ГГ. Гамбург-Гондурас

Катя Сердюк
"По гамбургскому счёту" или "Не ту страну назвали Гондурасом".


Когда в следующий раз вы станете восхищаться национальным русским разгильдяйством и изумляться высокому профессионализму наших государственных деятелей хотеть как лучше, но неизменно получать как всегда, попридержите гордыню и пресеките вспухший эгоцентризм.
Не мы одни умеем поразить мир неожиданной кривой между заявленными планами и внезапным  результатом. В других странах тоже жить отнюдь не скучно. Особенно в сфере строительства нас многое объединяет.
Вот, например, мы очень весело, даже смешно, строили олимпийские объекты в Сочи. Так Бразилия нас таки обошла и возводила свои спортивные сооружения вообще в горизонтальном положении, потому что строители постоянно прибывали в состоянии «обхохочешься». Да, с Бразилией у нас  география отдельная, а вот темперамент в строительстве – общий.

А теперь сюрприз: с Германией  в плане градостроительства мы тоже в тесном родстве. Не прямо родные, примерно на уровне троюродных кузенов. Но отношение к срокам и бюджетам как к нечто эластичному  и газообразному в смысле высокой испаряемости – общая семейная чёрта.

Немцы немного подустали шутить про берлинский аэропорт Шёнефельд.
Супер-современный хаб недалеко от столицы должны были сдать в 2012 году. На плане он выглядит городом, где никому не тесно и всем уютно. Всё, что надо, автоматически распахивается и вентилируется, всё, что не надо, наоборот, задраивается, и мышь не проскочит в мягких адидасах  даже на батуте.
То есть, заявленная техногенность просто обескураживает полётом инженерной мысли.
Первые, кого эта техногенность обескуражила, были строители.
Они, возможно, строили по плану, перевернув его вверх тормашками, и возвели нечто, в чём ответственные за план архитекторы не смогли узнать аэропорта. Мы-де рисовали совсем не то! Вы обалдели?! Объект планировался  для присаживания и улёта аэропланов, а не лабиринт для высиживания куриных яиц в планетарных масштабах! Совсем другие требования к системам вентиляции и безопасности! Курицам удобно, спорить не будем, но только потому, что они не очень-то летают. Но как быть летучим аэробусам и другим фальконам?!
Короче, этот бедный аэропорт открывали-открывали уже четыре раза, и теперь в следующий раз планируют открывать когда-нибудь может в 2018 году. А может, погодят ещё чуть-чуть - у них перед каждым открытием есть объективные причины повременить: один раз натурально двери отказались открываться, фотоэлементы на них к открытию успели устареть.

И вот для обширной нации немцев бесконечно ржать над берлинским аэропортом мелко. «Что,  кроме Берлина у нас больше нигде нет талантливых идиотов с чувством юмора? Вот, например, что у нас в Гамбурге?»

А в Гамбурге все давно реагируют иканием и слезами от смеха на простое слово «Эльбфилхармони» (Elbphilharmonie). Эта такая хитрая игра слов от реки Эльбы, гармонии и филармонии. Потому что речь идёт про концертный зал. Очень концертный и сильно зал, их там внутри несколько штук, таких по дизайну технически совершенных, что закачаешься. Вот все и качаются не переставая с 2007 года.

Дело было так.
В 2007 году архитектурная фирма «Герцог и что-то там» (Герцог точно, другое имя не помню) приступили к строительству грандиозного комплекса на козырном месте гамбургского порта, прямо при въезде в исторический «Складской город». Земля там стоит столько, что современное  строительство стремится в небо – в ширину не особенно развернёшься, а небоскрёбом можно отбить заявленный бюджет в 221 миллион денег. Сдача концертного рая назначена на 2010 год, так что поплюём в засученные рукава и возведём одним махом за три года архитектурную аттракцию на радость городским патриотам и заморским гостям.
Правда, уже на следующий год, в 2008, когда пыль от первого заложенного камня осела на розовых очках архитекторов и инженеров, бюджет увеличили до 450 миллионов. Думаю, логика была такая: «сколько-сколько этажей мы там изначально нарисовали? Это с учётом кризиса или просто для красоты? Давайте либо минус половина высоты, либо плюс ещё один бюджет, иначе не сдюжим!»
Время идёт, 2010 год пришёл и ушёл, а строители так вошли во вкус, что не могут уняться. В 2012 году они взяли себя в руки и сообщили, что с радостью приступят заканчивать, если завершение строительства проспонсируют дополнительно. Принцип такой же, как туристам в Египте: сесть на верблюда можно бесплатно, а слезть с него только задорого. То есть, денег на строительство дать недостаточно, нужен отдельный бюджет, чтобы достроить. Им дали ещё сто с лишним миллионов с настоятельной просьбой укротить энтузиазм, держать себя в руках и сдать уже объект, а то невозможно же, натурально, передвигаться по порту из-за строительных лесов и оградительных заборов! Имейте совесть!
Строители во главе с архитекторами из фирмы «Герцог и кто-то там ещё»  - люди порядочные и восприимчивые. Они взяли деньги и достроили-таки эту заявленную филармонию. В октябре 2016 года, освоив и переосвоив бюджет в 781 миллион евро.
Очень красиво и футуристично получилось. Все гуляли вокруг,  любовались и ждали официального открытия – если не сразу прямо Брамса идти слушать, так хоть прогуляться  на высоте 50 метров над уровнем порта по галлерее, опоясывающей здание по периметру.

Торжественное открытие случилось 11 января нового 2017 года. Грандиозный какой-то концерт засандалили. Какой-нибудь знаменитый оркестр наверняка сыграл какого-нибудь гениального Моцарта. Все сидящие в зале эстетически наслаждались слиянием архитектурного и музыкального совершенства и  внимали, не дыша.
Пока  не проплыл танкер.

Нет, он плыл снаружи. Дело же в порту происходит! Естественно, там по воде происходит движение разнообразных судов, от бесшумной яхты Абрамовича до массивных грузовых монстров. Очевидно, им надо как-то сигнализировать о своих передвижениях. В январе темнеет рано, нифига не видно, поэтому только голосом можно известить о том, что, например, гонконгский трейлер «Китай» приветствует таможню гамбургского порта.

Гудок монстра в 700 метров длины и водоизмещением «по самое не хочу» ворвался в Моцарта внутри торжественного концерта в момент «пианиссимо», когда благородная публика блаженно подрёмывала, и произвёл неизгладимое впечатление.
Минут десять спустя, когда валерьянка из бара была вся выпита и особенно восприимчивые меломаны отправились в туалетные комнаты поправлять и сушить намокший от неожиданности гардероб, все стали искать главного архитектора.
К нему имелись вопросы. И если сроки и бюджеты ему за десять лет строительства уже простили, то технические характеристики  звукоизоляции хотелось бы уточнить….

Короче, концертный зал открыт и функционирует, при этом он ещё не достроен. Предела совершенству вообще нет, а в данном конкретном случае о совершенстве можно говорить только с точки зрения беспредела.
"Беспредел совершенства" - это красиво.
Ну, например, современная архитектура из стекла и бетона подразумевает бесконечное количество окон, сделанных на заказ. Сколько их конкретно, не сможет сказать никто вообще, даже ещё пока живой Герцог. Что он знает точно – каждое окно стоит 10 тысяч евро. Отливается по специальной технологии, поскольку должно отвечать требованиям самоочищаемости. Такая современная технология: окна мыть не надо, они сами. Ну, как бы.
И вот их задорого отливают-отливают, а они ленятся и сами чиститься отказываются. И, главное, специальное напыление с перламутровым эффектом заляпывается дождём,чайками и судоходными выхлопами быстрее, чем стандартное стекло. То есть, это самоочищающееся окно  надо бесконечно мыть. А их там – тысячи.
Помывка окон путём архитектурного скалолазания занимает две недели. Сколько (рабочих, денег, вёдер воды, губок и Фейри) требуется - уже не говорят. Боятся, что чувство юмора у людей не резиновое, может смехом публику и разорвать.
Ну, и так далее…

Естественно, наш папа ещё на подъезде к Гамбургу поставил нас в известность, что нам обязательно нужно посетить такую диковинную достопримечательность. Прогуляться по смотровой галлерее и насладиться видами во все стороны сверху. Позарез необходимо.

Мы два часа болтались по порту на экскурсионной лодке, слушали смешные истории и заплывали в разные неожиданные закутки, например, под гигантский винт круизного лайнера «Королева Мэри 2». Наконец, нас вытряхнули с судна и выяснилось, что теперь – самое то время забраться на современную архитектуру Эльбфилхармони.
«Давайте въедем в неё на машине – там внутри есть парковка. А дальше – разберёмся!» - сказал наш оптимистичный папа, предпочтя проигнорировать нездоровый ажиотаж в виде толпы народу вокруг здания, который мы наблюдали с воды во время экскурсии.
Въезжая в гараж, мы проехали мимо длинной змеистой очереди: примерно, как в наш Мавзолей лет 40 назад, только технологичнее – здесь, как в аэропорту, очереди организуют эргономично, загородками вынуждая змею извиваться  гармошкой. Люди стояли на ветру в 10 Цельсиях в надежде попасть внутрь.

