Размышления на отвлеченную тему

Михаил Пруцких
Недавно я прочитал книгу Харуки Мураками – «О чем я говорю, когда говорю о беге».
Книга очень интересная и необычная. Простым и понятным языком он рассказывает и о своей жизни и о своей жизненной позиции, но рассматривает  под необычным ракурсом. Многие его жизненные принципы мне близки. Многое, из написанного им, я переживал на подсознательном уровне, не умея сформулировать для себя словами. Прочитанное, заставило меня задуматься, и попробовать сформулировать и выразить своими словами свою жизненную позицию, попробовать разобраться в себе. Может быть, это поможет мне в будущем, а может быть это будет интересно кому-нибудь еще.
Если в двух словах описать смысл книги  Харуки Маруками , как я его понял, чтобы чего-нибудь добиться нужно преодолеть самого себя, и не просто преодолеть, а делать это постоянно, превратив этот посыл в жизненную позицию. Только преодолевая самого себя, изнуряя свое тело, и используя свое тело как инструмент, можно добиться, поставленной цели. В противном случае, плывя по течению, ты обречен на постепенную деградацию, как умственную, так и физическую.  Мысль – не новая, спортсмены, добиваясь высоких результатов, тренируются на пределе физических возможностей, монахи, изнуряя свою бренную плоть, достигают наивысшего просветления, и т.д. Все это так. Но я никогда раньше не соотносил это с собой, рассматривал этот жизненный принцип отвлеченно, соглашаясь с ним в теории, но, не желая применять его на практике. С возрастом меняются взгляды на жизнь, меняется отношение к одним и тем же предметам, меняются жизненные критерии. Так и должно быть. Меняемся мы сами, меняется, окружающий мир, меняется психо-физическое состояние, и, как следствие, меняется отношение к окружающему миру.
То, чем мы раньше гордились, может вызывать стыд, и наоборот.
Наверно мне повезло, что я прочитал Мураками в зрелом возрасте. Боюсь, что в молодости мне было бы это неинтересно, и я бы не получил столько пищи для внутренних самокопаний.
Еще в советское время, учась в институте, мы изучали такие предметы, как научный коммунизм, и политическую экономию, предметы непонятные и трудно заучиваемые даже тогда, а сейчас и тем более. Но один тезис я запомнил на всю жизнь, т.к. был с ним внутренне согласен. Это закон единства и борьбы противоположностей. Жизнь – это постоянная борьба и форма существования материи. Если прекратится борьба, то исчезнет и жизнь. Поэтому борьба добра и зла – постоянна. Эта борьба идет на всех уровнях жизни и будет продолжаться всегда. Поэтому, когда говорят, что мы искореним все болезни или прекратим войны, то понятно, что это невозможно, да и не нужно. Добро существует, только там где есть зло, как два полюса, положительный и отрицательный. Где есть сравнение, и существует понятие «лучше» и «хуже». Если теоретически допустить, что зло побеждено, то, автоматически исчезает понятие добра. Устранив, какую либо проблему, мы сразу сталкиваемся с другой, и так до бесконечности.
Я сделал это отступление, чтобы была понятна моя следующая мысль. В самом начале статьи, я уже сказал, что чтобы чего-то добиться, нужно что-то преодолеть. Иными словами, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Основная моя мысль не в том, чтобы изнурять себя, добиваясь поставленной цели, и теряя здоровье (большой спорт здоровья не дает), а наоборот, заставить себя, преодолевая лень и инертность тела, добиваться самосовершенствования своего организма.
