Открою вам тайну секретную

Добрый Особист
Репортаж – освящение некоего
события, мероприятия,
непосредственно с места
событий. Жанр журналистики
и фотографии, спецификой
которого числят оперативность.


На Проза.Ру довелось мне ознакомиться со статьёй Аллы Заливинской «Тайна экспедиции Челюскина» Статья была обозначена как «репортаж»
- Ого!- Подумал я - Заливинская участвовала в экспедиции О. Шмидта на пароходе "Челюскин" и теперь откроет нам какие-то тайны?- Интересно.
 Читаю с жадностью и что же я наблюдаю? Читатель мой дорогой, я жестоко обманут. Заливинская не участвовала в экспедиции. Зато она описывает, что происходило в кабинете Сталина. Что он там говорил и как попыхивал трубкой, при этом. (Сталин гораздо чаще курил папиросы) Нет, в кабинете Сталина Заливинская тоже не присутствовала.
Ну тогда - о чём же этот «репортаж» ? - озадачится читатель.
 Не буду томить. Заливинская, на голубом глазу утверждает, что экспедиция на пароходе "Челюскин" была задумана, для того чтобы пароход погиб, а власти всех «героически спасли». Ну а потом естественно всех, кто будет болтать лишнее расстрелять. Да не больше и не меньше.Ещё сказано в "репортаже" о пароходе "Пижма". Спасать который и вовсе не думали. Он должен был погибнуть вместе с пассажирами.(О пароходе "Пижма" позволю себе вовсе не писать более, в этой статье. Есть на то причины. Пароход "Пижма", по моему, является чистым вымыслом)
 Пишет она и о некой «ноте правительства Дании» В этой ноте Датское правительство выражает обеспокоенность, что если пароход погибнет, то это негативно скажется на международном имидже датских судостроителей. Ведь пароход строили датчане, по заказу СССР и ледоколом он не является. Товарищу Сталину разумеется плевать на это (попыхивая трубкой), для него главное…  Да, странно это, а что там главное-то было?
 Заливинская об этом ничего не сообщает. Нафига это надо было Вождю, она не поясняет. А могла бы – «репортаж» всё же, как-никак.Видимо тов. Сталин просто хотел немного поразвлечься.А именно:
 Заказать в Дании пароход, за очень большие деньги (золотом), набить его грузами разными а потом потопить.
 Ну да, наверное, очень может быть - тиран как ни как...

 Есть в конце заметки и ссылка, на некий источник. Переходим и читаем. Простит меня читать или нет, но там вообще чушь полная.
 Если кратко, то смысл такой:
 Некий человек, филолог, уехал в Израиль. Там он повстречал (случайно) другого человека (неизвестного) и он-то и поведал ему «страшные тайны». Знакомая картина, не правда ли? Уезжает некто, куда-то и там его «просветляет» на всю катушку. Надо сказать, что подобное требует доказательств.
 Вот с этим-то как всегда проблема, у автора - "акулы пера и гуру репортажа" Заливинской. Однако она не одинока, были и другие. В 90-е годы, появилась много статей и «мнений», что севморпуть –это сплошная глупость большевиков и он не нужен, как и атомный ледокольный флот. Вот всем Арктика нужна, с её богатствами, а нам не нужна. Даже Японии почему-то нужна.
 Подобное я воспринимал, ни как иначе как подрыв нашей экономической мощи.
Теперь оставим в стороне фантазии странных людей и обратимся к истории вопроса.
 С началом Первой мировой войны, царское правительство столкнулось с проблемой. А именно, наши порты на Балтике и Чёрном море оказались фактически заперты противником.В армии России ощущался сильный снарядный и патронный голод, нехватка винтовок.Союзники готовы были всё это поставлять.Но как? Порты заперты, по суше невозможно. Пришлось экстренно создавать и осваивать тёплый порт Романов на Мурмане. Теперь это Мурманск.
 То есть важность северных портов понимало даже царское правительство. Большевики, придя к власти, продолжили осваивать север. Полярники тогда считались героями и все мальчишки мечтали ими стать.
 
