Похождения Шпоньки. Выдвижение кандидата в депутат

Иван Петух
    Глава 15

   Выдвижение кандидата в депутаты.

   Прибытие нового военкома совпало с подготовкой к выборам в районный совет народных депутатов. Не успел военком майор Маркеев ступить на порог, как в райвоенкомат поступила телеграмма из политотдела:
   
«Райвоенкому. Сегодня к 17.00 часам лично мне доложить: выдвинут ли райвоенком кандидатом в депутаты райсовета. Нач по п/п-к Кумысов».

   Райвоенком майор Маркеев, имея академическое военное образование и тонкую натуру, москвич, не смог понять смысла радиограммы.

   — Прапорщик, почему я обязан требовать от избирателей выдвинуть меня кандидатом? —задал наивный вопрос майор.

   — Вам совсем не нужно это делать. Избиратели сами догадались это сделать.

   — Но почему? Они в глаза меня не видели, а я их.

   — Им подсказали ребята из Райкома партии.

   — Зачем они это сделали?

   — Так указал им обком партии, а там посоветовал политотдел наш, исходя из директивы политуправления военного округа.

   — А, если избиратели не пойдут за меня голосовать?

   Шпонька с сожалением посмотрел на майора. Видно, что всю службу провёл на кафедре и совершенно не может контактировать с гражданским миром. Придётся его учить. Не он первый. Каждый офицер, прибывший в военкомат служить, проходит четыре стадии становления:

   Первая: «Я покажу вам, дуракам, как надо работать».

   Вторая: «Создайте хоть какие-либо условия для работы».

   Третья: «Это дурдом! Помогите хоть чем-либо!»

   Четвёртая: Службу понял и запил.

   «А этот молодец. — думал Шпонька. — Сразу в третью стадию вышел. Недаром, что академик. Надо помочь».

   — Все проголосуют. Какая им разница за кого голосовать. — объяснял Шпонька — Всё равно от этого толку в районе не прибавится. Все дружно проголосуют, лишь бы на избирательный участок дешёвую колбасу завезли. В прошлый раз штукатур Фролов пришёл голосовать позже и в буфете колбасы уже не было. Только копчёная скумбрия и морская капуста в консервах. Он обиделся и не стал голосовать. Члену избирательной комиссии пришлось самому за него бюллетень в урну бросать. А штукатура по месту работы за что-то лишили премии. Никто так и не знает за что.

   Буквально на следующий день из райисполкома сообщили военкому, что он Ушинским избирательным участком выдвинут кандидатом и жители совхоза просят дать на это его согласие.

   — Зачем мне нужна эта комедия? — возмутился Маркеев.

   — Пригодится. — заверил майора Шпонька. — Как говорит Ташкенский клоун Юсупов: «Ишак с дипломом, это тебе не ишак без диплома».

  Вскоре военком, взяв с собой Шпоньку, выехал для встречи с избирателями.

   Стояло время сенокоса. Посёлок пустовал. Редкие прохожие косились на военных, не соображая, что их сюда привело.
   На видном месте ярко смотрелось объявление: «В 16:00 состоится в сельсовете встреча с нашим кандидатом в депутаты райсовета Маркеевым. Явка всех строго обязательна».

  В четыре часа дня собралось около пятнадцати человек. Это были все, кого могли поймать работники сельсовета: продавцы из магазина, служащие конторы совхоза, учителя школы.

   Председатель сельсовета представил Маркеева и кому-то моргнул глазом. Тот встал и попросил рассказать военкома свою автобиографию. Военком несколькими словами описал свой жизненный путь:

   — Закончив школу, поступил в военное училище. Потом закончил военную академию. После был преподавателем в военном вузе. Сейчас направлен к вам. Пшеницу от морковки отличить не смогу.

   — Кто желает выступить? — задал вопрос председатель сельсовета.

   Тут же встала женщина, раскрыла тетрадку и зачитала следующую речь:

   — Жители посёлка! Идя на встречу съезду коммунистической партии Советского союза, вдохновляемые победами нашей партии, наш героический народ совершает трудовые подвиги.
   Трудящиеся нашего совхоза, шагая в ногу с победной поступью всего народа, вносят огромный вклад в строительство светлого будущего нашей страны. Увеличилось производство молока и мяса. Радостные и счастливые своими достижениями мы пришли к этому знаменательному дню — встрече с кандидатом в депутаты. С этого дня мы ещё с большей силой будем укреплять успехи нашей партии.
   Дорогие избиратели! В ответ на происки враждебных к нам государств, я призываю вас сплотиться в единый кулак и дружно, как один, отдать свои голоса за товарища Маркеева.
   Кто с опозданием придёт голосовать, тому не выпишем отходы и сено.

   После этой пылкой речи избиратели стали давать Маркееву наказы:

   — До райцентра девяносто километров, а автобус ходит только раз в день. Надо сделать, чтобы ходил два раза.
   — На пятьдесят километров вокруг нет водоёма. Пьём солёную воду из колодцев. Надо провезти в посёлок водопровод с хорошей водой.

   Маркеев молча слушал их наказы.

   Встреча закончилась. Военком уехал домой и никогда больше в этом посёлке не появлялся.

   Через короткое время майор Маркеев ушёл на пенсию, но вернуться к матери в квартиру, из которой он был призван, в родной город ему не разрешили. Существовал приказ: офицеров!, уволенных в запас направлять в любую точку страны на постоянное место жительства по их выбору, кроме столичных городов.

   Маркеев всё-ж уехал в родную Москву и жил там без прописки с матерью. О своих проблемах он написал в журнал «Военный вестник».
 Ответ пришёл за подписью генерал-майора, который поблагодарил Маркеева за контакт с редакцией, горячо поздравил с наступающим днём Советской Армии и Военно-морского флота, прислал в письме стопку карманных календарей с рекламой о подписке на журнал.