Без родины 2 - Глава 12

Виталий Поршнев
                ГЛАВА  ДВЕНАДЦАТАЯ.

    На следующий день  я вхожу в  аудиторию,  на  экзамен по русскому языку, и осматриваюсь. Чего я никак не мог предположить, желающих учится в семинарии  много. У  всех лица  молодые,  как говорится, только – только  со школьной скамьи.
  Среди них выделяются только два человека, лет за пятьдесят.  Первый  одет просто, в руках держит  четки, которые  перебирает, шевеля губами.  Второй  в заказном костюме,  на парте  у него лежат несколько  белоснежных листов и  перьевая ручка.  «Надо же, какой солидный дядька!»  – думаю я,  и сажусь к тому, что с четками. Представляюсь:
– Григорий Россланов.
– Александр Майоров. – Отвечает он,  пожимая мне руку.
– Как  экзамен будет проходить? –  спрашиваю у Александра. Наверное, слишком громко, потому что  сидящие сзади  школьники  с улыбкой переглядываются.
– Изложение  будем писать. – Объясняет Александр, изумленно глянув на меня.
– Спасибо! –  благодарю  я, зевая. Изложение – это, по-моему,  слишком просто! Они бы еще прописи раздали, чистописание проверить!
    В аудиторию  входит  худая пожилая  женщина  в  экстравагантной   шляпке. За ней   идет о. Никодим. Все встают,   игумен здоровается.  Говорит,  что прежде  необходимо помолится.  Я стою прямо перед ним, и, наверное, поэтому он предлагает мне:
– Прошу, обычное начало!
    От публичности происходящего  я   смешиваюсь. В горле образуется ком, а из глаз едва ли не текут слезы.
– Царю небесный, – уловив мое состояние, едва слышным шепотом подсказывает Александр.
– Царю … –  начинаю   я,  странным, словно не своим,  голосом.   Сзади слышатся звуки, которые можно назвать  сильно подавляемым смехом.  Отец Никодим с каменным выражением лица дослушивает мое мучительное произношение, потом предлагает  всем сесть и представляет  женщину,  преподавателя  в звании профессора.  Рекомендует нам сосредоточиться, грамотно сдать под ее руководством экзамен, и уходит.
  Профессор достает  из  кожаного портфеля конверт,  распечатывает его красивым ножичком с инструктированной ручкой,  выкладывает на стол лист  с текстом. В этот момент я понимаю,  что мне придется писать пальцем  по полированной столешнице: я забыл   письменные принадлежности.
– Простите, – говорю я,  обращаясь к окружающим, – а лишней бумаги  и ручки, ни у кого не найдется?
    Сзади  опять  кто-то фыркает. Профессор укоризненно смотрит так, словно хочет выставить меня за дверь. Мужчина в костюме   отделяет от своей пачки листы,  и протягивает мне, вместе с запасной ручкой  из внутреннего кармана. Я благодарю его, но мужчина,  не ответив, отворачивается. Неужели  настолько сосредоточен? Или за годы, проведенные в Дальнем,  я совсем потерял   обаяние? Все-таки хорошо,  что я  вылез из своего «медвежьего угла». Это должно меня взбодрить.
    Преподаватель, убедившись, что  я  перестал ерзать,  укоризненно качает головой, а затем произносит хорошо поставленным голосом:
– Изложение. Сейчас вы прослушаете историю известного  монастыря. Потом запишите, что запомнили. Все понятно?
    Абитуриенты   дружно отвечают «понятно»,  и слушают, боясь пропустить слово.  А я скучаю, и, когда преподаватель заканчивает чтение, решаю усложнить задачу. Пишу  изложение   вольным стихом: «Святитель Медынский, наш Тихон, обитель свою при Московских князьях  основал. Татары, литовцы, войною ходили,  пытались разрушить ее. Монастырь  добили лишь в Смутное время:  что меч не посек, то огонь завершил. Но в семнадцатом веке он был восстановлен …»
    Экзамен завершается  так же, как и начался – появлением о. Никодима. Он объявляет, что оценки будут известны  завтра, а сегодня нам  еще  нужно помочь епархии:
– Кто пойдет на кухню чистить картошку? – спрашивает он.
  Руки  медленно  поднимают:  Александр,  мой сосед, затем мужчина  в костюме, который успел представиться мне, как Александр Леонидович,  и сидящий поодаль молодой парень с несколько заносчивым выражением лица.  Остальные произносят  дружное «у–у». Мне кажется, что, раз старшее поколение  вызвалось на кухню,  и  мне  это следует сделать. Я тоже     поднимаю руку.
– Отлично! – говорит о. Никодим,  по-моему, с внутренней улыбкой, – тогда, за исключением этих четверых,  остальные идут к строительному вагончику, что  возле  ворот. Это прорабская. Там вам объяснят, куда складывать кирпичи из грузовиков!
    Аудитория несколько секунд проводит в    безмолвии,  после чего  взрывается протестующими возгласами. В основном,   о  слабом здоровье.
– Ничего не хочу знать! – решительно произносит  о. Никодим,–  куда пришли поступать, юноши? У  нас служат, как в армии, а приказы не обсуждают. Кому не нравится, завтра  на экзамен не приходите!
    Через полчаса  мы: я, Александр, Александр Леонидович,  сидим  на кухне  возле большого чана, и наблюдаем  через окно,  как абитуриенты на солнцепеке, в парадной одежде,  переругиваясь между собой, таскают кирпичи.
– Игумен  слишком суров   с нашим братом,  мне кажется! – говорю я, жалея молодых людей.
– Нормально! – одним словом выражает свое мнение Александр. Он прячет  четки в карман, и берет в руки нож, чтобы проверить его остроту. 
– Да, о. Никодим  поступает правильно! – соглашается  Александр Леонидович. Он  достает из  кожаного портфеля фартук и  нарукавники,  будто заранее знал о грязной работе,   и продолжает мысль, – вот только сейчас начинается настоящий экзамен. Наверное,  наш игумен откуда-то  наблюдает, как будущие батюшки себя ведут.  При поступлении в семинарию можно на пятерки сдать, и не пройти, двойку получить, а быть зачисленным.
– Вы чего болтаете, работайте, работайте! – говорит,  выйдя  из  промышленного холодильника,  парень, затесавшийся  в нашу возрастную компанию. Он  расставляет  возле каждого из нас по  ведерку с  картошкой и куда-то уходит.
– Это что за командир на нашу голову? – спрашивают я своих новых друзей.
– Сынок  очень уважаемого  и заслуженного протоиерея,– говорит Александр Леонидович, принимаясь за чистку, –  ему прочат  быструю карьеру в нашей епархии.
– Разве  в церкви развито кумовство? –  спрашиваю я.
– Я бы не назвал это кумовством! До революции  существовали  династии священников, и передача по наследству своего места  считалось нормальным явлением. В иных областях  России,  принять сан людям  со стороны, было практически невозможно. – Отвечает Александр Леонидович.
– А  эти мальчики, – я показываю на  новобранцев за окном, – тоже из священнических семей?
– Нет, эти нет,– говорит Александр Леонидович, – обычные дети, из разных слоев общества. Преимущественно из несостоятельных. Многие  из них решили поступать, чтобы  получить высшее образование. В семинарии обучение  бесплатное, причем обеспечивают не только общежитием, но и кормят три раза в день.
– Словно на  курорте! – ехидничаю я.
– Ничего подобного! – не соглашается он, –  в группе должно быть по двадцать пять человек, зачисляют  тридцать. Первые полгода уходят пятеро – шестеро, до пятого курса доходят  от силы  человек пятнадцать. А  рукополагаются,  и того  меньше.
– Откуда ты все это знаешь? – интересуюсь я у него.
– Пишу  статьи  о православии. Я журналист, – объясняет Александр Леонидович, –   недавно написал книгу,  про нашу епархию. Принес митрополиту, чтобы  тот  благословил  ее   в печать, а он отправил меня на курсы. Сказал, прежде чем писать на   подобные  темы, мне нужно изучить все тонкости. А ты, если не секрет, как сюда попал?
    Я смешиваюсь. Одно дело, выспрашивать кого-то, другое — откровенничать самому. Сказать, что я совершенно одичал в своем  поселке, не знаю, чем себя занять, и приехал за впечатлениями? Я опять  говорю только часть правды:
– Епископ к нам на молебен приезжал. Заметил меня,  благословил. Он считает, что на курсах я узнаю, в чем состоит Божья воля относительно меня.  А вы  как здесь оказались? – спрашиваю я у молчащего до сих пор Александра, желая отвлечь внимание от своей персоны.
– Я жил и работал  во Франции, – в глазах Александра мелькает тень, говорящая о душеной  боли, –  подошел к патриарху  в посольстве, когда  он  приехал  в страну с визитом.  Так получилось,   что Алексий 2   благословил  стать монахом.
– Тогда  почему ты  экзамены сдаешь?–  с недоумением спрашивает Александр Леонидович, – поступающие на курсы монахи и  священники  не сдают!
