Кровавая цена победы и мистика чисел

Алекс Нефедов
Ровно 700 лет назад, 22 декабря 1317 года, в сорока четырёх километрах южнее Твери, близ  деревеньки Бортенево была одержана первая победа над крупным татарским военным отрядом. Эта кровопролитная стычка вошла в историю как Бортеневская битва.
Как гласит отрывок из «Патриаршей летописи» : «И была битва великая и сеча злая, и помог Бог князю Михаилу Ярославичу Тверскому, и побежал князь великий Юрий Данилович Московский… А Кавгадый повелел дружные свои стяги поврещи и неволею сам побежал в станы» .
 Строго говоря, это была победа над объединённым войском московского князя Юрия Даниловича и темника Золотой Орды Кавгадыя, бесцеремонно вторгшихся в пределы Тверского княжества ради сбора дани.
В битве пешим отрядам тверичей помог ещё и снег, затруднявший передвижение татарской конницы. В итоге они взяли в плен не только самого ордынского посла Кавгадыя, которого вскоре отпустили, но и жену князя Юрия Даниловича -  принявшую православие сестру ордынского хана Узбека, а также брата князя -  Бориса Даниловича. Плененная супруга князя Юрия Кончака, в крещении Агафья,  умерла в тверском плену, предположительно от отравления. Именно с ней историки связывают появление на Руси шапки Мономаха, как символа московско-ордынского союза. Этот среднеазиатский головной убор, между прочим – женский, на целые века стал одной из главных регалий московских государей. Смерть  Кончаки – Агафьи предрешила и судьбу главного героя Бартеневской битвы.
22 ноября 1318 года князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославович, почти год к тому времени пребывающий в орде, по приказу Узбек-хана был зверски казнён. Как гласит предание, у жестоко избитого, но ещё живого князя палач вырезал сердце. Труп, несломленного князя выбросили из шатра на съедение собакам. В конечном итоге останки несчастного были перевезены на Русь.  Мощи благоверного князя, причисленного к лику святых, покоились в Спасо-Преображенском соборе города Твери.  В апреле 1935 года  святыня была взорвана…
22 декабря 1941 года отступающие из под Москвы фашисты сожгли деревеньку Бортенево. Селение  так и не возродилось, но память о славе русского оружия и отваге наших далёких предков хранит небольшой мемориальный комплекс, идея создания которого возникла 22 года назад. Теперь практически в чистом поле красуются часовня, поклонный деревянный крест и мраморный крест, установленный на груде камней-валунов.

Гравюра по рисунку художника В.П.Верещагина (1890 г.):"Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека".