Художественное Откровение Русского Протеста 1917

Артём Киракосов
https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/168231/
Обложка Иван Владимиров /1870 -- 1947/ "Взятие Зимнего", 1917

Артём КИРАКОСОВ

Цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

лето 2008 2018 лето

16 Сборник

СНОВОЗАВЕТНЫЕ ПЕСНИ ЛЮБОВИ

лето 2017 2018 лето




 



0359


ЗА ЧЕЛОВЕКА против машины власти

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ РУССКОГО ПРОТЕСТА
на хрестоматийных примерах живописи
и
БЫТОПИСАТЕЛЬ ПРАВДИВЫЙ ПЕРЕМЕН
художник ВЛАДИМИРОВ Иван Алексеевич 1869 Вильно -- Ленинград 1947
Ко Столетию Великой Октябрьской Социалистической Революции
и
семидесятилетию кончины


Ни на один вопрос так и не получен ответ. Да ни в чём и ни в какой сфере. Ну а уж с революцией -- особенно, а с русской -- вообще! А вот как можно пойти: самым простым, может быть, даже примитивным образом: глядя на картины, графику тех художников, кому человечески и творчески доверяем, определив их симпатии по изображённому! Устранив политические обстоятельства, которые забываются и не ясны, оставив лишь самый главный вопрос: с кем, на чьей стороне автор?
Начало протеста? -- глубоко... В крови, характере и в истории человека и социума, как такового... Оттолкнуться можно от двух самых ярких европейских образцов протеста: Франциско Гойя /1746 -- 1828/ "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая", 1814 /иллюстрация № 01, с фрагментами/, первый посвящён расправе наполеоновских солдат над безоружными участниками мадридского восстания начала мая 1808, где главный герой -- повстанец со стигматами с широко, почти распятыми, расставленными руками и в белой чистой рубахе -- аналогия с распятым Христом, и Эжен Делакруа /1798 -- 1863/ "Свобода, ведущая народ" /первоначальное название/, "Свобода на баррикадах" /окончательное название/, 1830 /иллюстрация № 02, с фрагментами/, на самом деле посвящённая не Великой Французской Революции, а уличным боям в Париже июля 1830, когда ненавидящий Бурбонов французский народ сверг последнего из них, Карла Х, слева от Героини, Свободы, Девушки с Национальным Флагом Французской Республики, в цилиндре художник написал себя, хотя участия в восстании не принимал, -- пожалуй, это самые сильные образы, ныне -- мировая классика -- из ближнего нам европейского искусства, без которых и сейчас немыслимо изображение протеста, как такового, и русского, в том числе. Здесь оба художника, можем сказать, -- не просто сочувствующие, но горячие участники изображённого события, и испанец Гойя, и француз Делакруа, их полотна -- не просто и не только мировая классика, но -- национально-патриотическая Испании и Франции! "Свобода! Равенство! Братство!" -- "Libert;, ;galit;, Fraternit;" /Максимилиан Робеспьер, 1791, из речи "Об организации национальной гвардии"/ -- лозунг и девиз Республики! Да и наш позднее... И сейчас, то же! ...И рубятся головы царям, на плаху! их. И здесь, и там, и у нас, как и у них, во Франции, к примеру /мы подражалы? копиисты?/: заработала гильотина Гидры-Революции, -- а потом уже и по своим, пожирая своих же то ли несчастных, то ли счастливых, то ли детей, то ли предателей, то ли героев-мучеников, то ли сумасшедших-людоедов.
Понять анатомию русского протеста, -- его происхождение, -- пожалуй, лучше всего на двух картинах Василия Сурикова /1848 -- 1916/: первое масштабное историческое полотно "Утро стрелецкой казни", 1878 -- 1881 /иллюстрация № 03, с фрагментами/, на которой изображена готовящаяся казнь стрельцам, поднявшим восстание против царской власти  в 1698, а композиционно и живописно противостояние выстроено через всю картину ровной горизонталью между двумя взаимоненавидящими взглядами: неистового стрельца в белом и на противоположном краю полотна -- молодого царя Петра, а второе -- самое крупное по размерам полотно художника /304,0 х 587,5 см/ "Боярыня Морозова", 1884 -- 1887 /иллюстрация № 04, с фрагментами/, на котором, согласно "Повести о боярыне Морозовой", "расколоучительница" Феодосия Морозова, с цепью на "вые"-шее /по Повести/, с цепью на руках /на-по картине/, 18 ноября 1671 года, поравнявшись арестованной в санях с Чудовым монастырём, куда должна было быть заключена на заточение, вскидывает гневно перед народом, её провожающим, двуперстие своей веры старого обряда, -- вот оно непримиримое противостояние с властью, светской, царской, духовной, церковной, не проходящая боль дико раздавленных бунтов воли, бесщадно уничтоженных укоренённых народных способов почитания и поклонения.   
