В один прекрасный вечер

Золотое Крыльцо
    Можно ли прожить целую жизнь за один короткий вечер? Конечно, можно! И жизнь огромную, долгую, длиной почти в целый век. Её можно прожить вместе с художником Марком Шагалом и его Ангелом 12 ноября на сцене Театра «Балтийский дом», на гастрольном спектакле «Полёты с ангелом» о художнике Марке Шагале. Исполнитель главной роли и режиссёр спектакля - Сергей Юрский.

     Почти сто лет прожил на свете художник Марк Шагал, но жизнь художника невозможно измерить хронометром, потому что она насыщена событиями, драматическими переживаниями, потому что великие художники - особенный народ. Своим творчеством выходят за рамки пространства, времени, физических законов. Знаменитую картину Шагала, где мужчина и женщина, обнявшись, парят в небе, знают почти все. На картине сам Шагал и его возлюбленная Бэлла, которую он рисовал часто, всю свою жизнь, даже тогда, когда судьба навеки их разлучила.

    Двадцатый век, в котором жил и развивался Шагал – век потрясений и фантастических свершений. Кажется сегодня, на семнадцатом году двадцать первого столетия мы только начинаем постигать, что же тогда происходило: «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки? И своею кровью склеит двух столетий позвонки?» - писал о XX веке Осип Мандельштам. Для человека его век – это цепочка встреч и расставаний, надежд на будущее и реальных дел, цепочка исторических событий, большинство из которых происходят не по твоей воле и вопреки желаниям, меняя и поворачивая твою жизнь. Иногда ломая и корёжа. Для художника его век – это его полотна, в которые он вкладывает душу и отношение к миру. Художники – народ особенный, что касается Шагала, то тут совсем необыкновенный случай.

     Несмотря на страшные исторические и личные потрясения, его судьба во всех отношениях состоявшаяся: век долгий, успех картин несомненный. Начав свой путь в Витебске, продолжив его в Петрограде, Шагал будет крайне востребован в Париже. Но дело же не только во внешнем успехе, верно? И дело ведь не только в том, какими трагедиями потрясался мир, а в том ещё, за что было больно, что было страшно и что было интересно и важно в происходящем самому герою. И в том, достигнута ли цель, поставленная перед самим собой. А может быть, даже и не в достижении цели главное, а в том, можно ли в этом бушующем человеческими и политическими страстями мире прийти к гармонии? Понять себя и понять свою судьбу художнику помогает ангел. Ангел в спектакле -  реальное лицо, то ли мальчишка, то ли девчонка, немного смешной, немного трогательный, немного стеснительный. Такими часто бывают современные тинэйджеры: в штанах, вязаной шапочке, длинном, не по размеру, свитере, со скованными движениями и детской доверчивостью.

    Ангел является к Мастеру в самом начале спектакля, незадолго до кончины главного героя, чтобы вместе с ним и нами зрителями заново пережить всё. И рождение таланта, когда мамочка ведёт тебя за руку к твоему первому в жизни учителю по рисованию. И первое расхождение в творческих взглядах с учителем же: «Ты почему не соблюдаешь законов перспективы?» И первый побег от девушки, с которой вроде бы уже намечается вечный союз; рационально побег объяснить невозможно, а понять можно, когда слышишь из уст Марка: «я убёг». Не убежал, а именно «убёг», как убегают из тюрьмы, спасаются от наваждения, уберегаются от кошмара.

     Переживёт заново Марк и первую встречу с единственной на все времена любимой, закончившуюся действительно вечным союзом, закреплённым на все времена красками на его полотнах. В спектакле много ностальгии и много светлой радости. Невозможно передать словами, что происходит, когда Марк вновь и вновь ведёт диалоги с Мамой (Натальей Теняковой), с течением времени приходящей к нему уже из памяти, из небытия. Приходящей, чтобы, как всегда, поддержать своего ребёнка, расспросить его о том, что поменялось в жизни. Это простая необразованная женщина, но мудрость её божественна, вера в сына безгранична. И так получается, что у жизни ты бываешь и родной, и чужой, и такой-сякой, а у мамочки всегда только самый родной и самый близкий. И материнская любовь -  твоя внутренняя прочнейшая опора во всём, а другая опора – любимая женщина. Найдётся и ещё одна опора, та, что сродни упрямству: твой собственный взгляд на вещи. Кто говорил, что тобою отвергаются законы перспективы? Нет. Просто можно видеть происходящее с такой точки обзора, когда и перспектива, и её законы несколько иные, когда человеческое начало побеждает сиюминутное, будь оно порождено политикой или художественной конъюнктурой или модой. Можно-то можно, но не всем удаётся. Тайной тайн останется художник с его полотнами для многих, как в детстве не понимали его рисунков земляки, так и позже не поймёт его Лушка, воплощённая Революция (Анна Гарнова). Грубоватая, бесцеремонная, но ведь и добродушная, она вроде и не желает Мастеру зла, а диалог не состоится. И протопает мимо, куда-то совсем-совсем мимо с бодрой революционной песней на устах колонна бойцов в будёновках. Потом, когда промчится время, когда минуются расстояния, точно также, уже в Париже, в картинной галерее, будут топать мимо-мимо, куда-то совсем мимо стройной колонной вечно спешащие туристы. Очаровательная Антуанетта, их экскурсовод будет что-то объяснять им, что обычно говорят в таких случаях, и эту роль с большим юмором играет Анна Гарнова, она же Бэлла, она же Ангел, и это неслучайное совпадение.
 
   Сразу несколько ролей в постановке сыграет Сергей Юрский, а Людмила Дребнёва предстаёт не только в образе размечтавшейся о всенародном счастье Лушки, но и Сожжённой картины пострадавшей от рук нацистов, поющей нам о своей боли. Но чтобы ни случалось, чтобы ни происходило, какой бы человек, какая бы беда, ни стучались в твою дверь, дело художника рисовать. Этим он велик и рядом с великаном-временем вырастает во всё более крупного художника, становится равным своему времени по величине, склеивая позвонки истории не только кровью, но ещё и красками. Шагал ведёт со временем свой диалог, отвечая всему новыми прекрасными полотнами.

   Каждый из нас играет в своём времени какую-то роль, какую, зависит от того, что ты за человек. Мы очень много думаем о том, повезло ли нам в жизни, что за люди, да что за мир нас окружает, да достоин ли он нас, таких замечательных, но не очень много о том, повезло ли миру с нами и окружавшим нас людям. Двадцатому веку с Шагалом повезло.

   О.П. Быкова, педагог студии журналистики «Золотое КРЫЛьцо» ДДТ Петроградского района, первая публикация - газета "На островах и рядом", № 10, 2017г.