Может быть, вы знаете - часть 1

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2017 10 30
редакция 2018 04 24 


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  дату "ближайшей редакции".



_________________________________________2018 04 24 

Выражаю благодарность автору Проза ру
                Джону Маверику.
Благодаря его эрудиции (и памяти)
теперь знаю (вспомнила, прочитав сообщение от 2018 04 03)
названия произведений
под №2 и№3.

"День экзамена" Генри Слизара и
"Первый шаг" Бориса Лапина.

                Джон, большое спасибо. __________________



================================   NB 
 
                Не произведение. Просьба.

Раздел мемуаров – поскольку тема memory.    ==================



Лидия Кузьмина-Сапогова
МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ ЗНАЕТЕ – часть 1.


Не исключено, что 1я часть останется единственной. Время покажет.

              Все с таким сталкивались, наверное:
не вспомнить никак, где читал (слышал):
вертятся в памяти кусочки текста, сюжета.
Данных, чтобы вспомнить, найти, перечитать – недостаточно.
Если и есть (казалось бы) - не получается найти полный авторский текст.

А желание велико.

                Подумалось:
 
порталы Проза и Стихи ру
дают надежду.
Наверняка здесь кто-нибудь знает!
     И даже – возможно - не поленится просветить.
Коли нет… значит, нет. Попытка не пытка.


_________________Если такое начало не побудило вас покинуть страницу немедленно,
вы прочтёте написанное ниже –
и, если узнаете,
«откуда это» и как называется правильно, кто автор, где-как  найти…

Пожалуйста, напишите.

Заранее благодарю.

И прошу прощения:
возможно, это известные вещи:
и не знать стыдно,
и найти «элементарно, Ватсон».
Да вот… не знаю…

Наверное, ухлопав массу времени, нашла бы и сама, но пока это для меня не вариант.

Кое-что из приведённого ниже встречала в инете,
но –
обычно в не устраивающем (меня) виде
и без указаний (или они сомнительны весьма – иногда одно и то же приписывают ну совершенно разным авторам) на достоверный источник.

 
===================Часть 1 – первая десятка.


«Припоминания» №1, 2,3 - из "прошловечной" фантастики.
В школе читала её пудами.

Дальше - разное.


______________ 1


Будущее.
Персонаж (от 1 лица) говорит, что заметил на пальце у другого персонажа (имя иностранное)
кольцо из натурального дуба
и подумал, что в его положении не надо бы выставлять напоказ свидетельство такого богатства (смысл: ого-го какого).


___________ 2


Будущее.
Город. Семья – родители и сын – школьник выпускного класса.
Близятся экзамены. Умный мальчик, готовится прилежно, успокаивает родителей: мол, сдаст хорошо! Не волнуйтесь!
А они в неуёмном страхе, чем ближе – тем паче. Ну очень боятся.
В день экзамена – апогей.

… Им приходит уведомление. Формулировки не помню, суть:

ваш ребёнок продемонстрировал знания,
превышающие установленную норму.
По известному вам закону – он будет умерщвлён.
Похороны за счёт государства.


___________ 3


Будущее.
Звеэдолёт – в пути мнооого лет, конечный пункт ещё очень далёк.
Программа освоения космоса. Добровольцы, зная, что Землю уже не увидят – ибо жизнь короче намеченного пути даже в один конец, составили первоначальный экипаж. Остальные родились в дороге.
Забыла, остался ли там кто ещё из первых. Или уже только потомки. Есть взрослые – и юные… детей, помнится, нет?
И – (рассказ, напоминаю, прошловечный) – с ними прообраз компа – даже не нашсовременного (хотя, может, уже и есть таковые),
а настоящий высокоуровневый искусственный интеллект – «Мёбиус»... кажется? или...? ну как-то его зовут... Контакт с ним – прямой речью вроде бы. Отвечает - и не только. Собеседник и советчик без скидок. Кладезь знаний.

Там много подробностей, опущу.
Главное:
есть дверь, за которой (вроде бы?) реактор,
зашёл – дверь блокируется - погиб.
Почему она в доступе, непонятно… и вот в эту дверь уходят люди. По факту – совершают суициды.
Не помню, случалось ли это раньше, на момент действия положение чрезвычайное. Ряды тают.
Непонимание остальных, расследования.
… В конце остаётся лишь пара юных влюблённых – Александр и Люсьен. Летят одни – всё автоматно + Мёбиус (условно).
Кажется, мать Люсьен (?) оставляет ей сообщение перед уходом (из взрослых она ушла последняя) говорит в духе: вы справитесь. И - приблизительная цитата:
«Единственное, что меня очень беспокоит – роды. Кто примет у тебя роды? Мёбиус всё знает, но у него нет рук. У Александра руки есть, но он влюблён, а влюблённые не годятся в повитухи».