Илья Репин /1844 -- 1930/ /по запискам Василия Розанова/ сам комментирует свою картину и происходившее "17 октября 1905" /"Шествие экзальтированной молодёжи", название, которое дала "Петербургская газета" 18 апреля 1912/, 1907 -- 1911 /иллюстрация № 05, с фрагментами/: "Жидовство, сумасшествие, энтузиазм и святая чистота русских мальчиков и девочек -- вот что сплело нашу революцию, понесшую красные знамена по Невскому на другой день по объявлении манифеста 17 октября" /несмотря на явный антисемитский окрас -- за что, по рассказам, отец Александр Мень не держал в своей библиотеке книги, сочинения, публицистику, прозу, философию Василия Розанова, ниже, отдельно, приведу полностью Розановский текст, как яркий, образный, показательный, литературный, гениально-предсказательский, провидческий и вполне натуралистический для октября 1917/, -- и "Красные похороны", 1905 -- 1906 /иллюстрация № 06, без фрагментов/, где чисто живописно, страстно, но экспрессией сдержанно, есть нарастающий жуткий будущий кровавый людской ад в самых страшных цветах талантливо писанный, в алом, в чёрном -- противостоянии! Это же будущий ад? траур... -- чёрный, красный -- такое выраженное сильное горе.
Большевизм 1917, октябрь, вытекает из 1905, октябрь. Лучшие художники более, чем правдиво, -- но страстно и бесповоротно отвернулись от власти, правящей тогда Россией! Показав -- страшное -- расправу -- шашками и копытами казачьими, пулями да штыками солдатскими -- над невинными: детьми, матерями, стариками, рабочими, духовенством, всем русским людом, срезом его, каков он был. На картинах это всё есть! ...видно... Здесь и надо отыскивать ответы, как случился октябрь 1917, почему это стало возможным, кем со-вершилась и двигалась /и, главное, -- зачем \не местью ли?\, -- делалась " Октябрьская Социалистическая Революция" -- назову это именно так, поскольку не смогу отпереться от Родины-СССР, где в меня тоже это всё-таки вошло и живёт по сей мир глубоко корнями/? А необыкновенно и пронзительно точный текст Розанова о картине Репина это вербально вскрывает! Ужас... ужас неизбежного конца Империи! Как бы кто из нас и них ни любил Родину, Россию, Царя, Его Семью, Революцию, Свободу.
Из целого ряда прекрасных и жутких по содержанию и изображённому трагизму полотен выхвачу самые талантливые имена и лучшие их образцы! Валентин Серов /1865 -- 1911/ "Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?", 1905 /иллюстрация № 07, без фрагмента/, "Демонстрация", 1906, /иллюстрация № 08, без фрагмента/, "Рубка" /карандаш, название моё/, 1905, /иллюстрация № 09, без фрагмента/, "Разгон демонстрации казаками в 1905 году", 1905, /иллюстрация № 10, без фрагмента/, "1905 год. После усмирения", 1905, /иллюстрация № 11, без фрагмента/, "Похороны Баумана" /эскиз/, 1905, /иллюстрация № 12, без фрагмента/, "9 января 1905 года", 1905, /иллюстрация № 13, без фрагмента/, "Вид на урожай 1906 года", 1906, /иллюстрация № 14, без фрагмента/, "1905 год", 1905, /иллюстрация № 15, без фрагмента/.
Серов выходит из состава Императорской Академии художеств совместным с Поленовым письмом, обвиняя Её Президента, Великого Князя Владимира Александровича Романова, дядю Государя-Императора Николая II, командовавшего войсками Петербургского округа, повинного в безжалостной расправой над народом: "Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов. 18 февраля 1905.".  Василий Поленов, Валентин Серов.
Серов и Поленов обращались к коллегам, друзьям, -- их никто не поддержал, и никто не подписал больше их письмо, включая их обожаемого, уважаемого учителя Репина, с которым Серов, после этого, будучи человеком чести, достоинства, слова, принципа, общаться перестаёт. Письмо Поленова и Серова так и не было публично оглашено, зачитано, как просили его подписанты в нём же, и услышано в Академии! Серов -- не просто сочувствующий, свидетель, он -- активный участник. Из замечательной статьи "baci1" в интернете на страницах LIVEJOURNAL "Первая русская революция глазами художников. Серов" /она настолько хороша, что я её тоже, ниже, после основного своего текста приведу полностью со всеми чрезвычайно важными для понимания происходившего тогда цитатами в ней/: "9 января 1905 года Серов находился в Академии художеств в Петербурге и был непосредственным свидетелем расстрела демонстрации. В окно он видел толпу с иконами и портретами, залп по ней. Как пишет дочь Серова: "<...> Приехав в Москву, он имел вид человека, перенесшего тяжелую болезнь. <...> В 1905 году, в день освобождения политических заключенных, папа вместе с толпой находился у таганской тюрьмы. Был он и в университете, когда там строились баррикады, и на крестьянском съезде, и на похоронах Баумана. Хлопотал о заключенных, жертвовал деньги и свои рисунки в фонд помощи революционерам. <...>"
