Не думай о мгновеньях свысока

Александр Тихонов 4
                НЕ ДУМАЙ О МГНОВЕНЬЯХ СВЫСОКА…
                Мгновение из жизни КПСС
    Это произошло 14 июня 1974 года. Ничего неординарного, но по сегодняшним временам и смешно и грустно. Недалеко мы ещё ушли от социализма, недалеко от господства КПСС. КПСС распоряжалась всем, фактически через головы директоров и руководителей предприятий и организаций, держа под своим контролем все и вся.

 Теперь судят: лучше было или хуже в годы социализма. Я не участвую в этих спорах, хотя прошел всю «школу» коммунизма. Бесспорно, мы живём сейчас богаче, нежели в 1974-м.

 Почти в каждом дворе по автомобилю, а то и по два. Государство платит дотации малоимущим, и так далее. Но, уверяю вас, люди тогда считали себя более счастливыми.

 Сейчас же таковыми считают себя далеко не все. В годы социализма было свободно с работой: куда ни придешь, ни приедешь – всюду находилось рабочее место, всюду давали квартиру.

 Сейчас же рабочие места «создают» в основном за счет государства, а в те годы создавали предприятия, где люди могли трудоустроиться. Да, туго было с продуктами и товарами, но это воспринималось с пониманием.

    Каким же счастливцем счел себя Владимир Петрович Шамаль в тот памятный день!

   В Идринском райкоме партии только что закончилось собрание партактива. По его завершении первый секретарь Константин Иванович Шведин, по своей комплекции точно подходивший под звание хозяина района, широкоплечий, крепко сбитый, с мудрым выражением лица, по характеру холерик, попросил, обращаясь к Летягину:
---- Николай Фёдорович, подождите, не уходите. Для Вас есть хорошая новость.
    Николай Фёдорович, уже в то время уважаемый педагог района, собравшийся уходить, сел на свое место, заинтригованно глядя на Шведина. Кое-кто из секретарей первичек тоже предпочли остаться.

---- Николай Фёдорович, - с широкой улыбкой на лице сообщил хорошую новость первый секретарь. – Вы просили автомобиль и Ваша очередь первая?
---- Да, - ответил Летягин.
 
---- Вы ведь у нас не только заслуженный учитель, - продолжил, уже похвальную речь секретарь. – Вы у нас и участник войны, и поэт, и скульптор, и художник. Нам по краевой разнарядке разрешается приобрести в частном порядке легковой автомобиль марки «Жигули». Мы даем это право Вам.
 
    Николай Фёдорович почему-то не обрадовался, и как-то даже сгорбился, опустив глаза в пол.

---- Что-то не вижу радости на лице, Николай Фёдорович? – удивился Шведин. – В чем дело? – Первый не ожидал такого ответа, хотя часто заранее знал, что скажет собеседник. 0
 
 ---- Знаете, Константин Иванович,  не надо мне такую машину.
---- Это почему? Новая машина, с нового завода в Тольятти, построенного итальянцами. Это первая партия, продаваемая в России. До этого итальянцы перегоняли машины в Италию.

---- Да, знаете, Константин Иванович, - говорят, в этой машине все комплектующие неразделимы. Головка цилиндров, картер, коробка передач компактные, сваренные. А если что случится, где ремонтироваться? СТО только в Абакане. Не надо мне «Жигули», «Москвич» придет, дайте «Москвича».

---- Ну, Николай Фёдорович! – еще более удивился Шведин. – Кто Вам такое наговорил?

    Летягин не сказал, кто, и развеять его сомнения было некому. Не было еще в районе автомобилей такой марки. Все оставшиеся промолчали. Среди оставшихся был и Владимир Петрович, работавший в те годы секретарем парткома первичной партийной организации колхоза «Борец» села Екатериновка.

 Он помнил, как его супруга Таисия Герасимовна загорелась мечтой сменить «Запорожец» на новенькую машину, какую увидела на открытке. Красивая была машинка на открытке по социальному страхованию, рядом с машиной стояла ещё более красивая девушка.

     Минут пятнадцать уговаривал Первый Летягина – бесполезно!
---- Если Николай Фёдорович не хочет, отдайте её мне, - заявил Шамаль.
    Больше никто из присутствовавших не изъявил желания приобрести «Жигули».

---- А какой ты по очереди? – спросил Шведин.
---- Пятый!
---- Бери! – согласился первый секретарь. – Иди в общий отдел      бери талон и покупай.

    Недолгими были сборы по покупке, пришлось ехать в Красноярск. И вот уже 43-й год машина ходит по дорогам района и края. Хозяин в порядке, хотя ему уже 83, и машина тоже. Вчера подъезжает он к моему двору, гляжу на машину, а она как новенькая! Ни царапинки! «Вот как надо любить машину и ухаживать за ней» - подумал я.

---- Синенькая, такая, какую Тася и видела на открытке. Пришлось сунуть  мастеру, чтобы вытащил её из середины ряда. Машин пятьсот было на стоянке. И ничего в ней не сварено, и ничего не менял бы, если бы сын в прошлом году не привез из Красноярска новый двигатель. Старый я отдал мастеру за работу по замене. Он поставил его на другой автомобиль – тоже еще работает, - сообщил Владимир Петрович, видя, как я любуюсь его «новеньким» автомобилем…

    Уникальный случай, можно сказать, момент для Владимира Петровича. Он мой хороший друг! Родом он из села Шадрино, которого сейчас уже нет, остались только трафаретки по дороге в Романовку, а когда-то там и церковь красивая была.

 Если вдуматься, Владимир Петрович – живая история района. Отец погиб на фронте, в семье семеро. Трудоспособных только двое мать да Володя. Пришлось бросить учебу в школе, потом и в ПТУ, куда его отправили учиться на тракториста. Но его все же посадили на трактор, где он проработал до призыва в армию. Там выучился на шофера. 

    Интересна история о том, как он попал из простых шоферов в председатели сельсовета села Новоберёзовка, но это уже другая история, каких в жизни Владимира Петровича немало, поведать о которых, нужны отдельные рассказы.