О поэзии... и Кекурах

Скляров Анатолий Николаевич
О поэзии и…Кекурах… Автор фото Игорь Евграфьев

      Как-то так получается у меня по жизни, часто встречаю творческих людей. Не только встречаю, но и получаются дружеские отношения. И в частности с поэтами. Вот и в 1998 году, на Чукотке, случай свел меня с Валерием Ефременко. Он пришел ко мне с просьбой распечатать на принтере небольшой сборничек его стихов о Севере, о Чукотке. Стихи мне очень понравились. Вот эти, к примеру.
         КЕКУРЫ
Стоят, векам наперекор,
В гранитные одеты шкуры,
Как Стражники Чукотских гор,
Столбы гигантские - Кекуры.
       У их гранита - серый цвет
       И грубо-каменные лица
       Над ними лишь полярный свет
       Сияний северных струится.
И небо миллионы лет
Огнем холодным полыхает.
Закован в ледяной жилет,
Лениво океан вздыхает.
       У Стражников суровый взор,
       Не горбят из гранита спины
       И ВЕЧНОСТЬ из окрестных гор
       Стекает мимо них в долины.
Когда под звёздной глубиной
Безмолвье белое блистало,
С лыжни звенящей, ледяной
Я опустился здесь устало.
        Пустынно было. А вокруг
        Росли не сосны и не ели:
        Из снега, вздыбясь, на меня
        Безмолвно Стражники смотрели.
Но не мои, в краях глухих,
Истоки были и начала,
Племён забытых, кочевых,
Здесь речь простуженно звучала.
         Под сенью двух материков,
         Средь великанов величавых,
         Они в, пластах своих веков,
         Восходы солнца здесь встречали.
Они ушли из этих мест,
Веков совета не дослушав,
 Лишь бродят в сопках и окрест
Их зачарованные души…   

Но сам Валерий оказался большим занудой. При распечатке я немного «подправил» некоторые его неудачные, на мой взгляд, выражения. В том числе и этот стих. На что Валерий оскорбился и заявил, что это не его стихи. Так мы и расстались обоюдно недовольные. И у меня с тех пор немного настороженное отношение к поэтам. Но жизнь идет...
       Начиналось все вполне обычно. «Бродил» в Одноклассниках и нашел фото «Кекуры у Комсомольского» Игоря Евграфьева. Комсомольский - это поселок на Чукотке в котором я жил восемнадцать лет.  Фото очень удачное, красочное.
 
     Увидел это фото, почитал вялые реплики в комментариях… И решил «подогреть» общественное мнение. Комментировать фото стихами Валерия. Такие стихи не могут не нравиться. Простое фото Кекур интересно, конечно, не всем, разве что северянам. И я начал комментировать по одному четверостишью в день. «Оживлять» фото. И вдруг, после четверостишья:
      
       У Стражников суровый взор,
       Не горбят из гранита спины
       И ВЕЧНОСТЬ из окрестных гор
       Стекает мимо них в долины.

Появляется такой ответный комментарий:
      
       Тот взгляд приковывал меня
       Своей неодолимой силой.
       И сердце до сих пор хранит
       Их гордый вид под небом синим.

Конечно, я был ошарашен. Какая интрига! Это была Ольга Наркевич. После дружеского, благожелательного, обмена последующими четверостишиями, я был сражен наповал! Еще бы! У меня на глазах рождались НАСТОЯЩИЕ стихи!!! Ольга раньше не подозревала о существовании этого стихотворения о Кекурах. И на фото Кекур, с моими комментариями, попала также случайно. Ее стихи, это чистый экспромт. И получилась у нас с Ольгой поэтическая дуэль.

      Вот после этой дуэли, захотелось мне рассказать мои впечатления от общения с Ольгой, о поэзии и поэтах… Как иногда рождаются стихи… Когда присутствуешь при рождении стиха, для меня это ощущение изумления, как будто прикоснулся к чуду! Я никогда не мог подумать, что такое возможно: случайное фото Кекур в инете, стихи, наш общий Север, такое доверительное общение и такое удивительное родство душ… Такого просто не могло случиться! Но это случилось!!! Эта сказка, это волшебство… Так, в результате дружеской дуэли, а лучше сказать дуэта, в течение трех дней родился стих. Посудите сами, что сотворила Ольга у меня и у многочисленных «болельщиков» на глазах!