Из письма Серова Репину:
"То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу. Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна. Как главнокомандующий петербургскими войсками в этой безвинной крови повинен и президент Академии художеств — одного из высших институтов России. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться. Невольное чувство просто уйти — выйти из членов Академии, но выходить одному не имеет значения.
Что означает закрытие занятий в Академии с 17 января, быть может, что-либо уже предпринято в этом смысле или это забастовка учащихся? Мне кажется, что если бы такое имя, как Ваше, его не заменишь другим, подкрепленное другими какими-либо заявлениями или выходом из членов Академии, могло бы сделать многое. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду (кажется, это единственное право российского обывателя).
Ваш Валентин Серов, 20 января 1905".
Из этой же статьи "baci1" в интернете на LIVEJOURNAL:
"<...> Сейчас в Третьяковке на Крымском валу проходит большая юбилейная выставка его работ. Посетили ее очень многие, и многие, вероятно, ещё пойдут (до 24 января 2016 время есть). Но проблема в том, что сам Серов, как это ни странно, на этой выставке оказался как бы не в фокусе. Удивительно, но это так. Несмотря на обилие работ и текстовых сопровождений.
Такое ощущение, что устроители выставки делают все, чтобы как-то ограничить от диалога с настоящим Серовым - человеком, гражданином, борцом. А это неуважение и к самому художнику, и к людям, которым попросту не дают всерьез соединиться с родной культурой и историей.
<...> Кстати, работы Серова о революции 1905 года на выставке вообще отсутствуют. <...>"
Я тоже -- после посещения юбилейной выставки Серова в Третьковке написал /тоже, естественно, -- и это легко у меня найти! отыскать в интернете на моих страницах -- благо! такая возможность пока ещё есть!../, что самой сильной работой характера Серова мне случилось увидеть, принять, узнать, понять, помимо его совсем поздних, совершенно иных, чем царственные портреты господ, шедевров, его карандашный портрет, сделанный Репиным, а ведь это преступление против -- лица! -- лица! -- лица! -- лица! ХУДОЖНИКА! Которое так и не было -- подлинное -- показанным, увиденным, прочитанным, явленным, усвоенным, внимаемым, оценённым правильно и по достоинству! Серов -- не парадный, не придворный... Не только парадный, не только придворный! Но -- ПЕРВЫЙ ПРОТЕСТА...
Владимир Егорович Маковский /1846 -- 1920/ "9 января 1905 года на Васильевском острове", 1905 /иллюстрация № 16, без фрагмента/, с этюдом к картине -- это ужас! ужас... в глазах тех, кого зарубят, заколют, затопчут, застрелят! Сейчас...  Ужас продолжается программной картиной известного польского исторического баталиста Войцеха Коссака /1856 -- 1942/ "Кровавое воскресенье в Петербурге 9 января 1905 года", 1905, /иллюстрация № 17, с фрагментами/. А вот целую образную плёнку трагедий мистического, метафизического, духовного безобразия, краха, даёт графика и живопись одного из самых уравновешенных и сладостных певцов России Бориса Кустодиева /1878 -- 1927/: "Манифестация", ?, /иллюстрация № 18, без фрагмента/, "Первомайская демонстрация у Путиловского завода", ?, /иллюстрация № 19, без фрагмента/, "Вступление. 1905 год. Москва", ?, /иллюстрация № 19, без фрагмента/, "Октябрь в Петрограде", ?, /иллюстрация № 20, без фрагмента/, "Вступление. 1905 год. Москва" /графический эскиз/, ?, /иллюстрация № 21, без фрагмента/: и вот наконец и итог его: "27 февраль 1917", ?, /иллюстрация № 22, без фрагмента/, "Большевик", 1920, /иллюстрация № 23, без фрагмента/, что это? -- смерть, выраженная и прочувствованная и нападавшая на жизнь, явленная живым, ожившим страшным скелетом, обросла мясом, стала новым богом с красным знаменем, большевиком -- с одноимённой, знаменитой теперь, символической картины? -- Онемение! -- ведь ЭТО д в и ж е т с я к нам! Надвигается! Накрыло -- не человеческих размеров, масштаба... Собой. И знаменем красным -- крови ли, Пасхи, как у Блока! В "Двенадцати": и смерть и Пасха и Новый Бог и Распят и Грядёт! О, Боже! Мой!.. 