Я начал активно заниматься своим здоровьем совсем недавно, около года назад, когда на день рождения мне подарили абонемент на посещение фитнесс центра. Я поставил себе цель похудеть и укрепить работу сердца. Первые три месяца я каждый день занимался спортом, постоянно повышая нагрузки. Результаты были неплохие: за полтора – два месяца  я скинул 7 кг. Но внутренне я чувствовал, что я, вряд ли, смогу сделать занятия спортом образом жизни. Я – человек достаточно ленивый, и, дома, мне трудно заставить себя заниматься физическими упражнениями. В спортзале, где занимаются все, это сделать проще. Но я и достаточно упрямый человек, и, мое упрямство постоянно борется с моей ленью. Когда я бегу на тренажере, я ставлю себе цель, бежать не менее 40 минут, это мой минимум. Обычно за это время я пробегаю около 6 км. На время и километраж на тренажере я стараюсь не смотреть, так время бежит быстрее. После 10 – 15 минут бега, начинается легкая усталость, так и хочется взглянуть на дисплей тренажера, чтобы посмотреть, сколько еще осталось. На этом этапе  мозг легко справляется с нежеланием тела продолжать бег, я стараюсь думать об отвлеченных делах. Но, чем дальше, тем все сильнее сопротивление моего тела, и слабее приказы мозга. Обычно к 30 минутам футболка покрывается потом, усталость достаточно высокая, а мозг уже не приказывает телу, а упрашивает: - « Ну потерпи, уже 3/4 позади, с каждым шагом финиш все ближе». Я знаю, что еще долго могу заставлять свое тело бежать, но мне все меньше этого хочется. Самое трудное заставить себя бежать после того, как 40 минут истекли. Мозг и тело уже пришли к компромиссу, что бежим 40 минут. Тело чувствует себя обманутым и усиливает сопротивление, зато мозг успокаивается,  свой минимум ты уже отбегал и можешь остановиться в любую минуту. Я, как сторонний наблюдатель смотрю за этой борьбой. После бега мне приятно чувствовать легкость в теле, к тому же, я получаю моральное удовлетворение: значит, у меня все-таки есть сила воли. Но заставлять себя преодолевать внутреннее нежелание заниматься спортом нужно постоянно, иначе теряется смысл. И как раз сделать этот процесс постоянным – самое трудное. Хоть я и занимаюсь спортом совсем недолго, но, все-таки, я уже заметил изменения в себе. Изменились не только тело и походка, но я почувствовал и внутренние изменения: я стал более спокойным и уравновешенным, и, на мой взгляд, очень важно, что повысилась и самооценка. Я стал больше уважать себя.
Иногда, наблюдая за собой со стороны, я стал как бы прислушиваться к диалогу мозга и тела:
Мозг:  Посмотри на себя, у тебя большой живот, ты стесняешься своего тела на
       пляже. Пойди в спортзал побегай, поменьше ешь, побольше двигайся.
Тело:  У тебя живот не больше, чем у других, ты и так уже сегодня бегал. Посиди,
       отдохни, посмотри телевизор.
Мозг:  Все чего ты добился, а добился ты не многого, исключительно занятиям
       спортом, если ты не будешь заниматься, все это легко потерять.
Тело:  Ну и что, невелика потеря. Миллионы людей так живут, чем ты лучше?
Мозг:  Чтобы чего-то добиться, нужно чем-то жертвовать. Ты же сам чувствуешь
       легкость после занятий. Заниматься нужно постоянно, иначе теряется смысл.
Тело:  Так ты что собрался издеваться надо мной всю жизнь?

Иногда я иду на поводу у своего тела, а иногда заставляю тело, подчинятся приказам мозга. И это происходит все чаще и чаще. Ведь цель занятий над собой не продлить долголетие, а повысить качество жизни.

И еще я стал меньше пить алкоголя. Не скажу, что я много пил, но все-таки иногда я чувствовал желание  выпить, на праздники или с друзьями. Теперь такое желание исчезло. Если и приходится выпить на праздники, то это только дань традиции, но желания нет. Пиво я бросил пить еще 9 лет назад, случайно узнав, что пиво превращает мужские клетки в женские. Получать сомнительное удовольствие от пива,  постепенно превращаясь в женщину – боже упаси. Любителя пива можно всегда узнать по большому животу, женской груди, красному цвету лица и одышке.

Спасибо тебе читатель, за то, что ты дочитал эту статью до конца, а, значит ты нашел что-то интересное для себя, ведь основная цель этой статьи – постараться разобраться в себе и, может быть, помочь другим. Я буду рад, если эти заметки заинтересуют читателя.