Лица моих современников. Гл. 2 Активисты

Галина Лемешко
               

               

   Теперь, в 21 веке, это слово мало употребляемо. А в пору советской власти так называли людей, которые делали добрые дела для общества в свое личное, свободное от работы, время, не получая за это денежной платы. Называлось это так: на общественных началах. События, о которых немного расскажу, остались в прошлом, интересна жизнь людей, хочется оставить их в памяти моих современников.
   
   
   Активистов в ту пору было немало. Они возглавляли в коллективах предприятий, организаций, учреждений, жилых кварталах  различные общества: Охраны памятников истории и культуры, «Знание», ДОСААФ (Добровольное общество содействия Армии и Флоту), юных пожарников ЮДПД, НТО (Научно-техническое общество, книголюбов, и даже трезвости. Все сразу даже и не вспомнишь, и не перечтешь. Эти организации    называли «первички» -  т.е. "первичные", работающие в коллективах. Общества  добровольные, но общественное мнение было таково, что состоять в них обязан был состоять чуть ли не каждый член коллектива. Со временем некоторые, чтобы не быть «белой вороной», да и начальство чтобы не смотрело косо, стали только вносить свой вклад: платить членские взносы по 5- 10 копеек.
   

   Но если на должность председателя районного  общества и «первичек» избирались  настоящие активисты, с ними было интересно работать. Прошло уж сорок-пятьдесят лет с тех пор, а помнятся  людям и сейчас. Вот Попчуков Сергей Семенович. Те, кто работал в ВДПО  (пожарное общество) вместе с ним организовывали массу встреч, бесед, лекций, развешивали повсюду плакаты, листовки, правила пожарной охраны. А о районных соревнованиях  пожарных дружин из сел и ЮДПД (юные друзья пожарных дружин)  можно рассказывать отдельные истории. Уже в нынешнее  время Кононенко Клавдия Васильевна  напомнила мне о них активной работой в нашей школе.
 

    Кривченко Николай Васильевич под руководством начальника районного штаба ГО (Гражданская оборона) Положенца Ивана Васильевича организовывали соревнования санитарных дружин, прибывших из каждого производственного коллектива.  Председатель НТО Данцев Василий  был организатором стольких встреч для обмена опытом местных рационализаторов и изобретателей! Всегда было интересно узнать, как много у нас в районе  умельцев, которые не только изобретают, но и  внедряют, совершенствуют сельскохозяйственную технику.  Никодимова Таисия Петровна, руководитель районной  семенной лабораторией, многие годы возглавляла районный Женский совет и успешно организовывала работу женсоветов в трудовых коллективах.
   
    Но об одной из активисток надо рассказать особо. Учительница ПЕТЕРМАН ИРАИДА СЕРГЕЕВНА.  С юных лет -  с тридцатых годов до конца восьмидесятых прошлого, ХХ века,  жила у нас в поселке Чертково эта удивительная женщина. Обладая прекрасной душевностью, умением организовать людей, она участвовала в судьбах многих черковцев. Уверена, что сейчас вспомнят ее и свои странички жизни большинство тех, кто читает эти строчки. Потому что многим тогдашним молодоженам и молодым родителям памятны торжественные даты их семейной истории.
   

   Ираида Сергеевна  многие годы  была председателем женсовета в поселке а затем организатором и распорядителем новых торжественных обрядов: регистрации браков, записи новорожденных. Жабина Надежда Ивановна, будучи заведующей ЗАГСом, нашла в ней отличную помощницу.
   

   Как-то мой ученик принёс в школу небольшую  медаль. (У нас было принято на уроках показывать вещи из прошлого, из истории и рассказывать о них). «Смотрите, это старинная вещь»,- сказал он. Взяла медаль в руки и невольно улыбнулась. Вот и узнаЮт мои ученики  об Ираиде Сергеевне. «Это мамина, ей, когда она родилась, подарила одна бабушка».  Конечно, для тринадцатилетних детей  это уже была старина.  С интересом слушали рассказ мои ученики. А я вспомнила, как такие красивые вещицы появились в Чертково, а потом во всех сельских советах района. Ираида Сергеевна одна из первых вручала такие медали малышам, вернее их родителям. "Рожденный на Донской земле" отчеканено на медали. Вручали её в день торжественной регистрации новорожденного.
   

    В конце шестидесятых, в семидедесятых годах прошлого века новые обряды стали распространяться  в Ростовской области повсюду. В городах выстроили Дворцы бракосочетаний, где работали специально подготовленные люди. Другое дело – глубинка, где всего этого не было. Нам нужны были инициаторы, активисты.
    