Особняком во всё этом списке стоит Иван Владимиров /1870 -- 1947/, в нём помимо трагизма, пафоса, образности, проснулась предельная объективность, киношная документалистичность, фотографическая точность детализации, некоторая или даже пусть предельная политическая беспристрастность или аморфность, да ещё совершенно не свойственные нашему русскому искусству юмористическая легкость в наблюдении самых жутких, казалось бы, сцен! Поэтому, поскольку ему и внимания меньше уделялось нашим искусствоведением, и в связи с 70-летием кончины, покажем его работ больше, чем остальных, они уж точно дают и историчность и аполитичность, некую даже абсолютную отстанённость происходящему, что так нужно для всех тех, кто не только интересуется вопросами искусства, но и вправду хочет знать: как это было -- в 1905, в -- 1917? да и позже, тоже, важно! Иван Владимиров, не просто баталист, хотя ученик прославленного Франца Рубо, но от своей матушки, известной английской акварелистки, усвоил эту фантастическую и не очень и до сих пор принятую, понятую, ценимую и распростанённую для нашей русской земли технику акварельного письма, и именно она, акварель -- быстрая, лёгкая, мобильная, живая, пластичная, сложная, всемогущая -- позволила Владимирову стать и рисовальщиком-археологом, и рисовальщиком-репортёром, и рисовальщиком-карикатуристом, и рисовальщиком-плакатистом, и рисовальщиком-корреспондентом, и рисовальщиком-иллюстратором, и рисовальщиком-хроникёром, и рисовальщиком-архитектором, и рисовальщиком-летописцем и многое-многое чего ещё!
Владимиров, люто ненавидевший модернизм от самых его символистических кругов и вершин, умело разыграл Александра Бенуа, лидера "мирискусников", последовательно и принципиально не бравших его, допотопного реалиста, на свои эстетские выставки, написав издевательски иные работы в их ключе и подав их от Финляндии под не своей, а финской фамилией, и получив заслуженный хороший отзыв от лидера и столпа и рупора мирискусников, художника, критика, искусствоведа, историка, художника Александра Бенуа, публично раскрыл свой фокуснический трюк, приняв, помимо массы сочувственных откликов ещё и любезную открыточку от Репина!
Да он не простой свидетель или даже участник событий... Он Петгоградский милиционер, участвовавший во всём, что та творила! Тогда... Активный, с самого 1917, член "Ассоциации революционных художников России", с 1932 -- член "Ленинградского Союза советских художников", блокадник Ленинграда, который в это страшное, адское время готовит для Фронта, для Победы, за Родину, за Ленина, за Сталина -- плакаты, листовки, карикатуры, документалистику! Патриот! И награждён многими медалями и "Орденом Трудового красного знамени"!   
Но издёвочку-то Советская власть-то и прозевала, всё-ж-таки! -- вот так мне кажется. Да и Розанов не был вовсе антисемитом, а наоборот, даже... И тут, как и во многом другом, о чём я тоже смел писать, Александр Мень не прав, был. И, когда явилась нам спущенная безошибочной нашей тогда Коммунистической партией СССР, с их верхов, Перестройка, как, как бы, свобода, и стали публиковать то, что раньше было не доступно, исследователи обнаружили, что Розанов -- хитрец и провокатор -- тоже безумно любящий Матушку-Русь Святую да и евреев и иудаизм и Ветхий /особо/ Завет -- публиковался чуть не в 80-ти различной направленности изданиях под разными псевдонимами и с противоположными друг другу мыслями и мнениями /о, чёрт/! А что? -- разве разномыслие должно являться к нам из разных источников от разных голов от разных-таки людей? Отнюдь, да нет! же... И в одной голове, если светлая она и пашет! много такого, что друг противо друга встаёт, противно и не уступит! Да никогда  ж!   
Ограничимся лишь показом революционных работ Владимирова, поскольку и сами ограничены вашим вниманием! Они дают страшный, но и весёлый такой -- вот неожиданно -- срез, времени, ну вот а в отношении Первой Русской Революции 1905, в своих масляных программных больших исторических полотнах -- он с Серовым, Маковским... -- серьёзен, трагичен, безжалостен! Вот, взгляните, начнём, как уже методически повелось, с безумно жестокого и неоправданного злодеяния тогдашнего руководства Страны Российской Империи: "Долой орла", 1905 /иллюстрация № 24, без фрагмента/, "Разгром манифестации 9 января 1905 года", ?, /иллюстрация № 25, без фрагмента/, "Расстрел на Пресне в декабре 1905 года", ? /иллюстрация № 26, без фрагмента/, "Барикады на Пресне", ? /иллюстрация № 27, без фрагмента/, -- всё страшно, лично, мрачно, сурово. Кстати говоря, на Красной Пресне Москвы нонешние наши властители проглядели и так и не разогнали, не доломали-таки, как остальные, схожие, типа Музей Революции, Музей Ленина,  существующий там Музей того восстания! хороший, хороший музей! Я был там недавно, там и выставочный зал интересно, и весь коллектив, дружно и в понимании трудятся...