Вроде даже последняя фраза: где-то там
«…стояли Александр и Люсьен».

А перед этим читателю объясняется:
Никуда чёртов звездолёт не летит.
Чудовищный (имхо) эксперимент:
земная проверка проблем жизни такого коллектива в замкнутом пространстве, и в бесконечности, и в условии непредсказуемого финала этого путешествия  -
перед реальным запуском когда-нибудь.
То есть первые всё равно б не узнали, остальных и не спрашивали…
Кто-то из ушедших открывал дверь реактора именно с целью суицида (а там – ВЫХОД! – но назад уже никак),
но были и те, кто заподозрил неладное и шёл на риск, не имея иной возможности проверить.
Рассказ на том и кончается – эти обманутые юнцы заперты одни, под наблюдением экспериментаторов…


___________ 4


Знаю автора.
Замечательная болгарская поэтесса Лиляна Стефанова.
Даже книга собственная была – утеряна.
Полного текста не сыскать.
Название – вроде? Не уверена… «ИСКЛЮЧЕНЬЕ».
Там примерно так:


"О человек,
носитель сладкой веры
 и тайной мысли,
что среди других
своих собратьев, неизбежно смертных
он - исключенье".

А в конце: 
«Вот он лежит.
Он так и не успел
Узнать о том, что он – не исключенье».


__________ 5


Вроде бы автор – Иванов (не уверена опять), а имя на «В»? Владимир? Владислав? Или… ?

«Атаки кончены. Горнист трубит отбой.
Вдали дымится непокорный город.
Как долго воевали мы с тобой!
Давай сойдёмся для переговоров.

Я ухожу из-под разбитых стен.
Гашу костры. Снимаю жгут блокады.
Война окончена. Есть выход: сдаться в плен.
Но ведь тебе и в плен меня не надо».


___________ 6


???
«Ему писала нежные записки,
Но понапрасну расточала пыл.
Его считала человеком близким,
А он не близким – недалёким был».


___________ 7


Очень известное, цитируется часто  – не смогла точно установить автора - Аронов? Коржавин? Называют и других.


«Весна - пора дождей и грязи -
Так отличается от зим,
Как говорящие "мага`зин" -
от говорящих "магази`н".


__________ 8


Ищу текст Феликса Кривина, названия не помню.

По «вспомненному» мной  Гугл не находит.

Там примерно так (очень примерно):

вот пара: теорема и аргумент. Вечно спорят, что-то друг другу доказывают.
Гораздо спокойнее – аксиома и постулат. Но – они бездетны, ведь только в споре рождается истина.


_________ 9


Читала у Василия Шукшина о том,
как внимательно (в своих текстах) стоит относиться
к союзу «и»... в смысле – минимизировать.

Разделяю это мнение, слежу – если вспомню.
Хотела перечитать – но, привычно надеясь на память, не записала источник. Память буксует…


____________10


А тут знаю и автора, и название.

Наталья Грудинина «Стихи о положительном герое».

А текст полный найти не могу!

Первые 12 строк – подлинные, источник достоверен,
дальше привожу по памяти, наверняка с ошибками, а хотелось бы – без.

«По страницам настольных залистанных книг,
По металлу и глине земных мастерских,
По высотам прозренья и ямам вранья,
По всему, что придумали вы или я,
Возвеличен порой и оплёван порой,
Положительный ходит и ходит герой.

Он разбойником свищет в шотландских лесах,
В инквизиторском мраке горит на кострах,
С бюрократом чиновным вступает в конфликт
И юродивым свищет под грузом вериг, -
В одиночных ли камерах, в свисте ль знамён -
Оглашён, уничтожен и вновь воскрешён».


???
Отрицательный тоже придуман герой.
Он и ????, и тоньше(?) бывает порой.
И умён, и удачлив, и нагл, и живуч.
Он крылами трещит и взмывает до туч.

Но раскинь-ка умом – за кого ты горой?
И в глазах (?) положительный встанет герой.
Обнажит свой не книжный – вещественный меч
И поможет нам голову змею отсечь.


======================= октябрь 2017



LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL