Поэтический язык как составная часть художественно

Валерия Демидова
 Поэтический язык как составная часть художественного стиля
 а. Художественный стиль и его специфика
  б. Лингвостилистика поэтического текста
  в. Постмодернизм в англоязычной поэзии

  Художественный стиль  является языком литературы и искусства, с помощью которого передаются эмоции и чувства, образы,  явления и в конечном счете жизненный опыт поколений. Он ставит задачу эмоционального воздействия на человека. Папакина Л. Н. в своей статье "Особенности художественного стиля в литературных текстах " отмечает:" Художественный  стиль выделяется среди других функциональных стилей языка эстетической (поэтической) функцией. Писатель (поэт) представляет явления и предметы действительности в конкретно-чувственных формах
образов...  Именно эстетическая (поэтическая, художественная) функция позволяет противопоставить художественный стиль другим стилям, а в художественном произведении выделять словесные образы - основные категории художественного текста."
  Художественному стилю соответствуют  следующие функции:
-Образно-познавательная,   а именно преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
-Идейно-эстетическая, что означает  обслуживание системы образов, с помощью которых писатель передает читателю идею произведения и  ожидаёт отклика на замысел сюжета.
    - Коммуникативная,   что предполагает   видение  предмета через  чувственное      восприятие
   Художественный стиль, как  способ самовыражения писателей, функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах, одах, баснях, сонетах, мадригалах, эпиграммах, эпитафиях, элегиях), драматургии (драма,  комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл) и эпосе (сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон).
  Художественному  стилю соответствуют следующие черты:
1. Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».
2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
5. Использование речевой многозначности . Это означает - слова побираются таким образом,  чтобы с их помощью создавать образы и  вкладывать в них скрытый смысл.
6. Функция передачи информации часто завуалирована. Целью художественного стиля является  передача  эмоции автора, создание у читателя настроения, эмоционального  порыва.
  Художественный стиль базируется на художественном тексте, авторски неповторимом и творчески  уникальном.  Если  его рассматривать,  как единое целое, то по мнению лингвиста  Ерохиной М.А.:"... с одной стороны, это воплощенное содержание, выраженное с помощью определенных (языковых) знаков, то есть его природа находится в знаковой системе координат. С другой стороны, художественный текст.... представляет собой некое единое информационное сообщение, в данном конкретном случае связанное с постижением реальности на уровне чувственности и образности."
  Таким образом художественный стиль стал целостным элементом культуры общества, а его  важной коммуникативной частью является поэтическое творчество.