Восходы солнца…И луны
Кровавой всходы и заходы
Они встречали - дети тьмы –
Среди безжалостной природы.
    Брели оленей табуны,
    Лассо свистящее летело,
    Струилась кровь, Дымы костров
    Вздымались в небо то и дело…
И звонко бубен грохотал –
Взвивались в танце плечи, руки…
Все проносилось чередой:
Рожденья, встречи и разлуки…
    Все сгинуло во тьме веков…
    Лишь пряно в воздухе нагретом
    Чуть пахнет горечью костров
    И гор струятся силуэты…
И Стражников суровый вид
О чем-то небо вопрошает.
И мнится: их седой гранит
Все вспоминает и вздыхает…
    Что сторожите? Свой покой?…
    Ужель захочется вернуться?
    Увидеть вас, махнуть рукой,
    Уйти и… снова оглянуться…
«Приди…», - я слышу камня стон.
«Вернись…», - трава прошелестела.
«Останься…», - будто бы сквозь сон
Мне нежно пуночка пропела.
    И я вернусь, быть может, в снах…
    Взлечу на этот берег дальний
    И стану вопрошать, в стихах,
    Гранит безмолвный и печальный…
Но зачарованной души
Ничто покой не потревожит.
Лишь с эхом,  вспугнутым в глуши,
Услышу я ответ, быть может…

      Мне кажется, еще не было такого случая, рождения стихов прямо на глазах у зрителей и читателей! Стихотворение очень мягко, женственно, гармонично дополняет и продолжает произведение Валерия! Это какое-же нужно состояние души, чтобы так сопереживать, вникнуть, вжиться в состояние, переданное стихами Валерия! Обратите внимание, в окончательный вариант стихотворения Ольга, по каким-то, только ей известным, причинам не включила самое первое четверостишие. И еще одно совпадение, на мой взгляд, символическое. Мы, все трое, Ольга, Валерий и я, жили в одном поселке, на Чукотке. А Ольга и родилась там… Вот так, волею случая, мне посчастливилось познакомиться с творчеством очень интересной, необыкновенной, талантливой личности и просто красивой Женщины. Совершенно неожиданно для меня, наше знакомство продолжилось и даже более того. Ольга подарила мне маленький кусочек настоящего счастья от общения с ней. А я ей подарил звездочку Мицар, из созвездия Большой Медведицы. Почти касается её крохотная звездочка Алькор - это моя душа. А потом мы поссорились...

     Ольга так обиделась, что не желала читать и отвечать на мои сообщения в личку. Спустя пару недель, я спровоцировал Ольгу еще на одну поэтическую дуэль. Очень было интересно, что получится на этот раз. План заинтересовать ее был прост.  Ольга родом с Севера. Неравнодушна к новым стихам, а тем более о Севере. У меня имелись стихи о Севере, незнакомые Ольге. И я, как бы невзначай, подбросил ей в одном из обсуждений в Одноклассниках одно четверостишие. И ведь сработало! Дуэль длилась немного, около двух часов. Вот результаты этой дуэли. Нечетные четверостишия, предложенные мной, а ответные, четные, Ольгины. 

Только Север холодный, своей красотой,
К нам в звенящих метелях  ворвётся,
В наших снах улыбнётся погибшей мечтой,
Светлой грустью в душе отзовётся.

      Отзовется…но нет, не погибшей мечтой,
      А полярных сияний искрящейся гривой,
      Той, ни с чем не сравнимой, такой колдовской
      Красотой, что навек мое сердце пленила…

И поморские чайки не будут кричать
Будут белые вихри метаться
Что же нас заставляет опять и опять
В неприветливый край возвращаться?

     Что влечет? Память сердца и грусть, и любовь
     К той далекой, родной и покинутой дали,
     Где мы счастливы были…и чудится вновь
     Я лечу, словно птица, к стороне той печальной…

Столько лет колыхался за нашей спиной,
Наползающим белым туманом,
Здешним летом коротким и поздней весной
Ледяной горизонт старика – Океана

     Океан – колыбель громоздящихся льдов
     И свистящих ветров ледяная обитель.
     Но весна лишь придет – сбросит цепи оков,
     Жизнь повсюду вдохнет неизменный Хранитель…

Может в жиле кварцитовой блеск золотой
В тундре синею птицей взметнётся,
Только в белых снегах, за полярной чертой
Она розовой чайкой зовётся...