А вот 1917 у Владимирова, -- кстати, можно ли было более русскую фамилию и более русское имя иметь? вот уж не знаю, -- хотя, вот мать -- чистая англичанка была, отец? -- а вот и не знаем...  Смотрите! -- заставкою и плакатом и обложкой своего письма я выбрал, собственно, главную, так много говорящую о так называемой "Великой Октябрьской Социалистической Революции", -- произношу и пишу, как меня учили с рождения, да? -- акварель "Взятие Зимнего", 1917 /иллюстрация № 28, без фрагмента/, -- да смех один: крушат гипсы, тыкают, гигикая, штыками в портреты на стенах, топчут картины -- выродки, уродцы, дебилы! -- не революционеры Делакруа, а отморозки, ублюдки, засранцы, чебуреки. Заметим, -- ведь одни из них -- и сам автор! что... а в акварели "Бывшие", ? /иллюстрация № 29, без фрагмента/, как, впрочем, и в предыдущей, полностью симпатии автора -- мне кажется -- на стороне поверженной. "Голод", ? /иллюстрация № 30, без фрагмента/, ну а "Погром винного магазина", ? /иллюстрация № 31, без фрагмента/, тут уж просто какая-то дрань, пьянь, срань /простите/... а не Революция! -- конец это, хоть и самое её начало, было... "В последний путь", ? /иллюстрация № 32, без фрагмента/, -- трагическое, скорбное, сочувственно попу, впрягшемуся с матушкой своей и сынкой, сзади помогающим, за гроб! -- ну хоть ты вой: новая "Тройка" нового Перова! И другие: "Продразвёрстка / Реквизиция", ? /иллюстрация № 33, без фрагмента/, "Допрос в комитете бедноты", ? /иллюстрация № 34, без фрагмента/, "С насиженных мест", ? /иллюстрация № 35, без фрагмента/, "Сопровождение заключённых", ? /иллюстрация № 36, без фрагмента/, "Арест царских генералов в февральские дни 1917", ? /иллюстрация № 37, без фрагмента/, "Джугашвили И.В. Сталин в заключении", 1935 /-- в ссылке?/ /иллюстрация № 38, без фрагмента/, "Восстание крестьян в имении князя Шаховского", 1922 /иллюстрация № 39, без фрагмента/, "Расстрел крестьян белоказаками", 1925 /иллюстрация № 40, без фрагмента/, "Агитатор", ? /иллюстрация № 41, без фрагмента/, "Захват белогвардейских шпионов", ? /иллюстрация № 41, без фрагмента/, "Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой", ? /иллюстрация № 42, без фрагмента/, "Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году", ? /иллюстрация № 43, без фрагмента/, "В подвалах ЧК", 1919 /иллюстрация № 44, без фрагмента/, -- вот тот шедевр! -- увы, без прикрас: убийство без смысла и... Вот ещё одна такая же по силе и мощи антиэстетики заставка, обложка, плакат! -- беру её я тоже себе на Стену!
Ну и уже быт! Но какой! Как много нам говорящий, тут умолки всяк исторический документ, вско кино- и остальное лжесвидетельсво! Пусть скажет нам Иван Владимиров -- о том, как это было! На нашей многострадальной земле, Родине, что и кого только не пережившей! -- "Сжигание орлов и царских портретов", 1917 /иллюстрация № 45, без фрагмента/, "Петроград. Переезд выселенной семьи", 1917 -- 1922 /иллюстрация № 46, без фрагмента/, "Русское духовенство на принудительных работах", 1919 /иллюстрация № 47, без фрагмента/, "Разделка павшей лошади", 1919 /повтор работы "Голод"/ /иллюстрация № 48, без фрагмента/, "Поиски съедобного в помойной яме", 1919 /иллюстрация № 49, без фрагмента/, "Голод на улицах Петрограда", 1918 /повтор акварели "Бывшие"/ /иллюстрация № 50, без фрагмента/, "Бывшие царские чиновники на принудительных работах", 1920 /иллюстрация № 51, без фрагмента/, "Ночное разграбление вагонов с помощью от Красного Креста", 1922 /иллюстрация № 52, без фрагмента/, "Реквизиция церковного имущества в Петрограде", 1922 /иллюстрация № 53, без фрагмента/, "В поисках сбежавшего кулака", 1920 /иллюстрация № 54, без фрагмента/, и наконец, вот он финал, полёт и задел наш в наше светлое будущее: "Развлечение подростков в Императорском саду Петрограда",  1921 /иллюстрация № 55, без фрагмента/, показательно: камнями забрасывают статую обнажённой богини Венеры, красоты и высоты любви античной богини! Да, это конец. Хоть и было самое-самое начало уже...
Боже! -- да и названия сами собой о всём говорят, какие же они! -- ёмкие, да и с трагическим юмором /да так на чьей же стороне автор, сам, милиционер, художник, свидетель, участник, жертва, победитель?/ как же он служил там в милиции? Как он это всё -- чем? каким сердечно закрытым клапаном -- пережил! Не знаю... не знаю! Я. А вы?