 б.  Лингвостилистические особенности поэтического текста

    В XXI веке  лингвостилистика рассматривает  поэзию как сферу, в которой происходит передача информации от отправителя к получателю. Поэтика - наука на грани литературоведения и лингвистики, поэтому в основе ее системы  лежит классификация фактов языка, которую дает лингвистика. Если принять языковой знак за материальную основу поэзии, то соотношение между  лингвистическим и лингвопоэтическим его изучением выглядит  так:
1. Фонетике соответствует поэтическая фонетика (эвфония), как отдел поэтики. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической. В области поэтической фонетики различаются  три группы явлений:  метрика, словесная инструментовка (особое расположение гласных и согласных) и мелодика поэтического языка (понижение и повышение интонации голосом).
2. Семантике соответствует изучение слова как поэтической темы, вопросы, связанные с изменением значения слова (учение о тропах). Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой, своеобразным приемом творческого стиля.
3. Синтаксису соответствует поэтический синтаксис (такие фигуры, как инверсия, синтаксический параллелизм, анафоры и т.д.). Поэтический синтаксис рассматривает приемы художественного использования синтаксических форм.
4. Язык данной эпохи представляет для говорящего ряд исторических и социальных пластов, имеющих для поэта разную ценность и обладающих специфической  художественной действенностью. Например, архаизмы, диалектизмы, просторечия, неологизмы могут быть использованы поэтом как художественный прием. Изобразительно-выразительные возможности этих слоев  в эстетическом тексте изучаются лингвопоэтикой.
    Поэзия характеризуется определённым ритмом, выраженным в законах стихосложения -- в метрических единицах и в их разнообразных соединениях. Интонации стиха, как считает Г.Р. Гачечиладзе, присущ оттенок музыкальности, хотя музыка стиха сильно отличается от обычной музыки. Музыка стиха рождается не в отвлечённом звучании слова, а в соединении звучания и смысла. Даже такой явно музыкальный элемент речи, как аллитерация, лишь тогда приобретает значение, когда способствует лучшему выражению мысли и усилению художественного впечатления. Выделить музыкальную сторону слова необходимо потому, что именно на неё опирается специфика поэзии, и все элементы поэзии сливаются с музыкой стиха. [5] Гачечиладзе Г.Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи. - М.: Советский писатель, 1980. - С. 215
    В поэтическом синтаксисе  порой нарушается привычный порядок слов, что приводит стихотворение к ритмической прозе.  Художественные приёмы поэзии отличаются большим лаконизмом и условностью.  Своеобразие композиции в поэзии опирается  на устойчивый ритмический строй, то есть на ритм и метр. Ритм поэтического произведения связан  с содержанием и с интонаций. Все эти элементы и создают стиль поэтического произведения, а стихотворный метр организует стих.
  Стихосложение тесно связано с природой языка:  с длиной слов и формами их изменений, с характером ударений, а также с выработанными веками в труде, плясках и песнях ритмами, связанными  с психическим складом народа. Всё это придаёт стихосложению  ярко национальный характер, тесно связывает стихосложение с фонетикой живой речи, со специфическими отношениями синтаксиса с ритмико-интонационными средствами.
Лингвистическая особенность поэтического языка состоит в том, что в нем могут наделяться смыслом любые языковые структуры (фонетические, словообразовательные, грамматические, ритмические и т.п.), становящиеся, тем самым, своего рода материалом для построения новых эстетически значимых языковых объектов.
   Я. Мукаржовский писал, что единственным постоянным признаком поэтического языка является его «эстетическая» или «поэтическая» функция, которую он определял как «направленность поэтического выражения на само себя.  Автор  выделяет две лингвистические стороны поэтического языка: звуковую и смысловую, рассматривая их с точки зрения строения языкового знака и участия отдельных элементов в построении поэтического произведения. К звуковой стороне поэтического языка он относит: звуковой состав языкового проявления, т.е. соотношение отдельных звуков; а также последовательность звуков, ритм, рифму, слог, и интонацию, которая выражена графически пунктуацией. Сюда же относится ударение, окраска голоса или тембр и темп, определяющий длительность ритмических отрезков и паузы. Смысловую сторону представляют следующие элементы поэтического языка: морфемы, представляющие внутреннее строение поэтического слова, лексика поэта (т.е. выбор словесного материала), семантическая направленность, поэтическое наименование и смысловая динамика. По мнению ученого, язык, состав которого представляют перечисленные элементы, по своему знаковому характеру представляет собой художественный материал для построения поэтического произведения. Мукаржовский Я. Поэтика // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996- С. 31-34.
     Для поэтического текста форма - это не только иерархия смысловых элементов произведения, система знаков языкового кода, но и атрибуты языка, характерные для поэзии: ритм, рифма, строфика, взаимоотношения гласных и согласных звуков, протяженность, музыкальность, и т.д. Эти атрибуты языка придают поэтическому тексту особую упорядоченность, которая делает более зависимыми от языка слова в поэтическом тексте. «Слово в произведениях литературы в каждом употреблении может обладать одновременно всеми своими семантическими и стилистическими возможностями в явной или скрытой форме» [8], . Задорнова В. Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. - М.: Высш. шк., 1984. - 152 с.  Можно утверждать, что слово в поэтическом произведении приобретает специфические черты  и особый  контекст.    Особую роль играет  лингвистическое окружение слова, где  оно актуализируется, представляя собой более сложное образование, нежели контекст в прозаическом произведении.
      Поэзия - это искусство контекстов: языкового контекста, контекста образов, идейно-эмоционального контекста, и на всех уровнях слова: звуковом, семантическом, грамматическом, синтаксическом - действуют законы пересечения и взаимодействия этих контекстов. Слово не только определяется само по себе этими контекстами, но также оказывает обратное воздействие на соседние слова и контексты, поэтому в поэзии действует механизм контактности слова. [16] 16. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978. - 446 с. 
      Поэтический текст обладает особой структурной организацией, куда также относятся структурные элементы (количество строф, число строк в строфе и ее построение, длина строк, характер рифм, их расположение и т.д.), которые жестко завязаны на  содержании произведения. [6] Дмитриев В. О структурных элементах и ритмической верности стихотворных переводов с французского языка. // Тетради переводчика. - М.: Международные отношения, 1966, вып. 3. - С. 16-38. Эта структурная организация, представляющая собой форму поэтического произведения. Как часть содержания форма  порой  выступает как внутренняя структура художественного текста
    Таким образом в поэзии содержание - это совокупность смысловых элементов, их соотнесенность с реальными фактами и замыслом автора, а форма - это расположение содержательных элементов в определенной последовательности, а также особая упорядоченность структуры .
 
