Януш Корчак о Втором Возрасте

Ник Пичугин
    Ребенок переживает конфликты своего раздвоенного «Я». Его душа так же сложна, как и наша, полна таких же противоречий, она в извечной трагедийной борьбе: хочу, но не могу; знаю, что делать, но не умею. 
    Психологически это: чувство одиночества, душевный разлад, враждебное отношение к окружающим, склонность к моральной заразе, бунт врожденных склонностей против навязанных воспитательным влиянием.
    У ребенка есть чувство долга, не навязанного насильно; любит он и расписание, и порядок, и не отказывается от обязанностей и выполнения правил. Требует только, чтобы ярмо не было непосильным, не натирало шею, чтоб его понимали, если он не удержится, поскользнется, когда утомленный замешкается, чтобы перевести дух.

    Позитивный период – спокойствия, затишья. Даже «нервные» дети становятся снова спокойными. Возвращается живость, детская свежесть, гармония жизненных функций. И почитание старших, и послушание, и хорошие манеры. Не возникает вопросов, вызывающих тревогу, нет капризов и выходок. Родители снова довольны. Внешне, ребенок разделяет взгляды семьи и окружения, пользуется относительной свободой и не требует больше того, что дается, остерегается проявлять те взгляды, о которых заранее известно, что они будут враждебно восприняты. 
    Он соглашается, плывет по течению: «Пожалуйста, спасибо, извините, матушка велела кланяться, от чистого сердца желаю». Знает, когда, к кому и по какому поводу обратиться, как ловчее выкрутиться из неприятной ситуации, как, кому, чем угодить – и только прикидывает: «Стоит ли?» Душевное равновесие, хорошая физическая форма делают его снисходительным, склонным к уступкам: предки, по сути, ничего, мир в целом неплох, жизнь, не считая мелочей, прекрасна. Не понятна – ну и не надо, в конце концов, зачем это мне?
    И родители, и дети довольны, что нашли общий язык, перебороли трудности, а тем временем такая же важая, как подрастание, но менее всего исследованная современным человеком функция размножения скоро начнет трагически усложнять не исчерпанную еще функцию развития, смутит душу и пойдет в атаку на тело.

(Из книг «Как любить детей» и «Правила жизни».)