     Чайкой розовой я навсегда обернусь,
     Понесут меня крылья от сопок к равнинам.
     И тогда, в край родимый я снова вернусь
     Заплутавшим в ;пути пилигримом…

Среди наших пустынных высоких широт,
Та птица осталась случайно,
Из гибельной тундры пробившись вперёд
К нам, вместе с легендой о чайке.

     Не случайно…- осталась она навсегда
     По велению сердца и зову природы.
     И гнездится у скал там, где дуют ветра,
     В том краю, где пуржит по полгода…
Pas mal du tout...
Ценители поэзии наверняка заметят разницу в мужских и женских стихах.

    Эта наша "дуэль" и нечаянное знакомство, послужили толчком для Ольги и она открыла страничку на сайте "Стихи.ру" своих написанных после этого случая стихотворений. Сейчас она издала сборник избранных стихов. С огромным удовольствием читаю и перечитываю ее стихи. Кстати, её шуточное стихотворение «Любовный чердак». В строчке "От мальчика и вплоть до старика", это Ольга про меня, старика, пишет...

Тут первая моя лежит любовь,
А  там – последняя, еще слегка живая.
Как много оказалось сундуков
С воспоминаньями, сейчас пересчитаю:
Вот - мальчик нежный, юноша почти.
Украдкой на него из-за угла глядела
И детская любовь была чиста,
И страстью не томилось тело.
    . . . . .
Их обнаружилось десятка с два,
Всех, от «слегка» и «дО смерти» любимых,
От мальчика и вплоть до старика.
-Да я ведь просто Мессалина! 
Ах, сколько пелось песен, слез лилось,
Как нежно сердца трепетало!
Цветков, засушенных   в  страницах
Милых книг, я обнаружила немало.

Сирень - да…, то был «Сокол ясный»,
А вот – жасмин, он пахнет до сих пор,
И розы лепестки так  крАсны,
Как совести моей укор.
И торопливо («Не судите, люди!»)
Я дверь прикрыла на чердак –
А то вдруг налетит сквозняк
И новую любовь мою простудит…

       Я думаю, Ольга не обидится, ежели я опубликую еще одно ее стихотворение. Грех прятать такое от любителей поэзии.

Скользит по водам жизни водомерка,
а ходики судьбы всё отмеряют счёт,
и сколько раз ещё в распахнутую дверку
кукушечка  мне  песню  пропоет?
Подрагивает рябь - двумерная поверхность
хранит движенья легкого круги…
Что знаю я про вечности размерность,
в  которой  растворятся  дни мои?
Что время в вязком омуте скрывает?
И кто мне скажет: в этой глубине
исчезнут или же умножатся печали
и радости, которые встречали
мы в жизни той, казавшейся вначале 
такой простой, поверхностной вполне…

       И сейчас я с огромным уважением отношусь и к поэтам, и к поэзии в целом, и к Валерию Ефременко и Ольге Наркевич в частности. Нас, простых людей много, а поэты - "товар" штучный. У поэтов и восприятие мира, и состояние души необычное, особое, не как у обычных людей. Они способны понять и выразить свои чувства в рифму так, что трогают души нас, простых людей...

P.S. Любителям поэзии. Стихи Ольги

(Всем закрытым посёлкам Чукотки посвящается.)

    Покинут, списан, позаброшен –
Не стукнет под рукою дверь,
Забыт и снегом запорошен,
Заносит сны твои метель…
    Лишь летом белые ромашки
Украсят брошенный погост.
Белеет призрачной рубашкой
Твой дом – покинутый форпост.
    Остался в памяти печальной
Поселок призрачным виденьем –
Он, как корабль, уже отчалил
В страну под именем Забвенье.
    Все жестче жизнь, все дальше берег,
Все громче слышен волчий вой.
Лишь звездный крест над мачтой реет
И глухо в сердце бьет прибой…