Боже! Да не бывает победы без торжества и мести... и надругательствами над поражёнными! Разве не потопчутся и не оттопчутся на павшем, падшем, пораженце? И как же легко встают за правду, а обращаются во ложное! А справедливый -- как бы -- гнев /скоро! очень, очень скоро.../ перерастает в безумства, воочию, видели очи. Наши... И наших лучших художников всех веков и напрвлений! Насилия и царствия силы над правдой празднуем... Опять? Всё, как всегда и у всех. О Боже ж.
Оставаться с Родиной, на Родине -- в Её делах, бедах, с людьми, какие бы, каковы бы ни были! Болеть за Неё! Любить! Что силы есть! ...не покаявшись -- от голода в 1918 в Сергиевом Посаде, самом Центре Русского Православия, у раки святого Сергия на руках самого православного священника -- тоже будущей жертвы -- отца Павла Флоренского от голода умирает Василий Розанов, один из моих любимейших авторов... И отца Александра Меня зарубят! Позже, но за Христа и людей, которых он к Нему вёл! Я в его Музее ныне тружусь! Служение, служение... Кто бросит Мать свою, Родину в беде? -- настоящий нет, не бросит, останется с Нею, умирать, мучительно, долго, или быстро -- как скажут уж те, кто залез командовать, править, воровать, насилствовать  ... 
...но вот, пожалуй, надежда и новая икона нам -- Кузьма Петров-Водкин /1878 -- 1939/ "1918 год в Петрограде", /иллюстрация № 56, без фрагмента/, "Петроградская Мадонна" -- укоренившееся народное название этой картины, нашей кометы в светлое!.. будущее!.. Тоже -- знак, символ, шест, плакат, знамя... Какая! всё же сила во всё этом -- пережить, верить, остаться, быть, и продолжать писать!
В чём суть сказанного? /А/ вы не заметили, что художники просто -- НА СТОРОНЕ ЧЕЛОВЕКА! За человека -- вот он единственный гуманиста лозунг! А художник -- гуманист. И всегда -- против! НАСИЛИЯ... С чьей бы стороны, с какой политической линии, ни пришло. Художник -- честный вольнописец, независимый счастливец петь и наслаждаться -- пусть и тем, что видел! в чём довелось! жить! Какая разница -- все мастера высказались определённо ЗА ЧЕЛОВЕКА против машины власти. Протест -- это живое против механистичности, люд и душа -- против системы и мертвечины! Вот такая его суть. 
Чем хочется кончить? А апофеозом против насилия! Мы все знаем: в споре ничего не рождается, ничего! кроме ненависти! ненависти друг ко другу, если люди не слышат и не слушают друг друга! Следом? -- знаем преотлично: кровавый переворот... братоубийство! А -- потом, следом, война -- гражданская! Кровавейшее месиво, остервенение. Потом она преплавненько себе так  перерастает в очередную обыкновенную войну -- между государствами-соседями, чего-то там делящими всегда, а там та уже в мировую! Мировую, очередную. Последняя закончилась атомными бомбардировками... Вот что! и как это было, бывает и может вполне повториться! Самый антивоенный, самый гуманистический мастер? -- да, он, наш, прославленный баталист, литератор, корреспондент, путешественник, этнограф, собиратель, храбрец, адъютант, военный, прапорщик, награждённый орденом Святого Георгия, который носил с гордостью, Василий Верещагин /1842 -- 1904/, шедший с Русской Армией повсюду и неотлучно, видевший смерть рядом, близко, сам. Однако, обвинённый царями нашими в антипатриотизме, что был для них патриотизм? -- наверное, не то же, что и для Василия Верещагина? Вот, Великий Князь Александр Александрович, будущий Император Александр III: "Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек". От звания профессора Императорской Академии художеств Верещагин отказался, многие картины уничтожил,  погиб в действующем флоте на броненосце "Петропавловск" вместе с адмиралом Степаном Макаровым в русско-японскую войну на внешнем рейде Порт-Артура. Его завещание? Нам -- послание... Против насилий, убийств, жестокости, революций, войн... -- Гуманистическое, пацифистское послание "Апофеоз войны", 1871 /иллюстрация № 57, с фрагментом/ -- протест! русский вековой протест против правителей-душегубов, посылающих свои народы на бойни, все войны -- братоубийственные, потому что, все люди -- братья!      
Художнику? -- таланту? -- верим и будем! Документам, историкам? -- нет, нет, нет.  Поскольку правда их -- кочующая, маятниковая -- как трясина -- от  властей держащих: жонглёры бумаженциями и доказательствами неправды. Опуская политдетали, выдумки "законности", обстоятельства якобы истории и другого, видим, истинный талант -- человеколюбие! Не может он не болеть человеком! -- ЗА ЧЕЛОВЕКА против машины власти... 


ЗА ЧЕЛОВЕКА против машины власти

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ РУССКОГО ПРОТЕСТА
на хрестоматийных примерах живописи
и
БЫТОПИСАТЕЛЬ ПРАВДИВЫЙ ПЕРЕМЕН
художник ВЛАДИМИРОВ Иван Алексеевич 1869 Вильно -- Ленинград 1947
Ко Столетию Великой Октябрьской Социалистической Революции
и
семидесятилетию кончины
      

29 10 2017

АвтоТекст № 0359
http://www.proza.ru/2017/10/30/960
ФотоАльбом № 0875
https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/168231/
ссылка для скачивания текста и фотоальбома
https://yadi.sk/d/8HzKnkc_3PDqUM

подготовлено для прочтения ко Дню Национального Единства в Ночь Искусств 03 ноября 2017 в Библиотеке Искусств имени писателя Всеволода Иванова посёлок художников "Сокол" Москва улица Михаила Врубеля 13


P.S.
Василий Розанов о картине Ильи Репина "17 октября"

"Жидовство, сумасшествие, энтузиазм и святая чистота русских мальчиков и девочек - вот что сплело нашу революцию, понесшую красные знамена по Невскому на другой день по объявлении манифеста 17 октября - так комментирует дело И. Е. Репин в выставленной им большой картине "17 октября 1905 года" на XIII передвижной выставке. Картину эту хочется назвать лебединою и вместе завещательною песнью великого художника... Поистине великого... После всех споров, какие о нем велись, после бешеных усилий сорвать с него венок этот эпитет особенно шепчется, усиленно шепчется.
Сколько понимания, сколько верности! Конечно, все жившие в 1905-1906 годах в Петербурге скажут о картине: "Это - так! Это - верно!" Несут на плечах маньяка, с сумасшедшим выражением лица и потерявшего шапку. "До шапки ли тут, когда конституция". Лицо его не ясно в мысли, как именно у сумасшедшего, и видны только "глаза в одну точку" и расклокоченная борода. Это "назарей" революции, к шевелюре которого вообще никогда не притрагивались ножницы, бритва, гребенка и щетка. Умственная роль его небольшая: самого его несут на плечах, и он в свою очередь высоко держит над толпою "венок победы". Таким образом маньяк, как ему и следовало, вышел в простую деревянную подставку для плаката. Впереди всей процессии два гимназиста, и один не старше IV или V класса, но и другой, старший, ближайший к зрителю, тоже не VIII класса, а класса VI или VII. Кто видал массы гимназистов, не ошибется, взглянув на лицо, к которому классу относится "питомец школы". Два эти гимназиста и стоящий позади шестиклассника студент в фуражке, положивший ему руки на плечи, - "инструктор" пения и идей - какая это опера!! Боже, до чего все это - так!!
"Так было! Так мы все видели!"
В первой же линии, прямо "в рот" зрителю, орет песню курсистка II или I (никак не IV) курса, в маленькой меховой шапочке, с копной волос, вся в черном. Она вся "в затмении" и ничего не видит, ничего не слышит. О, она вполне самостоятельна в свои 17 лет, и ничему не вторит, никому не подражает! Великий художник так ее и поставил, не связно ни с кем! Сложение ее рта (открыт, поет песню) и ее глаза - да они рассказывают больше тома "Былого", они уясняют революцию лучше всяких "историй" о ней.
Девочка совсем "закружилась"... В сущности, она "закружилась" своими 17 годами, но это "закружение возраста" слилось у нее с петербургским вихрем, в который она попала из провинции, приехав сюда только 1 1/2 года назад. И она сама не понимает, от возраста ли кричит, или от революции. Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива! И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции. Русская масленица. Репин, не замечая сам того, нарисовал "масленицу русской революции", карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства.
Позади ее - еврей и еврейка, муж и жена; он, наверное, приват-доцент, а она имеет первого ребенка. У еврея - тупо-сосредоточенное лицо. С первого взгляда кажется, что вот эти евреи, лица которых наиболее выписаны и "портретны", и являются "разумом" революции, все в ней подсказали и ко всему в ней повели. Но это только при первом взгляде. Гений художника все подсторожил и все высмотрел. Еврей - совершенно тупой, и самая хитрость его (которая есть в лице) - тоже тупая, которая, проиграв все "в целом", выиграла "на сегодняшний день". Несравненно хитрое и именно дальновидно-хитрое толстое военное лицо (правый край картины), почтительно приподнявшее фуражку перед "победившей" революцией... Это лицо - подозрительное, сморщенное и презирающее. Приват же доцент имеет ума не больше, чем первокурсница впереди его, но он считает, рассчитывает, "умозаключает", и в этой сухой ученой работе он так же беспредельно наивен, как и 17-летняя девочка.