    Петерман была из тех, кто проникновенно чувствовала важность этого дела. И все данные для этого у нее были: образованность, интеллигентность, культура. Она хорошо владела речью, обладала выразительной дикцией. Главное – был опыт работы с людьми, знание судеб многих жителей и  местных руководителей коллективов.  Вот и  смогла  Ираида Сергеевна собрать в сценарий элементы народных традиций и донских обычаев. Всё это представляло огромную духовную ценность, затрагивало самые сокровенные чувства участников обрядов, несло огромный заряд патриотизма. Не удержусь, скажу, когда много позже из области стали приходить тексты сценариев и рекомендаций, наш понравился всем больше: он был сердечнее, душевнее и возвышенней.
   

    Приходится говорить об Ираиде Владимировне глаголами прошедшего времени, Её уже нет теперь среди живущих. Но как важен был этот человек для нас, чертковцев! Ещё бы. Кроме традиционного свадебного застолья, юные пары, их родители, многочисленные гости становились участниками обряда бракосочетания. В те годы это было совершенно новым делом. Надо было подготовить зал клуба горпищекомбината: цветы, разноцветные гирлянды флажков, воздушные шарики, расшитые узорами полотенца, найти красивые вазы для цветов, серебряный поднос, пару хрустальных бокалов. О, это  тогда были очень дорогие и не всем доступные вещи! Всё это надо было не только придумать, но и «добыть». Где? Как? Общественные организации не финансировались.
   
   Ираиду Сергеевну знали все руководители поселка, парторги, профсоюзные лидеры, многие когда-то были ее учениками. Однажды председатель райпотребсоза (теперь Райпо) рассказывал мне: «Смотрю в окно, идет Ираида Сергеевна, значит, опять что-то нужно. Ну, не могу я ей отказывать! Как посмотрю на неё, скромную, с добрыми улыбчивыми глазами, не могу. Не для себя просит, для радости людской, для работников моего коллектива». Да. Трудно было отказать известному в районе учителю.  Были  в ценности гражданственность, престижность: «не ударить в грязь лицом», как говорят в народе. А ещё выручало всегда чувство сопричастности к важному делу, товарищества, коллективизма.
   

   Помогли Ираиде Сергеевне, а она уже фантазировала, что и как делать, купить, оформить, сказать. Помню, сколь важно обсуждалась тогда каждая деталь наряда ведущей: длинное нарядное платье (в те времена такие видели только в кино), массивная цепочка с Гербом государства, изящные туфельки на «шпильках» (всё это везли из Ростова работники торговли). Ведущих праздника находили в коллективах: чтобы была красивая,стройная, с приятным голосом и дикцией. В числе первых стала Люба Шаповалова. Она работала в потребкооперации, а в свободное время, в субботу и воскресенье, на общественных началах, становилась ведущей новых обрядов. Всё это было в поселке впервые, потому особенно интересным, волнующим и важным для виновников торжества.
 
 
   И знаете, когда проходила торжественная регистрация новорожденных, молодые родители по-особому ощущали важность момента, внимание и заботу государства, общества, коллекива, в котором трудился. (Здесь сделаю отступление.  В те времена не было безработных, у каждого были товарищи и друзья по месту работы.Их внимание было очень важным для каждого).  Их поздравляли малыши-детсадовцы, дарили игрушку, первоклассники вручали мамам октябрятскую звездочку, дети постарше – пионерский галстук, комсомольский значок. Держал речь депутат районного Совета народных депутатов трудящихся. Ираида Сергеевна вручала напутствие в жизнь ребёнку. Его печатали в нашей районной типографии. Заведующие, Макаренко Н.С., а позже Байракова Л.Ф. печатали их тоже на общественных началах, в подарок. Во многих семьях сохранились эти реликвии, хотя и изменился образ нашей жизни. Медаль «Рожденному на Донской земле», о которой я рассказала детям, именно из таких вещей.
 

    Как раз в то время родилась и живёт поныне традиция пройти на площадь Победы, поклониться памяти защитников Отечества и возложить цветы. В  семейных альбомах бережно хранится фото молодоженов с этого события.
   
    В новейшее время всё больше родителей стараются принять таинство крещения детей в церкви, его невозможно заменить никакими торжествами. Это свято.  А старые традиции просто остались в памяти.
 