Начальником и собственно инициатором экспедиции был О. Ю. Шмидт. Был он ,как говориться «из бывших», большевики его почему-то не расстреляли, а доверили очень важные дела. Шмидт был опытным путешественником. Его биографию может найти любой желающий. В 1930 году им была предпринята арктическая экспедиция, на ледокольном пароходе «Седов». В рамках проведения данной экспедиции были открыты острова Визе, Воронина, Длинный, Домашний, Исаченко, западные берега Северной Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане). Один из открытых во время экспедиции островов был назван в честь Шмидта.
 Именно экспедиция под руководством Отто Шмидта в 1932 году смогла в одну навигацию пройти весь Северный морской путь (СМП) на ледокольном пароходе «Сибиряков», положив тем самым начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири.
 Однако возникла и дерзновенная идея. То есть – пройти СМП судном не ледокольного класса. Ледоколы были (и остаются) дОроги и советская промышленность не могла ещё их строить в достаточном количестве.
 По замыслу Шмидта, если выйти из Мурманска в благоприятный момент времени, то можно пройти СМП за одну навигацию. Идею одобрили в правительстве. Выделили средства и работа началась. Было принято решение заказать на датских верфях специальный пароход. Это должно было быть судно ледового класса, но всё же не ледокол. Наши специалисты сформулировали требования к пароходу. Датчане заверили, что с задачей справятся. Советские инженеры выезжали в Данию и лично следили за постройкой парохода. (Эх, Заливинская)

 Пароход «Челюскин» водоизмещением 7 500 т. был построен, и  построен он был в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах» (англ. +100 A1 strengthened for navigation in ice). В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа (the ice breaking type) Это было наисовременнейшее, для того времени, грузопассажирское судно, что подтверждалось его техническими данными.
 Капитаном был назначен Владимир Иванович Воронин – опытный моряк и полярник. Когда Воронин принимал судно, то высказал опасения, относительно его прочности и велел дополнительно усилить борта деревянными крепями. Что и было исполнено.
 16 июля 1933 года пароход «Челюскин»  благополучно отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа того же года, взяв на борт 112 человек, «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, на практике отрабатывая схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. Предполагалось, что на трудных участках «Челюскину» будут помогать специально высланные ледоколы.
 Первые льдины экспедиции встретились уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола, «Челюскин» сумел преодолеть сплошные льды и продолжил свое движение к Владивостоку. 1 сентября 1933 года пароход успешно добрался до мыса Челюскин. В Чукотском море он снова встретился со сплошными льдами. Но ледокола поблизости уже не было. Иначе экспедиция просто теряла смысл.
 4 ноября того же года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались уже считанные мили, корабль был увлечен назад в северо-западном направлении. В итоге пароход дрейфовал вместе с экипажем на протяжении практически 5 месяцев — с 23 сентября 1933 года по 13 февраля 1934 года, когда он был раздавлен льдами, после чего затонул буквально за два часа. Благо экипаж корабля и руководство экспедиции своевременно подготовились к этому и предприняли необходимые меры, заранее выгрузив все необходимое на лед.
 Никто из пассажиров не рассчитывал на столь долгое плавание. Среди пассажиров были и женщины. Одна оказалась беременной, ну и родила в районе Карского моря, девочку. Назвали её Карина. Рожать на пароходе она, разумеется не планировала.
 Почему на пароходе были женщины? А почему нет, собственно. Это не военный корабль, а в СССР тогда провозглашали,  равноправие полов. Женщины – лётчицы, женщины-геологи и женщины-полярницы. Всё в духе времени. Ещё не надо забывать, что платили тогда на «северах» очень хорошо.
 Надо признать, что сама задумка была довольно авантюрной. Однако плоды свои принесла. Показала, что покорить Арктику в человеческих силах.
 В составе было много добровольцев и возникли различные «мнения», например, выдвинуться пешим порядком. Что неминуемо бы привело к гибели. Арктика шутить не любит. Эти настроения Шмидту пришлось пресечь под угрозой оружия.
 Он не совершил ошибок руководителя. Подобным явлениям я посвятил статью «Ошибки руководителя».
Чем всё закончилось, хорошо известно. Северный морской путь освоен и работает, обеспечивая нашей стране господство в Арктике. Это факт и факт бесспорный.
Когда мне довелось побывать в г. Мурманск, я посетил первый в Мире, атомный ледокол «Ленин». Сейчас там музей. Впечатления сильные. Внутренняя отделка из ценных пород дерева. Всё красиво, солидно и мощно. Крепка была Советская власть!