Рядом с ним - еврейка, блаженная о первом своем ребенке, чуть-чуть открыла белые зубы и тоже чуть-чуть склонила сентиментально голову. Она счастлива ребенком и революцией. "Мы всего достигли". Она не говорит и не может говорить. Она не поет, как и муж ее приват-доцент, сосредоточенно молчит. Впервые из картины Репина, столь разительно истинной по зарисованным лицам, я увидал, что "евреи в революции", в сущности, не ведут, а именно идут за сумасшедшими мальчиками, но подбавляют к их энтузиазму хитрую технику, ловкую конспирацию и мнимо-научную печатную литературу. В революции, как и везде, евреи не творцы. Творит, выдумывает и рвется вперед арийская кровь. Это она бурлит и крутит воду. А евреи - "починщики часов", как и везде, с мелкоскопом в глазу, и рассматривают, и компилируют подробности, какой-нибудь "8-часовой день" и "организацию" забастовки.
Такая же "без мысли" и поднявшая букет высоко кверху еврейка, лет 35, в середине толпы, в центре картины. Дальше "поднятого букета" она вообще ничего не думает. Она вся - эффект, поза и единичный выкрик. Смотрите, у левого ее плеча чиновник в форме, тоже громко поющий песню "о ниспровержении правительства". Он начитался Щедрина, он вообще много читал, - и лет 20 нес на плечах служебную лямку "20-го числа", которую в блаженный карнавал сбросил. Но еще лучше, в форменном пальто, чиновник лет 45, с крепко сжатыми губами и богомольно смотрящими вперед глазами! Вот лицо, полное уже мысли, веры, - лицо прекрасное, хотя тоже немножко тупое! Он всю жизнь философствовал у себя в департаменте, он читал декабристов и о декабристах, он все ждал, "когда придет пора"... И вот пришла вожделенная "пора", конституция, - и он внутренне молится и весь сосредоточен.
Но посмотрите, какая разница в сосредоточенности у него и у еврея приват-доцента; они оба недалеки, но у еврея недалекость соскальзывает в счет, где он обнаруживает уже хитрость и умелость. Еврею есть дело до "сегодняшнего дня" и нет дела до России. Чиновник - русский идеалист-патриот; это тот патриот, который ждал и не дождался реформ. И теперь "17 октября" в душе "служит молебен за будущее России". Роль еврея - глупая и хитрая; роль чиновника - наивная и благородная.
И все это "усторожил" Репин и дал прочитать в своей картине! Гений.
Позади еврея простолюдин-революционер, "распропагандированный" на митингах не более 9 месяцев назад. Это - "быдло" революции, ее пушечное мясо. Он голодал до 17 октября, но, увы, и после 17 октября будет голодать. И наконец, позади его неоформленное лицо настоящего революционера, единственное "настоящее" лицо революции во всей картине: это террорист, самоубийца, маньяк, сумасшедший. Он все молчит, и до революции, и после революции. Молчит, молчит и потом убьет. А почему убил - не скажет и даже едва ли знает.
В середине - благообразный старец с большой белой бородой. Это "общественный деятель", человек 60-х годов, "преданий Добролюбова" и "Современника". Лицо его - и огорченное, и радующееся. Он 40 лет огорчался, а 17 октября возрадовался. Около него нарядная дама, его 40-летняя дочь, незамужняя, занимающаяся декадентством. В огромной шляпе и богатом пальто, с маленькими глазами и сухим ртом, она поет "лебединую песню" своего девичества, не замечая, что всю жизнь "осуждала" не столько старый порядок, сколько прискорбную личную судьбу.
Это единственный не "масленный блин" в репинской картине.
И еще еврей-студент, орущий во все горло (в центре, немного влево). Рот так раскрыт, что галка в него влетит. Хорош, недурненький, а какая мысль?!! Но взгляните на его металлический, внешний, холодный энтузиазм, особенно сравнив его тоже с орущими русскими студентами и гимназистами!.. Сколько в последних внутреннего тепла...
Какая картина!.. Где ее видел Репин? Он собирательно все откладывал в душе впечатления. И выразил через 6 лет накопленные (задолго и до 17 октября) "ощупывания" лиц человеческих, фигур человеческих, душ человеческих.
Да, это великий "щупальщик" существа человеческого, наш Репин. И уж кого он "пощупал" - не спрячет души своей. Его картины - и великолепная опера, и "тайное следствие" о том, что было и что есть на Руси. И по глубине и правде этого "следствия" - поистине "страшно впасть в руки Репина". Страшно для живого человека подпасть под кисть его.
Картину "17 октября" надо сопоставлять с "Мундирной Россией". Это знаменитый "Государственный Совет"... Одна другую поясняет!.. И как русская история становится понятна в этом сопоставлении!

1913 г."

Электронная версия текста перепечатывается с сайта http://www.nefedor.com/

Из замечательной статьи "baci1" в интернете на страницах LIVEJOURNAL "Первая русская революция глазами художников. Серов, Маковский, Кустодиев, Репин, Владимиров":
https://baci1.livejournal.com/21908.html
https://baci1.livejournal.com/22359.html