Что рассказывают о Баннике

Михаил Моро
Несмотря на то что баня парит, баня правит, баня все исправит, она издревле признается нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным: не всякий решается туда заглянуть, и каждый готов ожидать какой-нибудь неприятности, какой-нибудь случайной и неожиданной встречи.

Банник,  в славянской мифологии, дух бани. О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают  обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане, потому что баня сама по себе считалась местом не чистым, не смотря на то что там мылись. Баня стояла на отшибе, на границе и потому духи хозяйничали тут уже не те что в доме. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить.  Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют -  Банник этого не выносит, сердится. 


Когда моется нечистая сила?

Такая встреча может произойти с тем нечистым духом из нежити, который под именем Банника живет в любой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся.

Банник всегда моется после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: Банник обязательно накинется, станет бросаться горячими камнями из каменки и плескаться кипятком. И если вовремя не убежать умеючи, задом наперед, он может и совсем зашпарить. Четвертую смену банный дух считает исключительно своей и позволяет мыться только чертям и русалкам. И вообще, для людей банная пора в деревнях, да и в городах тоже, обыкновенно полагается в промежутке от 5 до 7 часов вечера и никак не позже. Позже моется только нечистая сила! Потому-то и нельзя пить в бане воду, пусть даже и только что принесенную из дома. В бане вода тут же пропитывается нечистыми испарениями, и выпивший ее может подхватить и лихорадку, и иную неприятную болезнь, и даже выйти из бани с выросшими в мгновение ока на голове рогами или с хвостом между ног!

Банище - пепелище от сгоревшей бани - издревле считалось поганым местом. Ни один здравомыслящий сельский житель не ставил там нового дома. Тот же, кому все было по барабану, получал в новом жилище клопов в неисчислимых количествах и мышей, жрущих все, даже железные заслонки у печей!

Банник, естественно, имеет жену - Банницу - и детей, которых он впоследствии расселяет по новым баням.


Невеста из бани

Помимо всего прочего семейство банников, как и другая нечистая сила, забирает к себе проклятых людьми человеческих младенцев, подменяя их в колыбели березовыми чурками, и растит их у себя до совершеннолетия, а затем, если предоставляется возможность, возвращает людям.

"Вот какая история в связи с этим произошла некоторое время назад в деревне Дурыманы Пермской области. Раскопал ее пермский исследователь и собиратель загадочных случаев Николай Пьянков. Случилось это на Святки, когда сельские ребята затеяли ночью в бане гадать на будущих невест."

"Подойдя к баньке, которая стояла на краю огорода, молодежь вдруг охватил невольный страх перед необъяснимым и, посовещавшись, ребята послали вперед Серафима, мол: Баня твоя, ты в ней все знаешь, вот и иди первым."

Делать нечего, зашел Серафим в предбанник, открыл двери в баню. Электричества в ней не было, поэтому стал двигаться наощупь. Руки внезапно нащупали что-то тряпично-мохнатое, и тут же парня кто-то схватил за плечи.

"Серафим попытался вырваться, но неведомые руки крепко держали его. А потом он услышал успокаивающий женский голос: Не бойся, ничего тебе плохого не сделаю. Ты парень неплохой - все твои предки, деды и бабки взросли у меня на виду. И тебя видела, как ты рос."

"Понял Серафим, что в лапы к Баннице попал, притих, а та ему продолжает нашептывать: Поклянись, что завтра придешь в 12 часов ночи снова в баню за своей суженой. Серафим поклялся, после чего Банница предупредила: Никому не рассказывай - ни отцу, ни матери, ни друзьям. А если расскажешь, тебе горе большое будет, сам умрешь."

"Отпустила нечисть его руки. Парень вышел на улицу, смотрит, все ребята разбежались, и пошел домой ни жив, ни мертв. Всю ночь осмыслить не мог, как так нежить наяву в этом мире существует. Утром ребята спросили у него, что в бане ночью произошло. Серафим ответил: Споткнулся о ведро и упал."

"Наступил вечер, подходит время к полуночи. Стоит Серафим у бани, нога ногу в снегу перебирает, войти внутрь не может, страх одолевает. А Банниха и говорит из темноты: Что стоишь, бери за платочек и выводи из бани невесту. Она судьбой тебе предназначена. Она мне как дочь, смотреть буду за вами до скончания вашего века. А обо мне забудьте."

"Так вот молодой парень и привел себе невесту из бани. Справили свадьбу, стали жить вместе. Как-то Серафим спросил Палю (так жену звали): А где у тебя родители?"

"Напряглась Паля, а потом сказала тихо: Ну что же, раз спросил, поехали к ним в гости. Сели они на мотоцикл и отправились в деревню Забегаевку. Здесь остановились перед большим домом и стали стучать в дверь. А изнутри в ответ: Мы никого не пускаем, у нас маленькая девочка болеет. Паля же просит: Пустите, я ее вылечу."

Зашли в дом. Она берет ребенка из кроватки, кладет его на порог. В сенях рядом стоял топор, она хрясь им по ребенку! Девочка только икнула и тут же... превратилась в березовое полено.

"Хозяева заохали, а Паля им в ответ: Что же вы, родители мои милые, со мной маленькой хотели сделать? В бане утопить в корыте, да еще прокляли ребенком, послали к нечисти. А нечисть к нам, людям, иной раз бывает и добрая, сами мы перед ней виноваты. Нянчилась Банниха со мной, водила по всем избам в деревне и топленым баням, так и питались. Когда люди мыться приходили, мы уходили из бани, жили в другом невидимом мире. Но так как вы меня окрестили и по чьей-то указке свыше душу мою не позволили сгубить, она и подменила вместо меня березовое полено. И ничего с ним вы не могли сделать, оно все плакало моим голосом. Намаялись вы с ним. Это вам за грех проклятия своего родного ребенка."