгов!.. Пока не надоело. Завтра пауза кончается и надо приниматься за верстку. Это работа не такая нудная.
То, что пишете в продолжение - очень интересно. Все же не могли откликнуться и не реагировать - лишнее доказательство, что все и всех надо толкать! Реклама - двигатель не только торговли, но и высокого искусства.
Найденная ошибка напомнила о уже найденных мною - теперь я их скоро пришлю, потому, как кабала кончилась. Но 377 страницу посмотрел - я помню, что споткнулся на этом месте, но в список ошибок, кажется, не включил (еще посмотрим) - потому как решил: если так у Заходера, пусть так и будет. На мой слух "и" - безусловно! - гораздо ритмичнее и логичнее - м б это и в самом деле просто опечатка.  Мне даже кажется, что в вариантах мне попадалось у него именно так - "и". - Но без опечаток книг не бывает в природе. Так что огорчаться особенно нет причин.
Насчет 54 тома антологии - тоже приятное известие. Лишь бы не "позабыл" о намерении. Издателя это никоим образом не может касаться - право автора издавать свои произведения сколько угодно раз. Если Вы не подписывали ей бумагу с обязательством воздерживаться от публикации этих текстов в течение Эн лет!? Надеюсь, не подписывали. - Можете издавать в любых сборниках и изданиях. Другое дело - копировать тома, изданные ею. И по форме и по содержанию (то есть точный состав). Но, например, одни стихи без примечаний - сколько угодно. Хоть весь том. (С указанием "работников").
Пока все. Не увлекайтесь и отдыхайтесь.  Целую. Д. От всех приветы

Галя – 03.12.08.
Насчет найденной ошибки Г. смотрела в компьютере – там четкое тире.  Она считает, что так, с «и» – скорее всего, мог написать Кушак, а с тире – Заходер.
Забыла написать, что на вечере было вручение  серебряной медали Гёте (посмертно) и диплома ООН (Hannover) европейской академии искусств за вклад  в европейскую литературу.  Я приняла и пообещала передать…
Увлеклась (случайно в руки ткнулся) томик Марка Твена о его путешествии по Германии. Вот образец юмора, когда скучное описание, как бывает у некоторых, превращается в лингвистические упражнения в немецком языке, и как только переводчики справились. И все остальное тоже весело. А потом, уже не могла остановиться и в очередной раз начала (в этом же томе) «Принц и нищий». Замечательный перевод Чуковского.

Давид - 04.12.08.  Насчет "ошибки".
Пусть это маленькое "исследование" будет моим комментарием к недостойному выпаду издательницы по адресу Кушака (слава богу, все данные файла компьютер хранит):

файл СГЕТЕЗАК - создан: 8.03.1998
изменен 14.03.99
БОГАТОЙ РИФМОЙ ДОРОЖАТ...

Богатой рифмой дорожат
Поэты.
Правильно.
Но все же
Есть кое-что - подороже -
У тех, кто мыслями богат.
 
файл  !!!ГЕТЕСОД - создан: 8.03.1998
изменен: 8.10.2000
 
БОГАТОЙ РИФМОЙ ДОРОЖАТ...

Богатой рифмой дорожат
Поэты.
Правильно.
Но все же
Есть кое-что  и подороже -
У тех, кто мыслями богат.

 Дико болит голова. Так что уж простите. Целую Д.

Галя – 05.12.08.
 Отправила по адресу, только без комментария. Целую Галя. Я не заболела, а теперь у Вас болит. Не поддавайтесь.
 
 Давид - 05.12.08.
Да сегодня пока нормально, спасибо. Вчера отпустило к вечеру, мог уже что-то смотреть и гулять. Теперь праздник, когда можно нормально сидеть и работать и вообще...
Гриппом не разболелись? Надо сразу в шубу в валенки и на печь. И внутрь горячий чай с медом беспрерывно.
Задним числом все равно рад за БВ - медаль и диплом... малость, припоздали. Ваш черный юмор насчет "передать" оценил - в моем стиле...
Читаете стоющую литературу. Это там, наверное, Марк Твен сравнивал немецкие слова с ж-дорожными рельсами, сужающимися к концу... А мне читать почти некогда - свободные часы - иду в кинуху. Вчера посмотрел молодого Хопкинса. Уже тогда играл психов... Но интересно.
У меня тоже изредка бывают сюжеты в Вашем стиле. Но об этом в следующий раз. Целую Д.

Галя: - Наскоро прочитала, иду срочно в горизонталь.  Только что вернулась из Геликона – слушала Моцарта «Свадьбу Фигаро» - внезапно пригласила Таня и я на них и съездила, да еще позвала двух старшиых внуков, так что очень удачная вылазка. Подробности потом, а завтра рано к 8 часам я должна быть на станции сервиса со своей машиной, это 20 км от дома.  Целую Г.

Давид – 06.12.08.
Только пришел из гостей. Устал до чертиков. А так в порядке. Спок ночи.