  в.  Специфика постмодернистской англоязычной поэзии

    Постмодернизм взорвал современную поэзию, привнеся  поливалентность. В  поэтические тексты проникли  такие устоявшиеся метафорические характеристики, как «дисгармоничная гармония», «асимметрич¬ная симметрия», «интертекстуальный контекст», «поэти¬ка дуализма» и т. д. Эстетическая специфика постмодер¬низма в  поэтическом  жанре связана  с неклассической трактовкой классических традиций далекого и близкого прошлого, их свободным со¬четанием с ультрасовременной художественной чувстви¬тельностью и техникой.  Постмодернизм освобождает  инстинкты, создает но¬вый  эдем секса, телесности, «рая немедленно». Бурное сближение с жизнью придает этому поэтическому направлению популистский оттенок. 
     Проанализировав  поэзию XXI века, Н.В. Киреева  выявила следующие  общие черты :  деканонизация всех канонов и всех условностей, ироническая переоценка ценностей, размытость жестких бинарных оппозиций, пристрастие к технике бриколлажа, стирание личности, подчеркивание множественности «я», гибридизация, мутантное изменение жанров, карнавализация, метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста, игровое освоение Хаоса, интертекстуальность, плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные, выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного богатства и разнообразия, дву – или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой так и элитарной литературы, открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение «мерцания значения», ориентация на множественность интерпретаций текста, явление «авторской смерти», авторской маски, принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя, универсализирующий принцип изображения, множественность смыслов и точек зрения, использование приемов «двойного кодирования», принципиальная асиметричность, асистематичность, незавершенность, открытость конструкции, использование принципа ризомы [Киреева, 2004: 14 Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе / Н.В. Киреева. – М. : Наука, 2004. – 216 с.  ].
    Современные  авторы экспериментируют со звуковым и графическим уровнями, но  принципиальная асистематичность, незавершенность и открытость конструкции компенсируется на других уровнях формы и содержания. При отсутствии рифмы и определенного размера, связующей силой обладает ритм, построенный на ударении трех четвертей всех слов. Принцип нонселекции проявляется в избыточности звуковых изобразительных средств. Идея излишества поддерживается аллитерацией.   Вышеперечисленные принципы нонселекции, ризоматики и в целом постмодернистской чувствительности  находят свое выражение в современной англоязычной  поэзии.  Форма стиха в той же степени отражает ощущение  хаоса,  сколь и содержание.
 Стилистика и грамматика постмодернистского текста характеризуются  нарушением грамматических норм, когда  предложение  может быть оборванным; семантической  несовместимостью  элементов текста, соединением  взаимоисключающих  деталей, когда  соседствуют  трагедия и юмор, пошлость и возвышенное, оптимизм и кладбище.
   Поэзия без рифмы и ритмики  позволяет многим почувствовать себя творцами. Интернет мгновенно создает для  подобных авторов огромную аудиторию.  Практически  совершенно неизвестный человек  выплескивает   наболевшие проблемы  в социальную сеть и если  своим потоком сознания была  задета болевая точка общества, то  он на утро может проснуться знаменитым поэтом  с миллионом лайков и просмотров. Постмодернистские поэты освоили еще один вид творчества. Они записывают свои видео выступления и выставляют их в  ютуб. Так молодые люди  реализуют  артистический потенциал, а местом действия может быть не только зал, но и улица, квартира, подвал сломанного дома, крыша автомобиля. Совокупность этих факторов создает новое поэтическое пространство.