   Я не знала Ираиду Сергеевну молодой: встретились, когда она была уже на пенсии. Вижу её как будто сейчас: небольшого роста, подвижная, с благородной осанкой, полной достоинства; волнами уложены пряди седых волос, собранных в узел на затылке. И в шестьдесят лет, и уже далеко за семьдесят – всегда в модных и в то же время скромных одеждах. Она была хороша в своем, казалось, неизменном кашемировом платье платье со встречными складами по юбке, с вышитым белым шелком воротничком. В ней читался образец учителя во всём в образе жизни, в нарядах и манерах.


    По молодости, наверное, но  не интересовалась я тогда её биографией. Только позже, изучая историю района, по крупицам выбирала данные из районной газеты, из рукописи, подаренной мне Леонилой Григорьевной Олейниковой, из материалов музея железнодорожной школы №28 (теперь школа №2).  Эти строки о ней: «С неизменным успехом во всех самодеятельных концертах в тридцатые годы выступала обладательница красивого контральто учительница И.С. Петерман».  И вот ещё: "Особенно много работали по ликвидации безграмотности взрослого населения в ликбезе учителя П.Г. Забродина, А.Д Веденеева, И.С. Петерман, Л.Г. Олейникова». Значит и в молодости Ираида Сергеевна была активисткой. Всю жизнь!
   

   Где-то на Черноморском побережье были её родственники. Там и она прожила последние годы. Однажды только побывала  я в её старенькой «коммуналке» в двухэтажном  МПСэсовском доме. Когда-то давно, после войны, железнодорожное руководство выделяло квартиры учителям  своей системы. И ей, уважаемому учителю, дали комнату с общей кухней, коридорчиком. С тех пор и прожила она там всю жизнь в Чертково.  Не было у неё ковров, сервантов с хрусталём, не было роскоши, только всё самое необходимое и множество книг, журналов с закладками и записями на полях. 


   Ираида Сергеевна очень любила и понимала детей. Именно ей, в числе первых,   довелось устраивать в посёлке праздник «День защиты детей». Это было впервые.  Под руководством отдела культуры объединились женсовет, комсомол, школы поселка. Начали с убранства парка. Ираида Сергеевна говорила: «Всё должно быть грандиозно и прекрасно. Давайте протянем разноцветные флажки над аллеями парка. Будет, как на праздничном корабле».  И работа закипела. Школьники набирали цветные лоскутки в быткомбинате и «Сельхозтехнике» (здесь их получали для протирания запчастей), нанизывали их на шпагат, кто повзрослее, растягивал над аллеями. Красиво!Интересно! Главное, вместе трудились на радость всем жителям. Кстати, такое украшение парка и поныне осталось  основным на всех праздниках. Тогда же родилась и ещё одна, живущая поныне, традиция – дети чествовали молодоженов, семейные пары, которые отмечали Серебряную, Золотую свадьбу. А руководство поселкового Совета дарило им подарки.
 

   Работать с Ираидой Сергеевной было непросто. Она была обязательна, требовательна, даже дотошна. Но было несравненно интересно. Мы видели, что наше дело нравится всем – и участникам, и устроителям праздников, видели их радостные глаза и счастливые лица.
 

   Не было у И.С. Петерман высоких наград, не получала она никаких особых благ. Сама просить за себя не стала бы, да и не умела, совестно.  А начальство в ту пору по разнарядке «сверху» представляло к  наградам тех, кто работал на производстве. А она была только активисткой, общественницей… Но стало быть, не за блага более двадцати лет после выхода на пенсию, вела она общественную работу в посёлке. В этом была её жизнь. Многих награжденных, получивших блага, в народе забыли. А Ираиду Сергеевну помнят, потому что она всегда была с людьми и щедро, бескорыстно дарила им праздники.
 

   Мы, комсомольцы, её активисты, видели слезы радости на глазах Учительницы, когда в восьмидесятилетний юбилей вручили ей Почетную грамоту, напечатали и подарили приветственную статью в газете, а близкие подруги, такие же, как она, подвижники, пришли в ЗАГС с Советским шампанским и коробкой  с тортом. В смущении закрыла лицо букетом цветов, не привыкла к почестям.


   … А потом стало невмоготу  жить  одной, уехала  наша Ираида Сергеевна на родину, к родственникам. Писала, что скучает по чертковцам. Уважение и симпатии наши были взаимны, ведь здесь осталось  столько любимых ею людей, которым она дарила радость, и не меньше - тех, кто учился у неё этому.