Прощайте...

Дарья Михаиловна Майская
"БЛАГОСЛОВЕН СКАЗАВШИЙ ЖЕНЩИНЕ:  ПРОЩАЙ! --
КРОМЕШНЫЙ АД ЗАКРЫЛ! ОТКРЫЛ ДОРОГУ В РАЙ!!!" -

Написала я на Стихире,не разъясняя, чей ад он закрыл и
для кого открылся рай.

Мне откликнулась очень милая женщина:

"Не люблю я слово "прощай" -
Уходя, уходи, покидай.
А зачем на прощанье дерзить?
В рай нужно чистым входить".

Я задумалась... Многое вспомнила
и ответила ей целым повествованием.


***
Валентинка! Здравствуйте, дорогая!!!

В моём детстве к нам в дом очень часто заходили
пожилые люди - старики, старушки. Они подолгу
говаривали с моей мамой. Некоторые из них были
нам родственники, но чаще просто знакомые.

Уходя, они все говорили: Ну... прощайте! Не было слова "до свидания".
Многие говорили с поклоном.

Помню одну старушку, сухонькую такую. Она приходила в овчинной шубе,
какой-то оранжевой - наверное, кирпичом натирали при изготовлении, но
до полного износа её удивительно красивый цвет не менялся, как она за ней
ухаживала не знаю, но на шубе никогда не было ни единого пятнышка. Верх шубы
был точно по её фигурке - очень красиво подхватывал её. А от талии она была на сборке... Платья такого типа назывались - татьянка. По краям полости,
низу очень длинных рукавов - сантиметров под тридцать длиннее обычной длины рукава пальто,- и краю подола были разноцветные, очень яркие синие, красные, жёлтые, зелёные коймочки какими-то вилюшечками... И они не тёрлись, не мохматились, хотя, теперь понимаю - носилась шуба не одним поколением.

Эта бабушка подолгу сидела у нас. Ничего не помню из её рассказов, но
однажды мама спросила её, не скучно ли ей одной дома длинными зимними вечерами.
Света у бабушки не было, как и у всех - лампы были. Керосин она, конечно,
берегла.

Бабушка говорит: - Нет, не скучно.
Я лежу на печке и рассказываю себе вслух сказки... Однажды решила
посчитать, сколько я их знаю - триста штук насчитала.

У меня тогда сердечко просто защемило. Всю жизнь я горюю о том,
что мама не попросила надиктовать их. А у меня тогда только
возникло острое желание послушать все до единой. Сама я писать не умела,
значит, очень маленькая была - в шесть лет я уже одолела все христоматии
моей сестры старшеклассницы (Христоматия - дополнительная книга по литературе - очень объёмная с произведениями по программе. Вот как заботились об учениках!!!)

И вот она собирается уходить. Покрывает платок, другой...
одевает шубу - застёжки ремённые, узелками завязанные и ничто не может их развязать (никаких пуговиц!) Сверху она накрывается огромной шалью, очень тяжёлой, толстой... Теперь понимаю 2 х 2. У мамы такие были, только красивые, в клетку. А у этой бабушки шаль чёрная. Она её застёгивала под подбородком огромной английской булавкой. Потом брался белый миткалевый платок, складывался и бабушка придерживала его на лбу, а мама завязывала его концы на затылке узлом. Так бабушка оберегала от холода лоб...

И вот бабушка собралась. Сборы продолжались неспешным разговором, далёким от предметов её одежды. Потом она крестилась на икону (Троеручица Божия мать),
кланялась всем нам и говорила:НУ... прошшайтя...

Она не прощалась с нами навсегда - она просила нас простить её, но не за раз, а постепенно, думая о ней, всё осмысливая...

Вот так, милая Валентинка!

К Вам с благодарностью и уважением. На том и... прощайте...

**************
Дарья Михайловна, спасибо что разъяснили, мне так было интересно. А я, читая Иоанна Кронштадского, так и не могла понять: почему он в каждом своем письме вместо "до свидания" писал "прощайте". Очень Вам благодарна. Век живи -век учись...

Валентина Яковлева Копейкина   29.10.2017 13:46