– Я пока не монах, и  даже не послушник! – объясняет Александр, – я  лишь  написал прошение митрополиту,  о зачислении  послушником  в монастырь. Теперь жду,  какой он даст ответ. А живу здесь,   в семинарском общежитии.
– Где епископ о. Георгий  живет? – спрашиваю я.
– Да! –  отвечает Александр, – только я на первом этаже,  вместе с теми, кто приехал поступать, а владыка на четвертом.  Там  находятся комнаты  преподавателей. Каждое утро, в  пять часов, я вижу его в общей  душевой. Обливается холодной водой  перед тем, как идти на раннюю литургию. Что, ищешь встречи с епископом? Он  в кабинете всех желающих принимает!
– Нет, я  просто так спросил. – Говорю я,  и продолжаю любопытствовать, – а вы что тут, каждый день   встаете спозаранку? Я бы такой график не выдержал!
– Кто в монашеском сане, те да, в основном, встают. – Подтверждают Александр, метко бросая  чищеную картошку в чан.
– Ты куда поступать пришел, парень! –  смеется Александр Леонидович, глядя на мое вытянувшееся лицо, – это же церковь! Сообщество людей, желающих угодить Богу! В армии легче, там после 45 лет на пенсию отпускают,  а здесь ты навсегда раб Божий! Как при жизни, так и за гробовой доской!
– Все мы рабы Божьи. Как  находящиеся в ограде церкви, так и вне ее. И  важно  постоянно молится, чтобы  не стать противником Христовым.  –   Тихим  голосом  говорит Александр, тронув рукой карман с четками.
– Это верно! – с  грустинкой соглашается Александр Леонидович.
    Мы замолкаем, задумавшись каждый о своем. Я слушаю ритмичные звуки: как на кухне шумят поварихи,  во дворе  стучат кирпичами  абитуриенты, булькает в  чане  вода,  принимая в себя очищенные клубни.
    Возвращаюсь  домой под вечер. Впечатлений много, настроение хорошее. Я думаю, что, возможно,  смогу вытащить себя  из  духовного болота, в котором пребываю. Но настроение портится, как только я вижу   перед дверью  пыльные следы  огромных сапог. Хотя в  общежитии считается нормальным  ходить в гости, даже если  нет хозяина, однако  от такой фамильярности  я каждый раз огорчаюсь.
    На моей кровати, для удобства положив ноги в кирзачах на стул,  лежит здоровенный мужик    в синей спецовке. Он  разглядывает фотографии девушек в толстой газете, а  его тяжелая сумка с  инструментом стоит на полу,  распространяя по всей комнате запах каболки.
– Ты кто? –   вытаращив глаза на неотягощенное интеллектом лицо мужчины, спрашиваю я.   Потянувшись грузным телом,  он  вычурно  зевает и говорит:
– Из жилищной конторы, сантехник.
– Сантехником  от тебя  за версту несет, это я уже понял. Ты на каких правах в мою комнату проник? –  задаю я вопрос, поражаясь его бесцеремонности.
– Тамара Онаньевна послала. Сказала,  что у тебя кран течет,  пора чинить! – отвечает он.
– Да я бы, и сам его давно поменял! Но это возможно  только вместе со стояком! А для этого стену придется ломать, причем всю,  от пола до потолка!
– Да,  сложный случай! Ничего,  сейчас сварщик Мишка придет. Будем  решать, что с тобой делать! – говорит мужик, многозначительно глядя.  Конечно, он не сильнее меня, но    гораздо мотивирование.   Поскольку  я уже давно научился читать мысли  местных, то  спрашиваю его напрямую:
– Тебе Тамара Ананьевна кем приходится?
– Племяшка. – Отвечает он, со щелчками разминая кости в гигантских кулаках.
– А Мишке кем? – интересуюсь я, сглотнув  набежавшую от волнения слюну.
– Сестренка! – многозначительно улыбается он,  видя, как у меня портится настроение.
Неожиданно  меня  осеняет, как отделаться от него. Я говорю:
– Знаешь что, я ведь  жених не первой свежести! Погляди на меня внимательно,  и скажи честно:  вам  пьющий гражданин в семью нужен?
  Мужик  какое-то время честно  рассматривает меня, затем его взгляд скользит по комнате, которая не изменилась с первого дня, как я сюда въехал, и останавливается на батарее  пустых бутылок под раковиной.
– Еще раз подкатишь к Тамаре, прибьём! –  произносит он, резко поднимается  с кровати и уходит,  намеренно задев  сумкой мое колено.  Потирая сильно ушибленное место, я  запираю за ним дверь и настежь открываю окно. Теперь придется проветривать комнату до утра. И постель перестелить, а то, от запаха, не засну..