А теперь следите за цифрами, потому что начинаются чудеса отсутствия логики.

Итак: мы припарковались на втором этаже здания (первые этажи – парковочные). Парковка прекрасная – просторно, потолки не давят на череп, благородный серый цемент в интерьере. Вышли к лифту, стоим ждём, наблюдаем план-надпись на стене: этажи с -1 по 5-й – парковка; этаж 0 – выход; этаж 6 – ресторан. При этом красненьким светится, что лифт стоит на 7 этаже, который в плане не предусмотрен.

Мы дождались лифта, вошли в него с толпой людей, и растерялись куда нам надо: в лифте полно кнопок по восьмой этаж включительно. Мы на втором, выход на нулевом. А где-то вверху – вожделенная галлерея. Причём, этажей то ли шесть, то ли восемь – неясное количество уровней построили.
Мы нажали на восьмёрку, все кнопки замигали разом, и никто никуда никого не везёт. Попытались ткнуть на шесть – с тем же результатом. Только кнопка «0-Выход» сработала адекватно, и нас унесло вниз к выходу на улицу, где толпились озябшие люди войти в здание, из которого мы только что вышли.
Причём рядом с очередью стоят аппараты, считывающие электронные билеты, как автоматическая регистрация в аэропорту. Если ты купил билет на концерт, то прикладываешь бумажку кодом вниз и шпаришь через турникет без задержек и промедления. При турникетах тусуется дяденька-секьюрити, к которому я и обратилась с вопросом: как попасть внутрь? А билет у вас на концерт есть? Нету, говорим, мы не слушать пришли, а посмотреть с верхушки вниз, после чего моментально уйдём. А, говорит, тогда добро пожаловать в очередь. Минут через пятьдесят войдёте внутрь и насладитесь современной архитектурой и отоплением в ней.

Я мужа спрашиваю: стоять будем? Потому что если это - твоя голубая мечта с детства, то пятьдесят минут  на относительном морозе  с детьми – фигня, мы готовы. Только ты учти, что самые жесточайшие случаи обморожения происходят именно при положительных температурах, поскольку люди недооценивают переохлаждение трезво…
А Йося отвечает: внутрь, конечно, попасть очень привлекательно, это да. Но не ценой отмороженных детских конечностей. Сфотографируй меня с детьми так, чтобы было видно  здание для достоверности и потомков, и пойдём обратно в машину.

Я их щелкнула и мы снова вошли  на нулевом уровне в выход, который и вход. Дождались уже знакомого лифта, вступили внутрь и нажали на нужную нам кнопочку «2». Лифт замигал всей октавой кнопок и привычно нас никуда не повёз, пока мы по клавиатуре играли разные комбинации  от «Собачьего вальса» до первых тактов Моцарта. Потом случайно изобразили мелодию, заканчивающуюся клавишей на цифре «8», лифт беззвучно закрылся и взмыл ввысь. И через секунду обалдевшие мы вышли на этаже, где среди концертных залов затерялись там-сям стеклянные входы-выходы на галлерею….

Мы сначала даже поостереглись передвигаться в этом технологичном пространстве, где архитектурный интеллект явно  обхитрил архитектурную логику. А потом, громко хохоча от счастья и нежданной удачи, от души накрутили два круга по смотровой галлерее, пока нас оттуда чуть не сдул гудок проплывающего мимо сухогруза из Аргентины.
Мы съехали на лифте сначала на этаж «7», отмеченный на плане буквами «эм» и «жо», массово пописали в современнейшем здании за 781 миллион евро, удивляясь размаху строительства: под туалеты отведён целый седьмой этаж, прикиньте? Ну, по плану.
На котором седьмого и восьмого этажей вообще нет.

Вам всё ясно? Тогда вставайте рядышком, собратья по разуму!Тесно сомкнём наши недоумевающие ряды!

Одним словом, надо уже оставить нашу русскую гордыню в смысле раздолбайского эталона, и признать наконец, что в каждом отдельном Гондурасе есть свой условный Лужков.
Это может быть  достойный, даже умный и, не исключено, порядочный человек. Но у него такая хлопотная должность, что за всем не уследишь: то деньги заканчиваются быстрее, чем этажи стройки, а когда деньги и этажи через невероятные усилия и нервы наконец встретились, мимо проплывёт какая-нибудь калоша типа африканского ледокола и превратит победные фанфары в похоронный марш.

Прощаясь, хочется логически заключить: путешествовать очень полезно. В крайнем случае – читать газеты.
Очень много информации для отращивания юмора роится в воздухе абсолютно любой географии.