Прочитав «репортаж» Заливинской я обвинил её во лжи и пообещал разоблачить. Что и делаю. Слово я своё держу. Я потребовал от неё доказательств. Ответ стандартный. « А кто я такой, собственно?»  Ну это естественно. Кто такая Заливинская я лично знаю. Ещё она распиналась о всех своих родственниках и знакомых родственников и родственников знакомых, жутко пострадавших от «Сталинского режима» Доказательств как всегда не предоставила. Почему собственно? Казалась бы…  Не объяснила  даже почему и зачем состряпала всю эту «лабуду». Хотя догадываюсь.

Сошлюсь в статье на очень авторитетного и грамотного специалиста. А именно Л. Фрейдгейма. Л. Фрейдгейм инженер, кандидат технических наук, автор более 100 опубликованных научных работ, изобретений, патентов.

"Мы получили копии регистрационных журналов Lloyd Register за 1933-34 гг. из Лондона. Пароход "Лена"(переименован в "Челюскин") был зарегистрирован "Ллойдом" в марте 1933 г. под номером 29274.

Тоннаж 3607 т
Время постройки 1933 г.
Строитель Burmeister&Wain Copenhagen
Владелец Совторгфлот
Длина 310.2'
Ширина 54.3'
Глубина 22.0'
Порт приписки Владивосток, Россия
Двигатель (специсполнение)
Характеристика +100 A1 strengthened for navigation in ice

Расшифровка символов класса:
+ (Мальтийский крест)означает, что судно построено под надзором "Ллойда";
100 - означает, что судно построено по правилам "Ллойда";
A1 - означает, что судно построено для специальных целей или для специального торгового мореплавания;
Цифра 1 в этом символе означает, что судно хорошо и эффективно оборудовано в соответствии с правилами "Ллойда"; strengthened for navigation in ice - усиленный для навигации во льдах.

После переименования в Регистре была сделана новая запись под номером 39034. Название корабля дано в "Cheliuskin". Все основные характеристики были повторены.

В ведомости погибших судов регистра "Ллойда" "Челюскин" с регистрационным номером 39034 занесен с указанием следующей причины гибели: "Разрушен льдами на северном побережье Сибири" 13 февраля 1934 г. Других записей, относящихся к этому периоду, в регистре нет.


После первого плавания в Ленинград и обратно на верфи в Копенгагене были устранены недостатки, замеченные советской стороной. Соблюдение всех условий контракта на постройку судна косвенно подтверждается также тем, что отсутствуют данные о претензиях советской стороны к фирме-изготовителю после гибели "Челюскина", а также дальнейшими заказами советских внешнеторговых организаций этой фирме. Об этом также свидетельствует акт обследования судна 8 июля 1933 г. в Мурманске по нормам советского Морского регистра, не содержащий замечаний.

Таким образом, безусловно, ошибочным является утверждение многих, в том числе и участников экспедиции, что корабль представлял собой обычный грузопассажирский пароход, не предназначенный для проходки в ледовой обстановке. Не могло быть не только дипломатических, но и технических оснований для нот правительства Дании правительству СССР по недопустимости использования "Челюскина" в северных морях. Можно не предположительно, а однозначно утверждать, что версия, якобы документально подтвержденная секретным архивом "Секретная папка ЦК КПСС", является вымыслом"(конц. цитаты)
Этого полагаю и достаточно.

P\S Добавлю еще, что в основу "репортажа" Заливинской легли литературные фантазии Э. Белимова. Они разоблачены уже давно. Если кто из читателей найдёт информацию о пароходе "Пижма". Год и место постройки, тех. данные и пр. буду очень благодарен.
Больше добавить нечего.


Иллюстрация из  Internet