Галя – 07.12.08.
Сдала машину, оказалось, как и предполагалось, надо менять коробку. Я  не стала ждать (ведь это весь день), вернулась домой. Заодно выяснила, что можно сдать машину мою, за нее дадут не много, но вычет этой суммы из  стоимости новой. Надо подумать  до Нового года. Думаю, что это вариант подходящий.       Сегодня, получив рано утром машину, блаженствую, отдыхая. Машину починили. Решать ее судьбу (и свою тоже) буду после нового года. Степан разумно предложил сделать это в следующем году. А то если купить сейчас, то через неделю - другую она уже будет считаться годовалой давности.  Надо подумать. Пока она хорошо себя ведет, обидно ее отдавать за бесценок, да еще сборки (японской). Вчера очень устала и впервые за последнее время почувствовала себя нездоровой.
В Москве в маленькой рощице возле сервиса видела большое семейство опят. Вот это декабрь!  Целую Г.

Давид: - Что ж, все очень разумно, тем более - ездит. А что еще от нее нужно? Плохо только, что переутомились и чувствуете себя нездоровой. Но будем надеяться, придете в норму, малость надо и передохнуть от забот и хлопот. И я потихоньку шевелюсь. Целую Д.

Галя: - Вот и хорошо. Не болейте, не утомляйтесь.  То, что меня  тревожило, то прошло. Целую Г.

Давид – 08.12.08.
Здорово, что послушали Женитьбу. Да еще с внуками - как они "вынесли"? (Это Ворон.) А Танечка пела - кого? Из всех певиц люблю троих: Каллас, Сазерленд и вот нашу Танечку.
Степан у Вас очень разумный - верно решил насчет машины. А за это время Вы снова там чего-нибудь износите и не будет обидно отдавать за "бесценок". Хай так беруть.
Надеюсь, опят в суп не отправили? Нынче грибы отравленные, особенно у дорог и автосервисов :(((
Как хорошо, когда проходит то, что вчера тревожило. Поздравляю!
Вот я и выдохся.  Целую. Всем хорошим привет.

Галя – 08.12.08.
Как же я Вас люблю! Подпрыгиваю, как только увижу, что письмишко идет! Словно впервые! И огорчаюсь, когда выдыхаетесь. Но что поделаешь!
Чтобы уравновесить мои достижения скажу о своем сегодняшнем промахе – так нуждаюсь в сочувствии. Шла в темноте с прогулки, Ричи держала на поводке при    подходе к дому, слушала музыку, и внезапно нога соскользнула с края  цементной плиты. И вот лежу на грязной дороге, под дождем, вальс Хачатуряна продолжает звучать у меня под самым ухом, а Ричи в восторге и недоумении – что это мама прилегла рядом с ним. Его всегда волнует, когда я дома ложусь с ним на пол, чтобы повозиться. Решила полежать, тем более что никого вокруг не может быть. В такой дождичек сидят по домам. Успокоилась, поняла, что ничего не поломала. Поднялась весьма не грациозно. Боже, почему это раньше так легко было вставать с земли! Хотела зайти пожаловаться к Дорманам, да у них так негостеприимно погашен свет, хотя судя по наличию машины под навесом – они дома, пошла домой и позвонила своей давней, единственной, самой преданной Симочке, моей всегдашней дуэнье, еще с молодости.  Хотелось, как маме, поплакать и чтобы пожалела. И стало легче.  Лодыжка опухла.   По совету Симы, привязала капустный лист. Если завтра будет что не так, поеду в травм пункт.
 Не удержалась, позвонила Дорману, он сразу пришел. Оказывается, Таня в пути, на Маршаках, они заедут и купят мне мазь. Вот соседи!
А день был такой спокойный, я отдыхала душой ото всех проблем, все их отпустила на волю. Пусть сами себя решают. После обеда так хорошо выспалась.
Опера «Свадьба Фигаро» идет в Геликоне давно, но Таню ввели только что. У нее очень невыигрышная роль  Она поет мать Фигаро. Ее  нарядили кошмарно, сделали толщинки, и заставили комиковать. Да при этом еще и прекрасно исполнить главную арию  в конце первого действия (четыре, объединили по два).  Всю музыку сохранили кроме речитативов. Опера великолепна по музыке. До сих пор звучит во мне. Таня первая получила первые аплодисменты!
Мальчики довольны. А у Феди это словно подарок ко дню рождения. Мне с таким эскортом было комфортно.
По телефону от Маршачки (так ее Дорман величает), получила указание держать лед 20 минут, потом снимать на 10 мин и снова. Вместо льда приложила мороженую вишню в пакете. Вот будет компот! Целую, Галя.

Давид - 09.12.08.
Кошмарная история. Я живо пережил, будто там был, несмотря на Ваш юморной стиль. Событие-то остается тем же. Надеюсь, действительно легко отделались! До чего же неосторожная девушка! Скачет в темноте по грязным тропинкам да еще слушает каких-то обезволивающих классиков! Которые приводят к обезболивающим мазям. И к вишневым ком... не потам, а прессам!
А соседи - это конечно... слов нет.  Это - мечта жизни. Соседи чаще всего - это заноза в жизни, во всех анекдотах.
Сколько же Феде стукнуло? Значит, он стрелец... Но вроде не похож характером - однако внутренне кажется он самый: летит к цели как стрела.
Я считаю, с Таней режиссер обошелся безобразно. Но она настоящая артистка - все равно взяла свое!
Я пока не падаю, но ложусь все равно часто. Целую Д.

Галя – 09.12.08.
А Феде стукнуло 26. А ведь и Ксеня Стрелец?
Интересно,  в театре была такая сцена, где путаница с женщинами, где граф не может отличить одну от другой. Но по реальной раскладке выходило, что графиню пела наша подруга (она часто бывает в Комаровке) – некая толстушка Марина Карпейченко, очень аппетитная. Но не подходящая внешне к роли графини, она, скорее простолюдинка. (О, да мы ее с вами видели в Кармен, там  она смешная подружка Кармен.)  А Сюзанну пела  невзрачная особа, на странных ногах,  без  намека на приятность.   Оказалось, что женщин словно бы и не было, во всяком случае, соблазнительных. Только голоса.  Граф и Фигаро были что надо. Совершенство.  Так  сцену в темном саду придумали перенести в зал среди рядов и в темноте зала шастали,  и очень хорошо пели, темные личности в плащах и одинаковых шляпах, так что действительно черт ногу сломит, но не разберется где кто, тем более, что граф всего то и требовал «поцеловать ручку». Пели на немецком, шли титры на потолке. Федя мне шепнул в перерыве, что это ему показалось неким студенческим приемчиком, а мне  показалось некой находкой, чтобы скрыть нелепость ситуации. Да, а с Таней ерунда, кроме того, что она очень хорошо пела, так еще и хорошо пыталась комиковать, но ведь это какая должна быть нагрузка?  И, тем не менее, настолько ее изуродовали, что я с первого выхода и не поняла, что это она. Таня чуть жива вернулась.
Да, я, кажется, должна рассказать как Куинджи и Карпейченко, когда были в Италии и в каком-то парке гуляли вдвоем, пожилой господин, увидав Марину, подскочил со скамейки, в экстазе всплескивал  руками, выкрикивая что-то вроде: О БОЖЕ!  Такая большая фемина!
Так что с лодыжкой?  Беда с нами, людями. Разве все предусмотришь? Вчера  сварила сразу – правильно – коп – не пресс, а – пот. Компот вишневый. Пила горячий,  в утешение перед сном.  Утром нога болела сильно, боялась наступить, но постепенно расходилась, даже пошла гулять с палочкой. Мажу траксевазином – утром и вечером надо. Стараюсь  лежать весь день и спать тоже. Видимо, травма помимо физической, еще и психологическая.
Этот смешной симпатичный Скрепик сидит на письме и гримасничает.  Как раз оказался на этой строке, пришлось его отодвинуть, он теперь грустные глаза сделал. Теперь чешет затылок, а сейчас задремал, иногда глаза открывает, чтобы  не пропустить важное – он ведь и сохраняет и отправляет.  Целую Галя.

Давид - 10.12.08.
Бедная заинька. Сочувствую. (К Вам я это не отношу, но про себя говорю всегда: и так жить тошно, так еще и нога (рука, голова, спина...) болит. Как бы с юмором.)
Да, конечно, Ксеня стрелец. Но ведь и товарищ Сталин стрелец, хотя и на вылете...
А насчет больших женщин в Италии - вспомните Феллини,  у него ни один фильм не обходится без женщины-горы. Наверное, что-то в этом есть. К слову - вчера посмотрел "Ночи Кабирии" - после тридцатилетнего перерыва (если не больше) оказалось, что помню подробно и что потрясает,  ничуть не меньше. А ведь 1954 год! Гениальное кино, редкостная актриса. Еще  раздобыл "Дорогу" с ней же - тоже хорошо (помню). Вообще, у меня в этом смысле пошла клевая жизнь - бери не хочу. Уже на очереди несколько готовых дожидаются.
Настоящая артистка, куда ее не "запихни" - она всегда найдет, что делать и удивит. Просто не может иначе. (У меня в театре бывали удивительные случаи.) Мне вдруг стало интересно узнать у Танечки - как она относится к музыке Курта Вейля? В частности, к "Трехгрошовой опере".  А я вдруг представил ее во всех ролях этой "оперы". (Слушал только что по радио. Но у меня есть диск.) Вообще-то оперные певцы это, кажется, не поют - не умеют. Но если бы спела наша Таня - забила бы всех эстрадных мадонн!
А замечание Феди мне понравилось - правильно смотрит.
А ушиб на ножке быстро не пройдет. И хорошо бы сделать снимок - может там еще какая трещинка... Лучше сразу убедиться, что нет. Или да. Мы ведь, говорят, хрупкие. Целую.  Выздоравливайте, Д.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2017/11/09/1453